Создатель «Годзиллы», «Дня независимости», «Послезавтра» и «2012» родился и начал карьеру в Германии, в начале 1990-х переехал в США, где стал одним из самых успешных голливудских режиссеров — и единственным открытым геем среди них. После 11 сентября Эммериха обвиняли в визуальной провокации — кадры разрушающихся башен-близнецов слишком многим и слишком сильно напоминали эпизоды из «Дня независимости». Тяжело пережив обвинения, режиссер стал активистом партии «зеленых», защитником прав различных меньшинств и снял «экологический блокбастер» «Послезавтра», в котором говорил не только об ответственности человека перед окружающей средой, но и о социальном неравенстве между богатым Севером и нищим Югом. Два года назад в фильме «2012» он окончательно свел счеты с человечеством — с неменьшим упоением, чем в этом году это сделал автор «Меланхолии».
Новый фильм Эммериха «Аноним» — совершенная неожиданность для поклонников режиссера. Это экранизация маргинальной для литературоведения «оксфордской теории», согласно которой автором произведений Уильяма Шекспира был 17-й граф Оксфорд. Именно граф, сыгранный Рисом Ивансом (еще одна неожиданная трансформация — этот актер из комика превращается в трагика), становится главным героем картины. Человек по имени Уильям Шекспир — второстепенный персонаж, тщеславный выскочка, который воспользовался моментом и присвоил себе чужую славу. Еще один герой — драматург Бен Джонсон, который знает тайну Оксфорда, завидует ему, но не может не признать его гениальности.
Читать текст полностью
Основной сюжетной пружиной «Анонима», впрочем, становится другая интрига — вопрос о престолонаследии, который бурно решается в окружении умирающей Елизаветы I (ее играют две актрисы — Ванесса Редгрейв и ее дочь Джоэли Ричардсон); в картине довольно невозмутимо перечисляются бастарды королевы, а также неожиданно возникает тема инцеста.
Еще на стадии производства фильм вызвал протесты в прессе — фильм посчитали симптомом глубокого проникновения конспирологических теорий в массовое сознание. Тем не менее «Аноним» — это действительно интересный пример перемены маневра для режиссера, у которого слишком хорошо получаются блокбастеры совершенно иного рода.
Во время своего визита в Москву Ролан Эммерих рассказал о своей картине небольшой группе российских журналистов, в числе которых оказался и корреспондент OPENSPACE.RU.
Мне понадобилось два-три года, чтобы переписать первоначальный сценарий. Он мне нравился, но в его основе лежала история взаимоотношений между Беном Джонсоном, Уильямом Шекспиром и графом Оксфордом — треугольник. Я решил, что этого недостаточно. Мне всегда казалось, что фильм не может быть посвящен чему-то одному, он должен быть шире. Я подумал: если граф Оксфорд действительно создал все эти пьесы, то почему он их не подписал своим именем? Причина должна быть очень-очень важной. Мы обсудили это с Джоном (Джон Орлофф, автор сценария. — OS) и решили, что дело может быть в борьбе за английский престол. Так политическая интрига оказалась в сценарии на первом месте. Потом компания Sony дала нашему проекту зеленый свет, и мы поехали в Лондон, готовиться к съемкам. Оказалось, однако, что в Лондоне снимать слишком дорого, а некоторые из отобранных актеров оказались заняты в других проектах. «Аноним» был отложен, а я стал снимать «2012» — и именно благодаря ему придумал, как некоторые вещи — например, город XVI века — сделать намного дешевле, чем предполагалось изначально.
Это теория, в которую верит очень небольшая группа ученых. Но я все равно решил ее использовать, потому что мне кажется — она очень шекспировская. В его пьесах есть похожие мотивы.
Какие доводы я сам могу привести в защиту этой теории? Не существует никаких писем, рукописей человека по имени Шекспир. В его завещании не упоминается библиотека. Две дочери Шекспира выросли неграмотными. Он слишком много внимания уделял аристократии. Сам взгляд на мир выдает в нем скорее аристократа. Его зять ни разу не упоминал в своих записях, что его тесть был писателем. Вообще, вся его история наводит на мысль, что имя «Уильям Шекспир» — просто подходящий псевдоним для другого человека.
Трейлер фильма «Аноним»
О Шекспире и его эпохе
Шекспир вызывает двойственные ощущения. Когда ты читаешь его пьесы, они кажутся тебе абсолютно современными. Он — основатель науки о человеческой душе. Но действие фильма происходит в эпоху, когда нравы были гораздо более дикими. В эпоху, в которой Шекспир жил и которую опередил, и это надо учитывать.
Об исполнителе главной роли Рисе Ивансе
У меня было много встреч с британскими актерами, я просил ассистентов по кастингу не говорить им, на какую роль я их собеседую. Риса я хотел снимать в роли Уильяма Шекспира — он же известный комик. Но при встрече он довольно безапелляционно заявил мне, что хотел бы сыграть графа Оксфорда. Я стал думать об этом: они оба — и Оксфорд, и Рис — в своем роде эксцентрики. Для нас с Рисом этот проект значит примерно одно и то же. Я пленник, заточенный в тюрьму своих прежних работ, фильмов-катастроф. А он пленник своего персонажа из «Ноттинг-Хилла», обреченный до бесконечности повторять один и тот же прием на экране. Мы сделали пробы, и Рис оказался блистателен.
Я помню очень хорошо, как на меня повлияло 11 сентября (разрушение Всемирного торгового центра часто сравнивали с эпизодами из фильма Эммериха «День независимости». — OS). На меня, и на фильм, который я снимал — «Послезавтра». Тогда я стал много думать об ответственности, об экологии, о защите окружающей среды. «Аноним» для меня — фильм о том, что перо сильнее меча. Это большая редкость — иметь возможность сделать кино о писателе. И я прекрасно понимаю, что мы никогда не заработаем серьезной кассы. Но я правда снял его очень дешево. И я правда не думаю, что фильм должен заработать миллионы, чтобы состояться.
Режиссеров -геев прудпруди, Рис Ифанс вечно играет людей с кислой мордой, а фильм Онаним :) никак не выбивается и из ряда помпезныхи провокационных деяний эммериха :)
Симпатичный, гладкий текст, в то же время, объемный. Легко читался.