Видео

КИНО / ИСТОРИЯ

Юсуп Бахшиев: «Когда в годовщину Беслана показали “Антикиллер-2”, меня скрючило на диване»

Мария Кувшинова, Георгий Мхеидзе · 04/12/2009

Имена:  Юсуп Бахшиев

Сага про милиционера Лиса как летопись новой России

Об итогах десятилетия, о том, как «Антикиллер» — практически ровесник века — пережил нулевые, и о несостоявшейся экранизации Василия Аксенова МАРИЯ КУВШИНОВА и ГЕОРГИЙ МХЕИДЗЕ поговорили с Юсупом Бахшиевым — идеологом, бессменным продюсером проекта, а также исполнителем роли мелкого гангстера Кента, известного благодаря программной реплике «Трава не наркотик».

Георгий Мхеидзе. Какой «Антикиллер» был успешнее — первый или второй?
Юсуп Бахшиев. Если брать валовый доход, то второй. Но нельзя забывать, что первый выходил на сорока двух копиях — по нынешним временам звучит абсурдно. Правда, выработка на копию у него была почти $40 тыс. Сейчас, если фильм выходит на 500 копиях и делает такую же выработку, он собирает $20 млн.
Мария Кувшинова. «Антикиллер-1» был первым фильмом, который собрал миллион долларов в прокате…
Ю. Б. Больше — $1,3.
М. К. Да, перешагнул за миллион. Тогда это была сенсация, начало бума русского кино. И вот третий «Антикиллер» выходит в ситуации, когда наши фильмы опять перестали собирать деньги, на них опять перестали ходить. Всё вернулось к ситуации начала нулевых.
Ю. Б. Причины несборов русского кино тогда и сейчас — разные. Но для меня ужасно горько, что один из решающих факторов — настрой зрителя по отношению к русскому кино. Я не знаю, те люди, которые пишут в блогах, они действительно смотрят фильмы? Или просто им скучно дома сидеть, онанировать они устали…
Г. М. Есть некая установка. Я буду выглядеть плохо в своей френдленте, если, не дай бог, похвалю русский боевик. Значит, я не хипстер, я не модный, я лох.
Ю. Б. Совершенно верно.
М. К. В таком случае ситуация сегодня все-таки похожа на ситуацию десятилетней давности. Был некий цикл, доверие к русскому кино росло, появились «Дозоры», а потом… Мы с Георгием вчера вспоминали «Охоту на пиранью», которая вышла в прокат ровно тогда, когда ресурс доверия уже выработался — она фактически провалилась, собрала всего $6 млн, а фильм отличный.
Г. М. Непонятно, как вот этот фильм мог не собрать.
Ю. Б. «Бумер-2» собрал в тот год $13 млн. И это для меня во многом ориентир в третьем «Антикиллере».
Г. М. Мы заметили. Вы цитируете сцену с прикуривателем.
Ю. Б. В «Антикиллере ДК» очень много киноцитат. Меня спрашивают: «Откуда у тебя Любшин появился?» Вы что, не понимаете? Это же Серджио Леоне, трилогия с Клинтом Иствудом, там был такой же дедок. И Станиславу Андреичу помочь вернуться на экран тоже было приятно. Любшин и Бортник — украшение «Антикиллера ДК».
М. К И ведет себя Куценко как безумный полицейский из фильма Джонни То.
Г. М. А мне говорили, что изначально Лис вообще должен был весь фильм быть в невменозе.
Ю. Б. Сценарий прошел несколько стадий, и все они были замечательны. Первая стадия — я был в одиночестве, придумывал сюжет. Третья книга Корецкого еще не вышла, и был соблазн вернуться к предыдущим. В первом «Антикиллере» осталась тема покушения на президента, которое Лис раскрывает попутно. Но, во-первых, это дорого (кортеж президента, проезжающий по улицам города, за две копейки не сделаешь). Во-вторых, черт его знает… Политический детектив? Мне интересны были не события, а человеческие страсти. Всегда хотелось показать любовь. Отчасти из тщеславия: я считаю, что хороших эротических сцен не было в русском кино.
Г. М. Я как раз хотел сделать комплимент, потому что сцена между героями Гоши Куценко и Екатерины Климовой решена в фильме очень элегантно.
Ю. Б. Ты не представляешь, каким усилием воли это было сделано.
Г. М. Итак, была мысль сделать фильм о любви...
Ю. Б. В предыдущей версии фильма Гоша находился в сумасшедшем доме. Там были отсняты потрясающие сцены: он сидит и смотрит на огромного черного мотылька, который бьется между двумя стеклами. У него были трипы: он закидывал таблетку в рот, потом выплевывал ее на пол, ложился, глотал ее, превращался в молодого Шамана. У него был реальный шаманский трип в морге. Жуткая совершенно сцена. Я в дополнительных материалах к DVD это все издам.
