КИНО / ИНТЕРВЬЮ
Роман Борисевич: «Я в принципе не люблю артхаус»
Самый продвинутый российский продюсер рассказал ВИКТОРИИ НИКИФОРОВОЙ, почему он не считает свои фильмы артхаусными
Продюсер Роман Борисевич привез на «Кинотавр» три последних фильма своей студии «Коктебель». «Волчок» Василия Сигарева взял главный приз и приз за лучшую женскую роль. «Сказке про темноту» Николая Хомерики достался приз за лучшую мужскую роль. А «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова оказалась просто очень милой картиной, которой обеспечена зрительская любовь.
В Сочи мы сняли что-то вроде «Кофе и сигарет», только без кофе и сигарет, а также поговорили с Борисевичем о том, собирается ли он снимать патриотическое кино (на эту тему он спорил с Сигаревым в процессе съемок «Волчка») и кто ему нравится больше — Путин или Медведев.
Видео можно смотреть здесь. Ниже — сокращенная стенограмма разговора.
— У меня к вам первый официальный вопрос. Давайте вы немножко расскажете, как вы пришли к продюсерству. Потому что вы тут самый звездный продюсер на самом деле. Вы привезли на «Кинотавр» три фильма, и совершенно очевидно: это фавориты конкурсной программы. Понятно, что они увезут с собой призы, что вы придумали некую новую волну в русском кино, что там говорить. Расскажите, пожалуйста, как вы дошли до жизни такой?
— Честно говоря, наверное, рано пока давать авансы, жизнь — она настолько коварна и жестока... мы предполагаем, а Бог располагает, даже не жюри, а Бог располагает. Про «звездность» это тоже не про меня и, я надеюсь, не про моих соратников... Даже, казалось бы, у нас сыграла Аня Михалкова (Борисевич имеет в виду «Сумасшедшую помощь» Хлебникова), в общем-то достаточно известный человек. И она мне очень близка тем, что это человек абсолютно не звездный, хотя и как человек, и как актриса даст фору, я думаю, большинству звезд «Кинотавра». А как пришел... Просто я с детства любил кино, смотрел все подряд, не гнушался даже смотреть индийское кино…
— Оно прекрасно.
— Да, все, что только можно было увидеть в кинотеатрах. Помню, еще в бытность нашу школьную были абонементы на просмотр. Мои одноклассники брали один абонемент и через день бывали в кинотеатре, а я брал сразу два. Учителя очень жаловались, даже родителей в школу вызывали, говорили: у вас ребенок бездельник, почему он каждый день ходит в кино? Ну, благо, у меня родители были спокойные... Я смотрел, смотрел, в какой-то момент подумал: хорошо бы делать кино. Причем без какой-то определенной цели, поскольку в те далекие восьмидесятые слова «продюсер» никто еще не знал. Мне мама сказала, что, наверное, тебе надо быть директором картин: режиссером ты все равно не потянешь, сценаристом тоже, а вот организовывать умеешь.
А дальше я попал в 91-м работать на Московский кинофестиваль, для начала меня взяли грузчиком. И вот там я посмотрел и Оливера Стоуна, и Гильермо дель Торо — его еще тогда никто не знал. А чуть раньше, на показах в Доме кино, я случайно попал на фильм и ничего в нем не понял, но это было такое впечатление… Это было «Сердце ангела». Я тут вчера сына водил на «Волчок», и он тоже ничего не понял. Но ему было интересно смотреть до конца, и он говорит, что это хорошее кино.
— А почему бы вам не сделать что-то вроде индийского кино, вот вы несколько раз его упоминали — это же действительно прекрасные фильмы. Какой был ваш любимый индийский фильм?
— «Танцуй, танцуй», «Танцор диско» и так далее... В детстве мы их смотрели не по одному разу.
— А сейчас, знаете, канал «Индия» есть на кабельном телевидении, там всё это показывают. И клипы — великолепные просто...
— Я пытался смотреть по одному из каналов индийское кино, там была линейка всех этих популярных фильмов. Нет, к сожалению, это уже не смотрится.
