Оцените материал

Просмотров: 3830

Реальная угроза из виртуального пространства

Федор Сваровский · 17/06/2008
Печатные СМИ уходят в интернет и встречают там новых конкурентов — индивидуальные СМИ и социальные сети

©  Анна Всесвятская

Реальная угроза из виртуального пространства
Все в сеть

Газета The Financial Times планирует всю свою новостную часть перевести в интернет. В бумажном выпуске газеты будет выходить только аналитика.

Владелец The New York Times Артур Сульцбергер признается, что в будущем его издание может полностью перейти на публикацию в интернете, отказавшись от бумажного распространения.

Французская Le Monde запустила интернет-версию, причем для этого была создана отдельная редакция.

Подорожание бумаги, общее снижение интереса читателей к печатным изданиям, нарастающий спад в экономике — все это заставляет новостные печатные издания всерьез задумываться о постепенном уходе в виртуальное пространство.

При этом распространение компьютерной грамотности и доступа в интернет делает новые электронные каналы коммуникаций все более интересными для рекламодателей и, соответственно, издателей и инвесторов печатных СМИ.

Глянец останется

До России кризис печатных СМИ еще не докатился, но популярность СМИ, размещенных в интернете, растет.

«Изменение структуры медиарынка очень хорошо видно по обеспеченным людям, — говорит Алексей Василенко, медиадиректор агентства «Медиавест». — По данным TNS Gallup Media, по России аудитория с социальным статусом «руководители» в день тратит на чтение газет около 10 минут, в то время как на интернет — 24 минуты. У студентов этот показатель еще выше — 4,5 мин. и 31 мин. соответственно».

По словам Василенко, в первую очередь перевес в сторону интернета наблюдается в сегменте ежедневных деловых газет. Похожая тенденция наблюдается и в сегменте недорогих еженедельных женских журналов. Интернет-порталы, посвященные женским заботам, заметно теснят своих печатных собратьев.
Последние два года российские рекламодатели также начинают менять свои предпочтения. «Возрастание доли бюджетов рекламодателей, рассчитанных на интернет, все больше и больше», — рассказывает руководитель консультационного направления исследовательского агентства «Кислород» Надежда Булах. Эксперты считают, что со временем все новостные СМИ обязательно уйдут в виртуальное пространство. В бумажном виде будут издаваться лишь те издания, которые не содержат оперативной информации.

Скажем, глянец останется, поясняет Алексей Василенко, потому что чтение глянца — это не столько процесс получения информации, сколько набор специфических тактильных и зрительных впечатлений.

Новый конкурент

Итак, ясно, что интернет наступает. Рост спроса на новые медийные каналы ограничивается лишь распространением и скоростью доступа в широкополосные сети. Все это очевидно. Процесс пошел.
Но с развитием сетевых информационных сервисов появляется другая важная тенденция: традиционные СМИ, в том числе и печатные, обретают в интернете совершенно неожиданного нового конкурента — индивидуальные СМИ и социальные сети.

Я имею в виду блоги и сетевые объединения по интересам. Эти новые СМИ оказываются впечатляющими противниками.

Если у вас есть свой Живой Журнал, то вы можете зайти в раздел «статистика» и посмотреть, какой резонанс среди пользователей интернета имеет ваше индивидуальное высказывание. В «статистике» можно увидеть не только количество людей, оставивших комментарии и читающих блог напрямую, но и тех, кто каким-либо образом — через френдленты своих друзей, перейдя по каким-то ссылкам — прочел каждый конкретный пост.

И вот тут все выглядит очень серьезно. Давайте теперь посмотрим, сколько человек могут прочесть пост «тысячника». Писатель и поэт Линор Горалик любезно предоставила мне статистику своего блога. При 5802 друзьях (такое количество прямых читателей уже говорит о том, что блог — настоящее СМИ) один из ее постов, размещенный 9 июня, собрал 28 870 читателей. А, скажем, один из самых популярных блоггеров в русской блогосфере с ником drugoi пишет для 22 988 постоянных читателей. Несложно предположить, что тем или иным образом некоторые его посты читают не менее сотни тысяч человек. И т.д. и т.п.

Обычный средний тираж федерального печатного СМИ, допустим, колеблется от 20 тысяч экземпляров до 200 тысяч (и давайте не забывать, что большинство печатных СМИ в нашей стране традиционно не сообщают достоверной информации о своих тиражах, и на самом деле тиражи многих изданий ниже заявленных).

Очевидно, что блог «тысячника» может легко конкурировать по узнаваемости, читаемости и даже влиянию с федеральными газетами и журналами.

Это утверждение подтверждается и последними фактами. Вспомним недавний скандал с увольнением главврача больницы в г. Тарусе, когда поднятая в блогах волна протеста заставила пойти на попятную городскую администрацию.

Причем, как отметила в нашем разговоре медиаэксперт Надежда Булах, информации, получаемой из блогов и сообществ, пользователи доверяют гораздо больше, чем традиционных СМИ, так как источники этой информации прозрачны. Автор — лицо, с которым можно вступить в прямую коммуникацию, и его авторитет подтверждается членами сообщества.

Угроза «стабильности»

Развитие информационных технологий ведет нас к уникальной ситуации, когда голос одного-единственного человека может вызвать не меньший или даже больший резонанс, чем информация, размещенная в солидном печатном СМИ. Для тех, кто верит, что основные цели развития человеческого общества — свобода слова и возрастание в обществе роли индивидуума, апогей развития, видимо, скоро будет достигнут.

«Сейчас на подходе новая аудитория СМИ — нынешние 15—16-летние, — говорит Алексей Василенко. — Пока что никто серьезных исследований по этой группе не проводит, но уже очевидно, что у них все устроено по-другому. Они больше времени тратят на интернет, чем на все остальные СМИ, вместе взятые, включая ТВ».

То ли еще будет.

Автор — главный редактор журнала «Ведомости. Форум»

 

 

 

 

 

Все новости ›