ФАС считает слово «скука» нецензурным, «офигеть» – оскорбительным, а граждан РФ – слабоумными подростками
Федеральная антимонопольная служба — институт, по природе своей предназначенный к регулированию рынка. Мы, разумеется, не станем сейчас обсуждать пользу и вред от антитраста как такового, хотя надо сказать, что на этот счет существуют самые разные мнения. В целом антимонопольные ведомства — не только в России — предназначены для удержания свободного рынка «в рамках» с целью защиты прав потребителя. Но понятно, что в рамках этой деятельности происходит перераспределение ресурсов. В странах сЧитать!
Гениальным ролик назвать, мягко говоря, трудно, ага. Однако видите ли вы, читатель, тут что-нибудь непристойное, развращающее молодежь и препятствующее модернизации (если оставить в стороне бла-бла-бла про общество потребления)? Нет? Вот и я не вижу. А ФАС видит, да еще как: слоган «Замочи эту скуку» был признан агрессивным, а слово «скука» — read my lips — созвучным нецензурному. Председатель экспертного совета Московского управления ФАС прямо говорит: «Созвучие в данном контексте слов “скука” и бранного слова неоспоримо. Такая реклама противоречит законодательству о рекламе, нормам и правам общества, а значит, должна прекратить свое существование». Против авторов, распространителей и заказчиков рекламы возбуждают дело — хорошо, не уголовное. Помните анекдот про пациента, пришедшего к психотерапевту со словами «Доктор, я, кажется, сексуальный маньяк»? Тот показывает ему нарисованные треугольник, квадрат, круг, после чего пациент спрашивает: «А вы сами, доктор, не маньяк?» Доктор в недоумении. «А откуда же, — говорит пациент, прищурившись, — у вас такие картинки?» Решение УФАС тем более смешное, что «замочить», как известно, любимое слово премьер-министра РФ.
Это не единичный случай: в ноябре прошлого года Свердловское управление ФАС запретило использовать в рекламе нового екатеринбургского квартала «Зеленая роща» выражение «офигеть».
Экспертизу по заказу ФАС проводил Уральский государственный университет им. Горького, специалисты которого поведали городу и миру, что слово «офигеть» «было признано оскорбительным, создающим непристойные и оскорбительные образы, сравнения, выражения». Доктор? Доктор? К чести жителей региона надо сказать, что у них с головой все, в общем, в порядке: проведенный опрос показал, что 52,8% респондентов считают использование этого слова допустимым, а оскорбительным слово «офигеть» сочли всего 30,69% опрошенных — впрочем, это интернет-опрос на сайте.
Между тем, для того чтобы урегулировать бессмысленную и беспощадную рекламу проекта «Все равно» с ребенком, о спину которого тушат сигарету, ФАС понадобился не один месяц.
Я-то полагаю, что запрещать ее не следовало, хотя, на мой вкус, реклама из рук вон плохая, типичный пример российского социального креатива, основной целью которого является не решение общественной задачи, а извлечение максимальных пиар-дивидендов копирайтерами и арт-директорами, — но тут, по крайней мере, кажется, и впрямь имело место возмущение со стороны граждан.
Следующая любимая тема ФАС — введение потребителя в заблуждение. В июне этого года Служба выкатила у себя на сайте проект поправок в закон «О рекламе», полностью запрещающих использование некоторых слов, а именно: «самый», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» (и словосочетания с ними). ФАС также намерена запретить слова «лидер», «главный», «номер один» — «№ 1» тоже нельзя, так что под запрет попадают и некоторые цифры.
Тут надо понимать, что их, слова эти, и так можно употреблять только «в обоснованных» высказываниях, отчего компании проводят свои опросы в целях получения доказательной базы. Однако сколько же можно тратить время на изучение этой самой обоснованности, других дел нет, что ли? Надоело. Заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров подробно описал механизм принятия решения: «Все, что нашли в словарях, то и решили запретить». То ли искали плохо, то ли словарь был для начальных классов школы. Слова «отборный», «первоклассный», «первостатейный», «выдающийся», «классический», «наилучший», «предпочтительный», «преимущественный», «превосходнейший» по-прежнему можно употреблять. Самый лучший синоним, впрочем, отпадает по соображениям общественной нравственности.
Нравственность — вообще предмет особой заботы ФАС. Даже если отвлечься от того удивительного факта, что забота о нравственности у нас поручена антимонопольному ведомству, интересно проследить, что заботит чиновников ФАС, какие, то есть, у них картинки. Вот на днях в Тольятти запретили рекламу мороженого.
Сексистская реклама, чего говорить, уродливая — и вообще такая себе, родом из девяностых: sex sells. Самарский общественный комитет в защиту нравственности изволил заметить, что «лукаво поданный рекламный образ на уровне подсознания может быть воспринят с порнографическим подтекстом». А Самарское УФАС возьми и оштрафуй компанию «Кратос-М» на 200 тысяч рублей, за подсознание. Однако тут интересно что? Что такая вот реклама зимних шин висела летом на улицах того же Тольятти невозбранно и нравственных комитетчиков не заботила.