— А я недавно смотрела потрясающую индийскую версию «Белых ночей» Достоевского, фантастическую. Они выстроили декорации — нечто похожее на Париж, и они там тоже время от времени поют и танцуют.
— Наверное, в индийском кино всегда было что-то особенное, что-то совпадающее с голливудским идеалом. Не зря сейчас все «Оскары» взял «Миллионер из трущоб». Там ведь очень осознанно была взята американская мечта — в оболочке индийского кино; они только что не поют и не танцуют. Вот это совпадение и попадание в актеров дало феноменальный результат. Кто бы мог поверить?!
— Ну а как фильм-то? По-моему, не очень, согласитесь.
— Я все равно его отсмотрел и, как и большинство, считаю его достойной картиной. Это кино, которое выполняет четко поставленную задачу, которую ставит продюсер и режиссер. Часто же кино снимают, а потом думают, куда бы его пристроить. Ну не получилась коммерция, ну давайте сделаем подлиннее планы, тогда будет у нас авторское кино. Или давайте что-нибудь выкинем посередине, чтобы было непонятно, и будет у нас практически фестивальное кино. А в случае с «Миллионером из трущоб» что хотели, то получили.
Конечно, какие-то изменения на пути от сценария к фильму необходимы… Даже на своем опыте я знаю, что Боря Хлебников в процессе монтажа выстраивает картину. И «Последний день» Попогребского — это чисто монтажное кино. То есть вы не поймите неправильно: мол, они наснимали непонятно чего, а потом там лепят и думают: получится или не получится.{-page-}
— Ну, в «Последнем дне», как я понимаю, все держится на некоем секрете, который никто не хочет открыть.
— Секрета никакого на самом деле нет, там просто интересная развязка в плане, поскольку это действительно триллер, это чисто жанровый фильм. В этом триллере очень тонко замешана драма. Я надеюсь, что Леша сделает кино настолько искусно, что нельзя будет просто сказать, что это только жанр: это будет очень многослойный фильм. Настолько многослойный, что, я думаю, каждый найдет себе то, что ищет.
— Еще киноманы вам обязаны тем, что после видео вы занялись прокатом и прокатывали прекрасные хорроры. «Звонок» — самый страшный, наверное, фильм всех времен и народов, потом «Пилу» вы прокатывали. Почему у вас столько хорроров было, вы их любите?
— Да, наверное, есть какое-то пристрастие… Ну, во-первых, я в принципе не люблю арт-кино, я всегда обижаюсь, когда на мои фильмы...
— …лепят ярлык «артхаус».
— Да, хотя, конечно, Николай Хомерики — это чистой воды арт…
— А «Сумасшедшая помощь» — нет, это чистой воды мейнстрим.
— Да, просто там такой ритм, это ритм непосредственно его жизни — Боря и в жизни такой, немножко медлительный. Я тоже считаю, что это нельзя называть такой прямо «арт-арт», и «Волчок» в принципе это не арт. Это история, просто она рассказана определенным метафорическим языком, достаточно, на мой взгляд, любопытным. А «Простые вещи» — это уж совсем, мне кажется, снято для людей.
— То есть, несмотря на то что продюсируете вы авторское кино, любите вы хорроры, триллеры и хорошее жанровое кино.
— Ну, как любой, наверное, человек. Смотреть мне интереснее зрелищные фильмы, а снимать другие. Потому что в первом случае я зритель, а когда я делаю фильмы, я человек, который хочет что-то сказать.
— Я вот обожаю хорроры, но почему у нас не получается снять по-настоящему хороший ужастик, чтобы реально мурашки по коже?
— Ну нет у нас вот этой культуры... Я сам сейчас задумался, почему все хорошие хорроры (не «Крики», а действительно настоящие фильмы) всегда проваливаются у нас в России? Зритель, видимо, все-таки не готов испытывать острые ощущения.
— И тем не менее Попогребский снимает триллер?
