Видео

КИНО / ВИДЕОНАХОДКА

Топ-5: психоаналитики в кино

Василий Корецкий · 23/01/2012

Имена:  Александр Стефанович · Вуди Аллен · Георг Пабст · Джон Хьюстон · Жан-Жак Бенекс · Омар Гвасалия

Чем, по мнению кинорежиссеров, занимаются фрейдисты со своими пациентами

©  Neumann-Filmproduktion

Кадр из фильма «Тайны души»

Кадр из фильма «Тайны души»

«Тайны души» (1926). Режиссер Георг Пабст
Наивное, но небезынтересное кино, хорошо иллюстрирующее представления современников Фрейда о том, что такое психоаналитическая

практика. Буржуа Мартин Фелльман страдает от психического расстройства: он плохо спит, его мучает бред ревности, при виде бритв и ножей Фелльман впадает в панику, вдобавок время от времени ему нестерпимо хочется зарезать жену. Подвернувшийся кстати доктор-аналитик укладывает больного на кушетку и выпытывает у него все тайны души, попутно разъясняя основы психоанализа (в работе над сценарием принимал участие сам Карл Абрахам, ученик Зигмунда Фрейда).

Немного тайн одной немецкой души



«Фрейд» (1962). Режиссер Джон Хьюстон
Довольно подробная реконструкция событий, которые привели Фрейда к открытию детской сексуальности, бессознательного, эдипова комплекса и переноса. В кадре — все основные фигуранты истории психоанализа: доктор Шарко, в экстазе гипнотизирующий своих пациентов-истериков, прагматичный доктор Брейер, с которым Фрейд проводил свои первые опыты по излечению истерии, Анна О. — знаменитая пациентка Фрейда и Брейера, якобы влюбленная в своих врачей, консервативный Теодор Майнерт, считавший истерию всего лишь притворством (удивительно, что в какой-то степени он оказался прав). Снимая фильм о теории, во многом построенной на трактовке фантазий и сновидений, Хьюстон, не стесняясь, пользуется метафорами и прозрачным символизмом. Фрейд допрашивает пациентов в полумраке душных комнат, нервно прогуливается по ночным улицам Вены, освещенным тусклым газовым светом, и, заснув лишь под утро, видит кошмары с участием собственной матери.

Доктор Фрейд открывает эдипов комплекс — и в ужасе закрывает его обратно



«Вид на жительство» (1972). Режиссеры Омар Гвасалия, Александр Стефанович
Довольно уморительный и не лишенный фиги в кармане пасквиль на заокеанскую жизнь, снятый по сценарию Сергея Михалкова и Александра Шлепянова (последний, к слову, сам эмигрировал из Союза в конце 80-х). Главный герой фильма, рефлексирующий и даже с виду неблагонадежный психиатр Савельев (Альберт Филозов), выехав за границу по турпутевке, просит убежища в неназванной капстране: в СССР доктору не позволяют вволю заниматься психоанализом. Савельеву вскоре дают вид на жительство, но он уже сам не рад, что покинул социалистическую родину: в мире небоскребов, стриптиза и чистогана психиатрия оказывается всего лишь еще одной формой надувательства. Сломленный собственным одиночеством, а также цинизмом, разобщенностью и духовным обнищанием западного человека, Савельев звонит маме в Колпино и беззвучно плачет в трубку. Все это было бы смешно, если бы в 1974-м, всего через два года после выхода фильма, в «Новом русском слове» не вышла статья эмигранта Лимонова, почти слово в слово повторяющая савельевские жалобы на капиталистическое общество и государство.

Западный коллега делится опытом с доктором Савельевым



«Приключения трупа» (2001). Режиссер Жан-Жак Бенекс
Оригинальное название этого барочного ситкома звучит как «Смертельный перенос» — или, если позволить себе игру слов, «Перенос мертвеца». Сюжет картины строится вокруг непростых отношений психоаналитика Дюрана с трупом его пациентки Ольги — нимфоманки, клептоманки, мазохистки и лгуньи. Однообразные садомазофантазии Ольги (еще живой) каждый раз вгоняют доктора в глубокий беспросветный сон. Проснувшись после одного из таких сеансов, Дюран обнаруживает Ольгу задушенной. Не зная, что делать с телом, он запихивает его под кушетку и продолжает практику. Очевидно, что каждый новый сеанс после этого превращается в черную комедию, и Дюрану уже как-то не спится. Доктор нервничает, исступленно смотрит порно с участием артистки Овиди и видит в редких, но тревожных снах хрестоматийное дерево с волками (сто лет назад оно уже снилось одному из пациентов Фрейда)

Пример сверхкороткой психоаналитической сессии, к которым нередко прибегал и Жак Лакан


«Зелиг» (1983). Режиссер Вуди Аллен
Классическая комедия Аллена о человеке-хамелеоне содержит многочисленные наглядные образцы достойного поведения в разных житейских ситуациях. Вот, например, как нужно разговаривать с лечащим врачом:

КомментарииВсего:5

  • figli· 2012-01-23 17:24:34
    А где же "Заочарованный" Хичкока???
  • Esther Twentythree· 2012-01-23 17:50:45
    ну это же топ-5, а не топ-10. к тому же, Завороженный -не самый лучший фильм Хичкока.
  • figli· 2012-01-23 17:58:10
    Не самый лучший фильм Хичкока, зато лучший фильм про психоанализ.
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 55574

Смотрите также

Читайте также

Видеонаходка

Все материалы ›
Все новости ›