Тут, конечно, тянет построить красивую теорию про подсознание и про то, что, хотя обе рекламы сексистские, на первой женщина изображена в своей «хищной» ипостаси, а вот на второй… Но, представляя себе устройство нашей жизни, я склонна все же скорее предположить какие-то особые отношения заказчика рекламы с УФАС или там с нравственным комитетом.
Не надо думать, что ФАС у нас стоит в стороне от политики. Вот, к примеру, в июне в Кировской области антимонопольщики сочли недостоверной рекламу торгового дома «Стройбат».
Реклама «Стройбата», как считают в УФАС, содержит «не соответствующие действительности сведения о рекомендации физических или юридических лиц. В данном случае это использование образа человека, похожего на Медведева». Дело возбуждено, предпринимателя собираются оштрафовать. Ну не посадят — и то спасибо.
Если собрать коллекцию запрещенной рекламы, особенно по регионам, она гораздо больше расскажет нам о чиновниках ФАС, чем о заказчиках этой рекламы и копирайтерах. Главное, что мы видим: ФАС в целом относится к нам, потребителям, как к слабоумным подросткам. Почему как к подросткам? Во-первых, нам нельзя показывать ничего сексуального, ни-ни. Во-вторых, по мнению ФАС, мы, российские граждане, обязательно усмотрим непристойность даже в совершенно невинном слове — например, «суку» в «скуке» разглядим непременно. Кроме того, мы, по мнению чиновников, настолько слабы умом, что способны принять поддельного президента Медведева на рекламе строительного инструмента за настоящего. Не говоря уже о том, что слова «первый» и «лучший» мы, граждане, воспринимаем исключительно в буквальном смысле, — гиперболы любой подросток в своем уме уже различает, так что нас считают подростками все-таки слабоумными. Ничего не напоминает?
Вот и мне напоминает. Точно так же к гражданам относится Министерство культуры, запрещающее к вывозу работы Тер-Оганьяна; телевидение, демонстрирующее нам по всем каналам известно что, и лично главный идеолог РФ, заявивший на днях, что «установка КОИБов на избирательных участках, внедрение новых технологий в избирательном процессе реально будут противодействовать фальсификациям на выборах больше, чем 150 дискуссий».
Нет, я не сомневаюсь в том, что на сто пятьдесят (или сколько там) миллионов человек в России найдутся и такие. Непонятно мне одно: с какой стати ФАС, Министерство культуры, телевидение и другие звери в этом лесу действуют исключительно в интересах этой сравнительно небольшой группы граждан? Предоставление сервиса определенным группам
Читать!
КомментарииВсего:12
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452140
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343587
- 3. Норильск. Май 1269723
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897911
- 5. Закоротило 822476
- 6. Не может прожить без ирисок 784162
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761304
- 8. Коблы и малолетки 741826
- 9. Затворник. Но пятипалый 472990
- 10. ЖП и крепостное право 408241
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404168
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371407
у минэкономразвития и минкульта всё-таки мягко говоря разные задачи и функции.
проблема не в том, что уфасовцы носятся с нами как с неразумными дитятями, а в том, что в министерстве культуры у нас сидят эти же самые уфасовцы, с теми же самыми служебными регламентами в голове. (у лудей из "хуячечной" этих регламентов либо не должно быть , ну или над ними должны превалировать всё-таки какие-то другие вещи, например чувство прекрасного). вот.
и да! видел рекламный щит с этой скукой. извините,но вот ни за что не сможете убедить меня в том, что рекламщики не имели в виду то что имели они имели в виду. уфасовцы молодцы и всё правильно увидели, а вот минукльтовцы не молодцы и не видят то, что по своим профессиональным навыкам видеть вроде бы как обязаны.
1. Откуда вы взяли, что "замочить" - "любимое слово премьер-министра"? Он что использует его в каждом публичном выступлении?
2. Почему вы считаете, что 30,69% опрошенных, которые сочли слово "офигеть" оскорбительным это "всего 30,69%"? Это очень много, можно даже сказать "контрольный пакет". Если продолжить политические сравнения, то, скажем, если бы за Путина на выборах отдали голоса 50%, а за оппозиционного "демократического" кандидата - 30%, вы бы тоже говорили "всего 30%"? Или в этой ситуации изменили бы свою оценку?
автор при помощи примеров говнорекламы пытается отстоять святое право рекламщиков искать простые и дешевые пути к сердцу потребителя - при помощи людей похожих на Медведева и девушек, сосущих эскимо.
Типа караул, свободы творчества лишаютЪ
запретить рекламу с голыми частями тела!!!
каждый рекламный ролик - под анализ нормальных психологов!!!