Оцените материал

Просмотров: 3631

Информационная гастрономия для людей и кадавров

Владимир Санин · 12/11/2008
Новые проекты: BFM.Ru А.Б. Носика и Dailyonline Р.С. Шакирова

©  OPENSPACE.RU

Информационная гастрономия для людей и кадавров
Погоды стоят предсказанные. Доверившись прогнозу ZenithOptimedia, а теперь уже и Price WaterhouseCoopers, также обещающей, что в текущем году рост доходов от онлайновой рекламы будет измеряться двузначным показателем, инвесторы наперегонки создают новые интернет-издания. Предчувствуя, что нынешний кризис затянется сравнительно надолго и памятуя о судьбе РБК, поднявшегося в свое время на волне интереса к экономике, обусловленного кризисом 1998 года, особую активность инвесторы проявляют в области экономических изданий — и правильно, поскольку звезда собственно РБК в последнее время как-то померкла.

Практически одновременно запустились два проекта то ли деловой, то ли экономической тематики, каждый из которых вроде бы конкурирует с вышеупомянутым РБК, но в разных смыслах: так что друг другу новый проект Рафа Шакирова Dailyonline.Ru и новый проект Антона Носика BFM.Ru не конкуренты. Издание Шакирова — стартап, не имеющий определенной предыстории, инвесторы проекта не раскрываются, упоминаются лишь некий скандинавский фонд и туманные «российские акционеры».

В случае с BFM.Ru ситуация более прозрачная. История вопроса уходит корнями в декабрь 2006 года, когда холдинг «Объединенные медиа», контролируемый Аркадием Гайдамаком, выкупил Business & FM у «Секрета фирмы» и перезапустил в марте 2007 года. Проект оказался неудачным, тираж упал за 16 месяцев с 35,5 тыс. до 30, а аудитория одного номера — с 22,9 тыс. человек до 18,7 тыс. После нескольких безуспешных попыток продать газету и было, видимо, принято решение окончательно расстаться с идеей бумажного издания и заняться интернет-порталом, средства на развитие которого были получены в том числе, видимо, от продажи 10% акций «Объединенных медиа» инвестиционному фонду «Кворум». Собственно же газета превратилась в специализированный биржевой еженедельник под управлением двух профессиональных трейдеров, а потенциальной аудиторией нового издания, выходящего под старым названием, являются «топ-менеджеры финансовых компаний, банков, инвестиционных банков, крупные институциональные и частные инвесторы». Бэкграунд двух главных редакторов совершенно различен. Шакиров, в общем, сугубо офлайновый медиаменеджер, возглавлявший в разное время «Коммерсантъ-Деньги», собственно «Коммерсантъ», «Газету», «Известия» и The New Times, никогда не имевший дела с интернет-изданиями. Носик, напротив, профессионально занимается российскими онлайновыми СМИ, по сути дела, с момента их возникновения и в разное время в разной степени приложил руку к созданию Gazeta.Ru, Lenta.Ru, NTV.Ru (нынешнего NEWSru.com) и других изданий.

Для тех, кто более или менее держит в уме содержание предыдущего абзаца, запуск Dailyonline.Ru и BFM.Ru никаких неожиданностей не принес. Проект Шакирова, работающий в тестовом режиме, на первый взгляд представляет собой скорее не экономическое издание, а общественно-политическое, маскирующееся под деловое. Кроме того, создается впечатление, что создатели Dailyonline несколько не уверены в своих силах и оттого запаслись потенциально вполне «желтой» рубрикой Man and woman, в которой пока опубликованы два материала: один — посвященный Джеймсу Бонду и один — про Барака Обаму применительно к мужской моде. Вообще, проект отличается невнятной рубрикацией (к тому же почему-то названия рубрик англоязычные): сразу сообразить, в какой из разделов — Business, Money или Economy — за чем идти, решительно невозможно. К чему в издании рубрика с готичным названием Black room, вообще непонятно. Cовершенно непонятно и то, как в этой рубрикации размещаются (и размещаются ли) многочисленные странноватые для экономического издания материалы вроде стихов Игоря Иртеньева. По дизайну Dailyonline прошлась уже, кажется, вся блогосфера, и участвовать в этом избиении младенцев даже неловко. Однако невозможно не упомянуть о том, что главная страница издания представляет собой кашу на тринадцать (!) экранов — при разрешении 1280 на 1024. Разбираться во всем этом — нелегкий труд, учитывая отсутствие сколько-нибудь приличной навигации. Повторимся, издание работает в тестовом режиме, и, возможно, все эти недостатки будут своевременно устранены, но тогда перед нами будет уже совершенно другое издание. Общая стилистика материалов в целом напоминает скорее не экономическую газету, а ту же GZT.Ru пополам с The New Times, что само по себе не хорошо и не плохо, но опять же заставляет задуматься о том, на каком, собственно, поле Dailyonline собирается конкурировать — и с кем. Пока даже довольно самодеятельный «Частный корреспондент» выглядит и упорядоченнее, и интереснее.