— Попогребский — это, я надеюсь, отдельное имя в кино, поскольку он не только режиссер, но и психолог, хотя и не любит об этом говорить. И он действительно знает, как снять так, чтобы зритель сделал то или чтобы зритель сделал это.
— Он психолог по образованию?
— Он психолог.{-page-}
— Кто же из ваших режиссеров, собственно, режиссер по образованию?
— Коля Хомерики.
— А вы не боитесь работать с людьми без режиссерского образования?
— Не боюсь, я сознательно, как мне кажется, нацеливаюсь на риски... У этих ребят есть желание высказаться. Для меня это важнее, чем образование. С Борей-то [Хлебниковым] мы познакомились давно, в 97-м году, а кино мы с ним сняли в 2002-м, у нас долгая была история. С Лешей [Попогребским] нас познакомил уже Боря, поэтому риск в дебюте я как бы поделил на двух человек. Дальше, в процессе, они сдружились, и уже стало ясно, что я не ошибся. Что касается Васи [Сигарева], то мне сначала попался сценарий «Волчка», и я захотел его купить. Вася его не продавал, в итоге после долгих боев я поехал к нему в Екатеринбург, встретился с ним и с Яной, с его героиней, мы поговорили, и, в общем-то, они меня не подвели. Ну а с Колей [Хомерики] тоже как-то случайно вышло. Просто Коля позвонил мне (по-моему, это уже был август прошлого года) и говорит: у меня есть сценарий не сценарий, пьеса не пьеса Саши Родионова. Ну, давай посмотрю. Хотя думал, посмотрю и… ну, как обычно. Потом прочитал. Тяжело читалось, но дочитал последнюю фразу, и как-то — раз — и все натянулось. Думаю, надо что-то делать. Коля меня познакомил с Алисой Хазановой, с Родионовым. Про Алису написал: ну, Алиса не актриса, но сняться она может. Я говорю: хорошо, давай попробуем. Попробовали, быстро запустились, в принципе как я себе фильм [«Сказка про темноту»] представлял, таким он и получился.
— А почему про «Волчок» говорили, что было очень много организационных каких-то трудностей в производстве?
— Было, вообще куча. Это самый тяжелый наш проект, ну просто очень тяжелый. Я всегда считал, что то, что происходит внутри группы и на съемочной площадке, за кадром, это все потом через экран транслируется зрителям. А в «Волчке» был сплошной негатив, и я думал, что это может погубить фильм. Но сейчас я уже понимаю, что вот эта вся тяжелая энергия, весь этот негатив только усиливают картину.
— А вы вот проучились два года на продюсерском факультете во ВГИКе, а потом ушли, да? Вам не понравилось там?
— Да нет… причина, на мой взгляд, к сожалению, не во мне.
— Мы на OPENSPACE.RU делали большой материал про ВГИК. Он вызвал скандальный резонанс, хотя мы просто честно написали результаты опроса: что сто процентов студентов ВГИКа недовольны качеством образования. Почему? Вот вы живой пример: вы проучились два года, ушли оттуда и стали успешным продюсером. Что там происходит?
— Ну, я не знаю, как на режиссерском эти проблемы воспринимаются, я с ними не пересекался, но на продюсерском факультете не происходит ничего. Ровным счетом. Там не учат продюсерству. ВГИК имеет только одну очень важную особенность: все-таки это среда, где вращаются люди, которые хотят работать в кино. С Борей, допустим, я познакомился именно во ВГИКе, и, не было бы ВГИКа, непонятно, где был бы сейчас Боря, где был бы я. {-page-}
— А вот вы говорите: звездность нам не нужна, но у нас же в России всегда был культ великих режиссеров. Герман-старший, Александр Сокуров — это же просто мифологические фигуры, вокруг них культ, разве это плохо?
