Видео

КИНО / АНИМАЦИЯ

Дни польской анимации

Мария Терещенко · 04/03/2010

Имена:  Витольд Герш · Владислав Нехребецкий · Збигнев Рыбчиньский · Михал Соха · Рышард Чекала · Томаш Багиньский

Самая полная московская ретроспектива польской анимации для детей и взрослых – с конца 1950-х и до наших дней

В культурном центре «Актовый зал» 7—8 марта пройдут Дни польской анимации. Шесть программ мультфильмов (1957—2008) — самая масштабная и подробная ретроспектива польской анимации, которая когда-либо проходила в Москве.

Центральные программы — «Танго» и «Черная шапочка» — представляют двухчастную ретроспективу «польской классики». Сюда вошли самые славные и признанные мультфильмы за последние полвека; именно благодаря им польская анимация получила мировое признание и десятки фестивальных призов.

В их числе «Перекличка» Рышарда Чекалы (1971) — черно-белая лента, рефлексия на тему несвободы. Многие художники в 1970-х, задумываясь о социальных и политических проблемах, предлагали зрителю анимационные философские притчи. В наши дни большинство этих фильмов кажутся примитивными и устаревшими, не более интересными, чем злободневная карикатура в позавчерашней газете. «Перекличка» — редкое исключение. Этот мрачный философский этюд о концлагерной жизни и сегодня производит сильное впечатление.

«Перекличка». Режиссер Рышард Чекала, 1971



Звезду польского кино Збигнева Рыбчиньского знают и ценят во всем мире не только поклонники анимации, его экспериментальные короткометражки можно отнести к игровому жанру. Однако «Оскара» Рыбчиньский получил именно в анимационной номинации — за хулиганскую и очень остроумную работу «Танго». Хулиганом он оказался не только в кино: во время церемонии вручения наград Американской киноакадемии режиссер вышел покурить, повздорил с охраной и прямо во фраке загремел в полицейский участок, где и провел всю праздничную ночь.

«Танго». Режиссер Збигнев Рыбчиньский, 1980



На заре компьютерной анимации неуклюжие люди и герои вызывали серьезную критику, однако Томаш Багиньский нашел адекватное применение новым технологиям и создал фильм, который и сегодня, несмотря на стремительный технический прогресс, кажется умелым, изысканным и оригинальным. Его «Собор» был номинирован на «Оскар».

«Собор». Режиссер Томаш Багиньский, 2002



Хорошие и известные фильмы есть почти у любой страны. Чем Польша действительно знаменита в анимационном мире, так это киноэкспериментами. Искать новые формы здесь начали еще в 1950-х, а к 1970-м выросло уже целое поколение мультипликаторов, для которых «художественный эксперимент» стал естественным способом разговора о мире. В программе «Лабиринт» собраны лучшие работы польских экспериментаторов, начиная с совместных опытов Яна Леницы и Валериана Боровчика и заканчивая депрессивным современным музыкальным клипом «Смерть на пятерых» (режиссер Мариуш Вильчиньский).

Бывает, что эксперименты, даже самые блестящие, завершаются провалом, и новая эстетика заводит режиссера в тупик. Этого не произошло с Ежи Кучей: более удачливого экспериментатора сложно отыскать не только в польской, но и в мировой истории. Сложный художник, снимающий очень непростое кино, он не только сам достиг успеха, но и предопределил развитие польской анимации на многие годы. Учительским влиянием Ежи Кучи отмечены сегодня почти все работы, созданные в Польше в 1990—2000-е годы.

Медитативные фильмы этого режиссера почти всегда балансируют на грани игрового кино и анимации. Большинство картин Ежи Куча создает из натурных кадров, пропуская их через «живые фильтры» (это делается без участия компьютера, и свое ноу-хау автор хранит в секрете). На выходе — пронзительные, медитативные, ассоциативные фильмы, построенные обычно как поток впечатлений, звуков, осколков жизни, нанизывающихся, как бусинки, на нить центральной авторской эмоции.

«Осколки». Режиссер Ежи Куча, 1984



Разумеется, экспериментальное кино существовало в Польше не на первых ролях: все лучшее, как и полагалось в соцстранах, делалось для детей. Результаты этих стараний представлены в двух программах «Сказки и истории» (для детей от пяти лет) и «Приключения людей и вещей» (для детей от восьми лет).

Польская детская анимация заставляет вспомнить о старых советских мультфильмах. Здесь всегда наравне с развлекательностью обнаружится крепкая хорошая история, душевность и мораль — все помнят польские сериалы про собачку Рекса или Болека и Лёлека. В двух программах есть и другие, несерийные короткометражки в том же стиле. Например, фильм «Арбалет», рассказывающий про двух мальчишек, решившихся поиграть в Вильгельма Телля. Хорошо тому, кто держит лук и стрелы, а вот что делать младшему — с яблоком на голове?

«Арбалет». Режиссер Владислав Нехребецкий, 1963



Но в детской анимации, конечно, наиболее привлекательны те работы, которые только притворяются детскими. «Маленький вестерн» напоминает ожившее живописное полотно: яркие масляные краски, крупные мазки, бесконтурный рисунок. В отличие от многих художников, Витольд Герш умеет быть смешным. Его красочные человечки совершают разные выходки и трюки, участвуют в погонях и перестрелках, пока наконец не появляется, словно бог из машины, тюбик с краской, который разрешает всю коллизию — или еще больше ее запутывает.

«Маленький вестерн». Режиссер Витольд Герш, 1960



Не то чтобы польская анимация этим славилась, но, отдавая должное Международному женскому дню, организаторы выделили особую программу по гендерному признаку. В программе «О, женщины!» на экране появляются те еще штучки, в том числе изысканные и кровожадные хищницы типа Цыпочки — героини совсем свежего польского хита, год назад покорявшего мировые фестивали.

«Цыпочка». Режиссер Михал Соха, 2008

 

 

 

 

 

Оцените материал

Просмотров: 10878

Смотрите также

Читайте также

Анимация

Все материалы ›
Все новости ›