C BFM.Ru история совершенно другая. Во-первых, издание полностью соответствует заявке и является действительно экономическим. Конкурирует BFM.Ru, таким образом, с РБК, «Финмаркетом» и онлайновыми версиями «Коммерсанта» и «Ведомостей» — несмотря на то что в программной статье Антон Носик декларирует отсутствие конкуренции в сети ввиду недостатка качественного контента. Сайт имеет отличную, хорошо продуманную тематическую рубрикацию. Это, как пишет Носик, исключает наличие разделов «Интервью», «Комментарии» и прочих в этом роде, но зато дает пользователю возможность сразу направиться в интересующий его раздел, будь то «Медиа», «Хайтек», «Персоналии» или «Недвижимость», либо отслеживать тот или иной сюжет по всем материалам без различия жанровой принадлежности. Зарегистрировавшись на сайте, пользователь получает возможность настроить под себя главную страницу, оставив на ней только те блоки, тематика которых относится к области его персональных интересов и, что еще интереснее, может разместить на той же странице RSS сторонних сайтов. Часть потоков уже есть в каталоге, остальные можно добавить самостоятельно. Свои материалы BFM.Ru, естественно, тоже отдает по RSS — можно читать общую новостную ленту, «Главные темы» и любые из двенадцати отраслевых новостных лент. Новости на сайте, кстати говоря, также ранжированы. Есть разделы «Наиболее популярные новости» (видимо, наиболее читаемые) и «Наиболее обсуждаемые». Слегка неловко писать такой уж панегирик новому ресурсу, тем более что, не являясь напрямую целевой аудиторией экономического портала, ваш корреспондент, возможно, в упор не видит каких-нибудь зияющих пустот или вопиющих ошибок. Но на первый взгляд перед нами очень удачная и современная модель подачи информации, оснащенная лаконичным и в целом удобным интерфейсом. Намерения создателей ресурса по части контента тоже вполне благородны — поставлять независимую и достоверную информацию в качестве материала для принятия решений самостоятельными людьми. Но как именно эти намерения реализуются, станет понятно, видимо, не сразу.

Почти одновременный старт Dailyonline.Ru и BFM.Ru дает нам замечательную возможность сравнения двух подходов к онлайновому СМИ. Первый подход заключается в том, чтобы взять закуски, основные блюда и десерт, покрошить все это дело в большую эмалированную миску и поставить перед пользователем, который предположительно так голоден, что схавает любой контент за милую душу и обеспечит изданию чаемые сто тысяч уникальных пользователей в первом квартале 2009 года. Второй подход состоит в организации современного удобного ресторана free-flow с приличным ассортиментом, свежей едой и приятным дизайном интерьера.

Относительная монополия слабеющего РБК на рынке деловой информации, возможно, и будет похоронена, но, по всей вероятности, без участия Рафа Шакирова. Это, в общем, жаль. Антон Носик, вероятно, преувеличивает, когда говорит о той степени дефицита контента в сети, которая полностью исключает конкуренцию. Но дефицит-то действительно имеет место, и еще один профессиональный удобный ресурс — пусть даже скорее общественно-политический, чем экономический — совершенно никому бы не помешал. Для того чтобы это получилось, нужно бы просто перестать считать пользователя кадавром, неудовлетворенным желудочно, и начать видеть в нем человека, потому что он да, человек. Хотя, конечно, и всеядный. Но в биологическом — не в информационном смысле.

 

 

 

 

 

Все новости ›