— Ну, культ и звездность — разные вещи. Против культа я не выступал, это раз, а во-вторых, это не то чтобы культ. Просто было признание, причем заслуженное признание. Я не поклонник Сокурова, я просто органически не могу смотреть его фильмы, но Германа я очень люблю. Режиссеру можно снять одну «Проверку на дорогах» и десять картин каких угодно... А дальше, честно говоря, у меня есть ощущение, что его новая картина, «Трудно быть Богом», может быть очень любопытной... Я, конечно, не хочу брать на себя роль какого-то там арбитра, но есть у меня ощущение, что будет любопытно, а что нет. В девяносто девяти процентах случаев эти ощущения сбываются.
— Мы делали опрос на тему кризиса, всяких продюсеров опрашивали, и все были ужасно пессимистичны. А вы в своем интервью были решительным оптимистом, вы говорили, что кризис — это здорово! Опрос был полгода назад. А сейчас вы такое можете повторить? Чем хорош кризис?
— Тем, что мы чуть призадумались, у нас была передышка, и наша компания с новыми силами собирается на будущий год снимать кино. Что будет, я не знаю, но мне кажется, потихонечку происходит небольшая чистка рядов. Радости ноябрь — декабрь не принес, но мне кажется, что дальше хуже не будет. Человек вообще существо, которое приспосабливается, просто он будет поставлен в чуть более жесткие рамки. Сначала он испугался, а потом привык.
— Большая часть бюджета ваших картин — это государственное финансирование, да?
— Ну, Колю Хомерики, к сожалению, у нас министерство не профинансировало, а все остальные — да, конечно. И мне хочется верить в этих режиссеров и в то, что они делают. Мне кажется, это очень важно для страны.
— Для страны это, конечно, важно, но наше государство и страна — это совершенно разные реальности.
— Ну, я, наверное, не соглашусь. Все-таки я человек проправительственный, несмотря на то, что позиция моя часто оказывается критической. Это так, но мы делаем это для того, чтобы общее внимание привлечь к каким-то проблемам. Мы не выступаем никогда против государства. В принципе, во главе государства, мне кажется, стоят сегодня очень грамотные люди.
— Вам кто больше нравится, Путин или Медведев?
— Мне, скажем так, больше нравятся девушки, но…
— А как избирателю?
— Наверное, все-таки Медведев. Но Путин, надо отдать ему должное, очень хорошо подошел на роль премьера, которого у нас на самом деле никогда не было. Мои товарищи с Украины любят говорить, что у нас непонятно, кто президент. А я уверен, что эти… соправители наверняка предвидели всю ситуацию. Два человека всегда могут что-то решить лучше, чем один. Не знаю, по-моему, это решение разруливать вдвоем основные ситуации привело к позитивному менеджменту.
— Ну а как вам нравится инициатива правительства относительно того, что государственное финансирование будет распределяться через четыре кинокомпании? Помните, была такая идея?
— Безусловно, это ни к чему хорошему не приведет. Но поскольку я, узнав об этом, сильно всполошился, то попытался разведать у своих источников наверху, что же там происходит. И я выяснил, по неофициальным данным, что это распоряжение было не совсем сверху. Оно прошло долгий путь и в процессе его упростили несколько раз… но создавалось оно не наверху. Сам я уверен, что, конечно же, не должны быть одни патриотические картины. Хотя они нужны, безусловно. Я сам бы с гордостью их смотрел…
— Вы бы сняли патриотическую картину?
— Если бы у меня был достойный сценарий...
— А о чем?
— Об обороне Севастополя.
— Спасибо.
КомментарииВсего:3
-
Видео плохое - и содержание и форма. Ну и Киноавр - когда закончился?
