Из физиков — в редакторы, из журналистов — в PR
Журналист — это кто угодноДля того чтобы работать журналистом, необходимо журналистское образование? Ничего подобного.
Среди моих коллег выпускники журналистских факультетов встречаются не чаще, чем физики, математики, школьные учителя или преподаватели вузов.
Наиболее яркими примерами неожиданного превращения человека в журналиста снабдили нас бурные 1990-е. Вот, скажем, Борис Грозовский, редактор отдела экономики газеты «Ведомости». Окончил филологический факультет Московского педагогического университета. Учился, кстати, вместе с известными спортивными комментаторами Василием Уткиным и Дмитрием Федоровым (так что они тоже не по профилю работают). После вуза проводил тренинги, читал лекции для учителей. Потом преподавал психолингвистику и психологию в РГГУ. Параллельно практиковал как психотерапевт. Как-то один из пациентов обратился к нему с нестандартной просьбой — помочь написать статью для газеты. Борис помог. И еще несколько раз потом писал за пациента статьи. В конце концов решил, что вполне способен заниматься этим и под своим именем. С 1998 года работает в интернет- и печатных изданиях. Поскольку тренинговая деятельность Грозовского дала ему опыт общения с представителями бизнеса, он заинтересовался экономикой, занялся самообразованием и стал весьма уважаемым экономическим журналистом.
Другой пример — главный редактор журнала Food Service (один из B2B журналов, пишущих о ресторанном бизнесе) Анна Людковская. Окончила Плехановский университет. Специальность — товаровед.
Василий Кудинов, редактор банковского отдела газеты «Ведомости», окончил МИФИ со специальностью инженер-физик, работал в банке «Менатеп».
Вот такие карьеры. Нужно отметить, что более молодое поколение журналистов — люди, родившиеся в начале-середине 1980-х, — приходят работать в СМИ с профильным образованием. Стабильность есть стабильность.
Но никто из моих коллег-редакторов, честное слово, не интересуется образованием корреспондента. «Мне безразлично, какое у человека образование, — говорит редактор отдела «Потребительский рынок» газеты «Ведомости» Максим Трапезников. — Главное, чтобы он не тормозил, не ленился, быстро обучался и нормально вливался в отдел».
«В нашем отделе, — говорит редактор Василий Кудинов, — из десяти человек только трое с журналистским образованием».
Нанимая журналиста, руководитель смотрит исключительно на опыт работы и личные качества кандидата.
Три пути и одна дорога
Можно выделить три основных направления развития журналистской карьеры. Первый путь — «трудовая лошадь». Становясь хорошим специалистом по какой-то теме (или ряду тем), области, журналист продолжает работать корреспондентом сколь угодно долго, и востребован он именно потому, что хорошо пишет и умеет быстро собирать информацию. Практически в каждой редакции есть люди за сорок лет, которых ценят как хороших специалистов. И зарплату им повышают не в связи со служебным ростом, но за их вклад в общее качество издания, за профессионализм. Причем последний может очень хорошо оплачиваться. Один такой маститый журналист много лет проработал в «Ведомостях», получая зарплату, вполне сопоставимую с окладом главного редактора.
Второй путь — работа корреспондентом и последующий уход в бизнес, как правило, в PR, где бывшего журналиста ждут замечательные зарплаты (насколько мне известно, нормальный корреспондент московского издания, получивший предложение заняться public relations, «ломается» на предложении о зарплате в районе $ 5000). Обычно этим путем идут отраслевые журналисты деловых изданий. Выполняя редакционные задания, они знакомятся с ньюсмейкерами, которые через некоторое время, убедившись в их профессиональных и личных достоинствах, зовут к себе работать. Один из наиболее ярких примеров — карьера журналиста газеты «Ведомости» Алексея Германовича. Молодой талантливый корреспондент написал статью о внезапно возникших финансовых претензиях к Алексею Мордашову (основной акционер холдинга «Северсталь») его бывшей жены. Естественно, журналист познакомился и с самим Мордашовым. Через некоторое время железный магнат пригласил Германовича на должность PR-советника, а позже назначил его заместителем генерального директора ЗАО «Северсталь-Групп». Тем же путем пошел, например, и другой журналист «Ведомостей», Булат Столяров, ставший советником по PR у губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Бывший редактор отдела «Индустрия» газеты «Ведомости» Владислав Максимов — советник Анатолия Чубайса. Пожалуй, хватит примеров. Список журналистов, ушедших в бизнес, может занять несколько страниц.
Третий путь — служебный рост внутри СМИ. Начиная корреспондентом, журналист становится вторым редактором, потом редактором, а потом может попасть и в заместители главного редактора и даже стать главным. Однако очевидно, что ротация в печатных СМИ слабая. Вакансии на должности заместителя главного и главного редактора возникают довольно редко. Обычно журналист получает повышение, переходя из одного издания в другое. Скажем, в газете «Ведомости» в отделе «Потребительский рынок» работала вторым редактором журналист Юлия Ярош. Для того чтобы сделать новый шаг по карьерной лестнице, ей не пришлось ждать ухода редактора отдела. В какой-то момент ее позвали редактором профильного отдела в газету «Коммерсантъ».
