Революцию книжной отрасли прочили давно. Сравнительно дешевые беспроводные сети вкупе с новым поколением читалок наконец сделали прогнозы реальностью
Вероятно, самые любопытные новости последнего времени в области собственно медиа приходят — если проигнорировать ежемесячные, а то и еженедельные обещания
Google тем или иным способом изменить планету Земля, образ жизни на ней, цивилизацию в целом и открыть населению планеты третий глаз, — так вот, если все это опустить, самые любопытные новости приходят из мира чтения. Не литературы, а именно что чтения.
Судите сами: выход нового
Kindle поднял прибыли
Amazon на невиданную высоту: 199 млн долларов за июнь — сентябрь, на 62% (!) больше, чем за тот же период прошлого года. То же самое, естественно, имеет место для электронных книг: если у книги вообще есть версия для
Kindle, то электронные версии дают 35%
продаж. Еще год назад о таких показателях никто и не мечтал. Эксперты
предсказывают, что за год
Amazon продаст больше устройств, чем было (опять же за первый год) айподов. Такие вещи обычно называются «технологической революцией».
Впрочем, это не совсем даже технологическая революция. У происходящего будут самые разные, в том числе социальные последствия, и среди них, надо полагать, окажется множество весьма неожиданных. Причем коснется это не только книгоиздания, писателей и читателей, а и бумажных СМИ, то есть газет и журналов. Если, скажем, аудитория глянца еще не готова к тому, чтобы получать журнал в
Kindle (используемая в читалках технология
E-Ink не позволяет пока адекватной цветопередачи), то читатели деловых изданий, не так давно в историческом масштабе перешедших на цветную печать, с удовольствием будут получать свежий выпуск газеты в электронном виде. Собственно, с лета
Boston Globe,
Wall Street Journal и
New York Times уже предоставляют субсидии на
Kindle тем своим читателям, которые оформляют долгосрочную подписку.
Газеты уже несколько лет как столкнулись с тем, что интернет-версии теснят бумагу. Самые успешные из них —
The Wall Street Journal,
The Financial Times и
The New York Times — перестают быть газетами, превращаясь, кто медленнее, кто быстрее, в «производителей контента» (в России по этому пути сейчас успешнее всего движется, видимо, ИД «Коммерсантъ»). Книжная отрасль готова к новому повороту событий в меньшей степени: буквально до самого последнего момента читатели — как раз из-за отсутствия приемлемой технологии — все-таки предпочитали бумагу: с коммуникатора, смартфона или с большого монитора книги читать по разным причинам неудобно. Теперь все, похоже, изменилось.
Читать текст полностью
Так же, как это раньше произошло с музыкой, прежде всего увеличилась доступность информации. Раньше заказанную на Amazon или, страшно сказать, на «Озоне» книгу приходилось ждать неделями (в лучшем случае), теперь процесс получения электронного издания занимает минуты. Для России это всё в особенности важно: в силу особенностей книгораспространения и, как бы это сказать, инфраструктуры доступность большинства изданий для жителей большинства российских регионов равна примерно нулю. Доступность же западных изданий (если не говорить об альбомах живописи и фотографий) чрезвычайно низка даже для Москвы и Санкт-Петербурга, что уж говорить об остальных. Речь идет даже не о возможности получить новую книгу Стивена Кинга или Джоан Роулинг немедленно при поступлении их в продажу, это бы ладно. Для российского «профессионального» читателя окажется доступным огромное количество книг, у которых вообще нет никакого шанса быть переведенными или поступить в какую-никакую открытую продажу на территории РФ (их просто невыгодно возить и растаможивать). Все вышесказанное касается, разумеется, платежеспособного спроса: несмотря на старания акторов российского рынка, западные издания все еще зачастую гораздо дороже отечественных.
Ясно, что развитие высокоскоростных сетей, в частности 3G и WiMax, наряду с совершенствованием технологии Е-Ink довольно скоро позволит продавать покупателю не книгу, а мультимедийный пакет. Собственно, западные издатели уже где-то год как об этом думают: на рынке присутствуют (и относительно неплохо продаются) издания классики, включающие в себя кулинарные рецепты того времени, в котором развивается действие романа, комментарии по тогдашнему этикету и многое другое. Еще совсем немного, и в такое мультимедийное издание можно будет включать изображения, музыку, видео и все, что угодно. Это должно подстегнуть жанр мультимедийной литературы, который распространился до сих пор сколько-нибудь широко только на справочники и энциклопедии по одной-единственной причине: невозможно было таскать с собой такие объемы информации, а даже если это удавалось, просматривать их было крайне неудобно. Сегодня до потокового аудио-видео на мобильных устройствах буквально один шаг. Не то чтобы это изменило понятие книги в одночасье, но все условия для того, чтобы наполнение этого слова начало меняться, налицо — процесс, что называется, на низком старте.
С расширением распространения электронных книг, разумеется, сильно обострятся копирайтные войны. Конечно, книги в электронном виде распространяются пиратским способом и сейчас, но дело вот в чем. От момента начала продаж новой книги Пелевина до появления ее в сети в электронном (и пиратском) виде прошло четыре или пять дней, точнее установить трудно. Для того чтобы книгу выложить, пиратам (или неизвестным доброжелателям, называйте как хотите) пришлось, видимо, отсканировать и распознать текст. Это при том, что Пелевин оказался, кажется, первым, на ком издательство «ЭКСМО» поставило эксперимент: «t» вышел лицензионной электронной книгой для айфона, но только для него. Цена при этом была установлена почти вдвое ниже той, которую заплатил автор этих строк за бумажную копию, однако обладателей айфонов в России не так уж и много, даже среди читателей Пелевина. Интересно было бы посмотреть на эксперимент с одновременным выходом электронной (неспецифичной) и бумажной версии, но давайте лучше поставим его на Д. Донцовой (просто пример, ничего личного).
Так или иначе, книгоиздатели окажутся (особенно в России) между молотом и наковальней: не давать потребителю электронных книг уже через год-два будет невозможно, а дать — значит обречь себя на то, что книга через день после начала продаж появится в торрентах. Музыкальная индустрия медленно, но верно решает эту проблему путем переноса акцента на концертную деятельность. Киношники — пропагандируя удовольствие от просмотра на большом экране. Что станут делать книгоиздатели, непонятно: идти по пути ужесточения репрессий, как показывает практика, довольно бессмысленно. Есть ощущение, что развитие электронного книгоиздания подстегнет появление новых моделей бытования авторских прав (и в экономическом, и в юридическом смысле) в большей степени, чем переход музыки и видео на цифровые форматы: у музыкальной и видеоиндустрии, кроме всего прочего, запас прочности был побольше.
Революцию книжной отрасли прочили давно, однако все как-то не получалось. Похоже, что сравнительно дешевые беспроводные сети вкупе с новым поколением читалок наконец сделали прогнозы реальностью. Проблем теперь предстоит решать уйму. Революция эта, однако, такого свойства, что пользы и радости все равно будет гораздо больше.
"«t» вышел лицензионной электронной книгой для айфона, но только для него" - это не так. На сайте imobilco книга продавалась в форматах pdf, epub, rtf, fb2 - для чтения на любых устройствах, а не только iPhone.