-
Кофе и сигареты Джима Джармуша ничего общего с работами продюсера Романа Борисевича не имеют . Всё время наше русское желание с чем- нибудь сравнить . Сравните Сломанные цветы и любую работу молодых дарований , и почувствуйте разницу ! В чью пользу! Кстати без наград Кинотавра! Внутреннего творческого драйва не хватает нашим режиссёрам . Какой-то он всё время искусственный , вымученный . С надрывом , с моральным наветом , этической опустошённостью . Посмотришь и иронии жизни как не бывало! А ирония в КИНО - вещь важная! Умничаем много . ПЫТАЕМСЯ ВЫСКАЗАТЬ ИСТИНУ , А НАДО ВСЕГО ЛИШЬ НАУЧИТЬСЯ МЫСЛЬ ОБРАЩАТЬ В ЧУВСТВО ! иСПОДВОЛЬ! НЕНАРОКОМ! БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ! И БЕЗ ЛЮБВИ К СЕБЕ ! ЭТО ДАР. ТАЛАНТ - ЗАЯВКА НА КУЛЬТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ . ДАР - ПРИЗВАНИЕ , В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ПОВИННОСТЬ , ИСКУПЛЕНИЕ И Т. Д . В НАШЕЙ КИНОКУЛЬТУРЕ ТАКОГО ПРОЦЕССА НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ . КИНОТАВР - ФЕСТИВАЛЬ НАВЕРНОЕ НЕПЛОХОЙ , НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА! НО ПРОБЛЕМА В ТОМ , ЧТО СОБИРАЮТСЯ СВОИ И СВОИМ ЧТО-ТО ДАЮТ. ПРИ ВСЁМ УВАЖЕНИИ К ОРГАНИЗАТОРАМ ФЕСТИВАЛЯ. ОН НАШ! ИСТИННО РОССИЙСКИЙ! СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ ОТСЮДА ПОСЛЕДСТВИЯМИ . БОЛЬШОЙ ХУДОЖНИК ИЩЕТ СВОЁ МЕСТО В МИРЕ ! В РАБОТЕ НАД СОБОЙ! ДЕЛАЯ ФИЛЬМ ОН ИЗМЕНЯЕТ И СЕБЯ , СТАНОВИТСЯ ДРУГИМ . ЛИЧНОСТЬ АВТОРА ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ! ВОСПИТАТЬ ЕГО НЕВОЗМОЖНО - ОН САМ СЕБЯ ВОСПИТЫВАЕТ ЧЕРЕЗ СВОИ ФИЛЬМЫ! ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ ВЕЛИКА И МНОГОГРАННА . ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ , А НЕ ПЕРЕД ДЕНЬГАМИ МИНКУЛЬТА! В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРОЦЕСС ИДЁТ , ПУСТЬ ХОТЬ ТАКОЙ! РОМАН БОРИСЕВИЧ ПРОСТО УДИВИЛ ПРИЗНАВШИСЬ В ЛЮБВИ К ТРИЛЛЕРАМ И ХОРРОРАМ! МОЖЕТ ПРОСТО ПОТОМУ , ЧТО ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ПРОДЮСЕРОМ ОН РАБОТАЛ ППРОВОДНИКОМ . МОЖЕТ ПРИЧИНА В ДРУГОМ . НЕ МНЕ СУДИТЬ . НАДО РАБОТАТЬ! И ВЕРИТЬ В ТО , ТО ДЕЛАЕШЬ! УДАЧИ! С УВАЖЕНИЕМ И НАДЕЖДОЙ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО КИНО! ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
-
голос явно из жопы
Смотрите также
-
06.06.2012 · Энтони Хегарти: «Христианство учит нас устаревшим идеям»
-
28.03.2012 · «Хотел бы тусоваться с Паффом Дэдди»
-
08.02.2012 · Сасу Рипатти: «Это для меня не музыка»
Читайте также
интервью
- Лена Катина: «Эти песни надо петь пожизненно»
- «Дорофей — кот жены Медведева. Очень важно понимать, кто же реальный хозяин»
- Сергей Кудрявцев: «Честные либералы, новые коммунисты, оппозиционные священники и анархисты будут сидеть в камерах вместе»
- Ханс-Ульрих Дуффек: «Это немного больше, чем просто напечатать ноты и ждать, когда с неба свалится успех»
- «“Известия” – это не вау»
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451996
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343505
- 3. Норильск. Май 1269106
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897803
- 5. Закоротило 822323
- 6. Не может прожить без ирисок 783331
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760163
- 8. Коблы и малолетки 741365
- 9. Затворник. Но пятипалый 472375
- 10. ЖП и крепостное право 408070
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403622
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370952