Вообще, слабая ротация на руководящих должностях заставляет руководство печатных изданий тратить заметные средства на удержание сотрудников. Учитывая, что периодически на рынке возникают новые СМИ и расширяется штат уже существующих, отсутствие возможностей для быстрой журналистской карьеры становится серьезным стимулом для повышения заработной платы журналистов.
Нужно заметить: чтобы стать редактором, совершенно не обязательно много лет работать корреспондентом. Это правило верно только для деловых СМИ, где, для того чтобы разбираться в теме, необходимо накопить специфический опыт. Если человек собирается работать в культурно-развлекательных, научно-популярных, глянцевых изданиях, путь к должности редактора может быть очень коротким. Главное — гуманитарные навыки. Шеф-редактор еженедельника «Ведомости. Пятница» Александра Ливергант окончила филфак РГГУ и сразу занялась редактированием. Сначала работала рерайтером в «Коммерсанте», потом редактором в интернет-изданиях, потом была заместителем главного редактора и главным редактором научно-популярного журнала.
Есть еще один, прямо сказать, достаточно уникальный путь развития журналистской карьеры — создать собственный издательский бизнес. Я лично знаю лишь одного человека, который сделал это на моих глазах. Несколько лет назад я работал в одном отделе с журналистом Анатолием Черновым. Так вот, он вовремя заметил, что на рынке практически никто не предлагает такой услуги, как разработка отраслевых и корпоративных изданий «под ключ». Он создал свое издательство корпоративной прессы. Компания процветает.
Изобретательные, упертые трудоголики
Журналистский опыт, навыки сбора и обработки информации — дело наживное. Личные качества журналиста — вот основной инструмент карьеры. Конечно, все, что можно сказать на эту тему, лишь субъективные наблюдения. Но именно личные качества, как правило, становятся причиной успешной журналистской деятельности.
Начнем от противного — каким журналист быть не должен.
Я спросил Максима Трапезникова о том, какие качества журналистов ему кажутся несовместимыми с должностью корреспондента его отдела. Получил такой ответ: лень, нежелание собирать и проверять информацию, попытки аргументировать уклонение от выполнения редакторского задания. Такие, говорит Максим, не задерживаются.
Теперь вкратце расскажу о том, каким журналист быть должен.
Умение легко разговаривать с незнакомыми и малознакомыми людьми — одно из важнейших личных качеств, необходимых для корреспондента. Стеснительные и деликатные либо должны перебороть себя и превратиться в приставучих нахалов, умеющих вырвать из ньюсмейкера неосторожное признание, да еще и уговорить его согласовать сказанное, — либо им стоит подумать о смене профессии. (Кстати, не менее половины известных мне журналистов делают все вышеописанное через силу. Но как-то справляются, привыкают постепенно.)
Особое конкурентное преимущество — изобретательность. Иногда, особенно за несколько минут до сдачи номера в печать, нужно быстро выдумать какой-то экзотический и эффективный способ сбора или подтверждения информации. Те, кто обладает такой способностью, вызывают большое профессиональное уважение. Когда-то мы с коллегой писали статью о доходах рабочих региональных предприятий. Часть информации, к сожалению, была анонимной. Тогдашний главный редактор «Ведомостей» Леонид Бершидский высказал недовольство этим фактом и предложил нам напрямую позвонить нескольким рабочим предприятия и взять у них комментарии. Но как? Время было 22.30, до сдачи газеты оставался час. Мы были в панике. Куда звонить, если рабочий день уже закончился? Главред наш оказался крайне изобретательным человеком. Он сказал, что мы должны взять телефон предприятия и, изменяя последнюю цифру, звонить наобум. Поскольку предприятие было градообразующим, мы вскоре дозвонились до нескольких рабочих. По-моему, это и есть настоящий журналистский талант. Не всякий так умеет.
Но, не исключая всех вышеназванных журналистских достоинств, одно из главных, по моим наблюдениям, качеств, на 99 процентов обеспечивающее карьерный рост журналиста, — сочетание высокой трудоспособности с упертостью, с тяжелым, резким характером. Конкретные примеры по вполне понятным причинам приводить не буду. Но поверьте, агрессивные трудоголики-матершинники идут вверх быстрее всех. Все-таки в печатных СМИ традиционно царит довольно-таки расслабленная, богемная атмосфера. Умение зверски наорать на сотрудников — одно из важнейших организаторских качеств.
Такие люди обязательно со временем становятся шеф-редакторами, заместителями главного, главными редакторами. Хотя, конечно, и для людей вежливых эта возможность не закрыта. Но все-таки лучше уметь неистово ругаться. Тогда все тебя боятся. И уважают.
Автор — главный редактор журнала «Ведомости. Форум»
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452104
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343569
- 3. Норильск. Май 1269574
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897883
- 5. Закоротило 822435
- 6. Не может прожить без ирисок 783991
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760929
- 8. Коблы и малолетки 741711
- 9. Затворник. Но пятипалый 472860
- 10. ЖП и крепостное право 408167
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404008
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371308