Г. М. Но в итоге фильм получился скорее комедией.
Ю. Б. Последние полгода мы вытравляли всю чернуху, всю психоделику, и я считаю, что поступили абсолютно правильно. Потому что кино — это все-таки не вещь в себе, это продукт, направленный на зрителя. Да, «Антикиллер ДК» сделал сильнейший крен в сторону комедии.
Г. М. Как появился режиссер Эльдар Салаватов? Почему вы все-таки расстались с Егором Кончаловским? Потому что тебе не понравился второй «Антикиллер»? Или ему не понравился?
Ю. Б. Не хочу вдаваться в подробности, но в конце съемок второго «Антикиллера» мы с господином Кончаловским разошлись и по работе, и по жизни. Скажу только, что в творческом плане я доволен: я видел его последующие продукты и понял, что стагнация — это не миф.
Г. М. Я вот буквально вчера Маше говорил, что он останется режиссером фильма «Антикиллер-1».
Ю. Б. Совершенно верно. Остальное в той или иной степени повторение «Антикиллера».
Г. М. Так как ты вышел на Эльдара Салаватова?
Ю. Б. В какой-то момент я самонадеянно подумал: «А чего это я? Я же все время в теме...»
Г. М. Сам решил снимать?
Ю. Б. Да. Слава императору, этого не произошло. Меня бы по-любому порвали в тряпку на выходе. Но даже если бы я дожил до премьеры... Режиссура — это полное отрешение от всей окружающей жизни. Иначе невозможно жить проектом. Это продюсер может себе позволить приходить, уходить...
Г. М. Вообще трудно представить себе ситуацию не в артхаусе, когда режиссер является продюсером одновременно. Здесь же производство.
Ю. Б. «Книга мастеров» —яркий пример. Вадим Соколовский был и режиссером, и автором сценария, и продюсером. И он же руководит в русском Disney продакшном. Вы понимаете, что это такое? Мы полтора года готовили первый проект этой студии в России: Василий Аксенов (между прочим!) — «Мой дедушка памятник. Было три варианта сценария, которые проходили проверку в американском Disney. Нам писали, заставляли переделывать... Я осатанел до такой степени, что, заказывая последний сценарий господам Дяченко (авторам «Обитаемого острова»), попросил их: «Ребята, напишите мне про Советский Союз, в котором хотелось бы жить». Как мы в детстве в книжках читали: всегда готов, улицы чистые, зелень, в магазинах все есть, все зашибись. В итоге Disney, как мы узнали, отказался от сценария по политическим мотивам — не захотели Советский Союз показывать хорошей страной. А потом я узнаю, что они все это время готовили «Книгу мастеров». Вот что народу нашему нужно — лубок.
М. К. А потом они подхватили в прокате «Дом солнца» Гарика Сукачева — фильм о хиппи в СССР.
Ю. Б. Они его не подхватили — они его подбросили и хлопнули об землю. Disney его не катает в итоге. Они к «Леополису» ушли.
Г. М. Возвращаясь к режиссеру...
Ю. Б. Да. Когда у меня сформировалось это самоубийственное решение, Гоша устроил истерику: «Ты сошел с ума, не понимаешь, во что ты ввязываешься. Мы ничего не сделаем. Ты не режиссер». Я сижу дома, у меня жесточайшие раздумья, заезжает Михаил Ефремов. Спрашиваю: «Ты что посоветуешь?» Он говорит: «Я сейчас снялся в фильме “Семейка Ады”. Режиссер — молодой парень, Эльдар Салаватов. Ты с ним сработаешься». А он мне трейлеры собирал для «Параграфа 78», но я его не запомнил. И как только Миша договаривает эту фразу, ему приходит sms от Эльдара: «Ты не мог бы мне сбросить телефон Юсупа?» А он хотел со мной обсудить очень интересный проект, по аналогии с «Бандами Нью-Йорка» — «Банды Казани».
Г. М. Очень круто.
Ю. Б. Ты что! Там такая история!
Г. М. Это вам не «Гоп-стоп» Бардина.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • serffv· 2009-12-05 08:33:57
    зачем ЭТО гавно тут рекламируют (я о фильме)? странный портал :(
  • carvin-cat· 2009-12-09 13:32:59
    Интересно, а что НАДО рекламировать?
    Что рекламодатель заказал, то и продвигают.
  • 4ermet· 2009-12-22 21:50:31
    угу, ждём рецензий на Никаса Сафронова в разделе современного искусства и материалов про Кипелова в современной музыке. А ЧО?
    Печально как-то
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 41711

Смотрите также

Читайте также

История

Все материалы ›
Все новости ›