Вопрос в том, что богатые и образованные классы русского общества, хотя и обосновались в капитализме и давно простились с «советским интернацио-
нализмом», – совершенно не знают, как дальше жить этому «многонацио-
нальному государству».
нализмом», – совершенно не знают, как дальше жить этому «многонацио-
нальному государству».
Картина такая: кого-то приглашают в студию кричать о «притеснении русских», потом – чашка кофе, гонорар. А кто-то зарежет инородца и потом в 21 год повесится в изоляторе на петле из собственной майки
Читать!
Там и фотография этого Димы Антипова. На шее у него какие-то обереги, креста нет. Видно, юный язычник. А в новостных сообщениях пишут «скинхед». «Русский обозреватель», наверное, и другие подобные ресурсы выносят это на первую страницу. По блогам видно: Антипов пополнит общий мартиролог. Те, кто ставит «перепост», пишут: «Читайте! это похлеще убийства Егора Свиридова». Тут и Аракчеев, и дело Тихонова – Хасис, которое слушается как раз в эти дни. Мы даже не знаем толком, какова она, та среда, в которой все эти разные персонажи образуют общую «историю сопротивления», общий миф. И гибель Антипова падает, как зерно в какую-то почву, где оно будет долго жить, прорастать.
Вот оборвалась жизнь еще одного «Санькя». Русский мальчик, 1989 г.р., учился в ПТУ в Петербурге, в 2010 году судили, дали девять лет. Зачем он попал на «кавказскую зону»? Специально, наверное, отправили, чтобы подавить «дерзость»? Или случайно попал. Можно ли тут что-то понять?.. Питерские «правозащитники» подключаются: 21-летний парень повесился. На теле следы побоев, на лице – порезы… Отец поедет за телом…
Между тем этот мальчик, в терминах «Дневника читателя» Достоевского, – душегуб. Судили его в составе группы (банды, уличной шайки?) из одиннадцати юношей, которые в феврале 2007 года в дневное время, вооруженные ножами, толпой нападали на инородцев – сначала порезали цыганку из Молдавии, потом парня из Камеруна, а затем узбека, который скончался. Из судебного решения неясно: просто ли шли они погулять и нападали или заранее готовились к боевым действиям. Тут тоже можно только домысливать: а многих ли они избили до этого, т.е. до серийных нападений в феврале 2007-го? Как именно они мотивировали для себя эти нападения? Считали ли они, что это «месть»? Или они это мыслили себе как свой «участок фронта» по запугиванию мигрантов? Типа, создадим для них атмосферу страха, пусть бегут, очистим город от кавказцев и негров? Не то чтобы они были совсем уж подростками: младшему было семнадцать лет, старшему – двадцать три года.
«Русским жить в России невыносимо. У нас нет своего государства, мы обездолены, нам достается все худшее, государство нас приравнивает ко всем остальным, хотя нас тут 85%...» – это общий смысловой фон сотен сайтов, десятков тысяч блогов. И в самом деле, есть такие «кластеры», такие пограничные зоны, где контроль захвачен диаспорами. Есть другие зоны, где удерживается полувоенное, хмурое, но соседство. Есть в России территории, на которые местные, сильно укорененные русские региональные элиты просто не пускают инородцев. Боясь, что вместе с ними придет чужой бизнес, а вместе с тем и новые семьи, которые могут образовать влиятельную диаспору. «Нижняя реальность» – реальность беспросветной жизни в маленьких городках, со старыми убитыми советскими заводами и с новыми кое-какими производствами мелких, полудеревенских предпринимателей, – полна непрерывной несправедливости. Тотальная несправедливость висит как черное облако над этими местами, где тем не менее рождаются дети, как-то вырастают, спиваются или пытаются выбраться в большой город.
А в большом городе есть интеллигенция. Как известно, национализм – это детище больших городов. Только здесь есть те образованные классы, которые могут начать обосновывать этнические, расовые и прочие «романтические» идеи. Только здесь могут возникнуть разветвленные аргументативные практики на тему «Почему ИМ можно, а НАМ нельзя?». В большом городе власть генерализована, ее не видно. Она диссипирована, растворена во всех социальных тканях, и легко убедиться в том, что она и «антинародная», и «антирусская». Наверху, на «счастливых», богатых этажах сидят кавказцы (евреи). В конечном счете – «пиндосы». Как показывает история, городская интеллигенция, которая берется этот пафос подогревать, – она, конечно, неизбежно подвисает в двусмысленной паутине. Потому что, с одной стороны, продажа идеологии этнической угнетенности финансируется твоими же богатыми соплеменниками (которые удачно расположились на тех же «счастливых этажах»), а с другой – приходится пытаться продавать эту идеологию самой власти.
И вот такая сложная картина: кого-то приглашают в студию кричать о «притеснении русских», потом – чашка кофе, гонорар, приятный отпуск. А кто-то зарежет инородца и потом в 21 год повесится в штрафном изоляторе на петле из собственной майки…
Читая о Диме Антипове, я подумал: вот интересно, как об этой жизненной истории судят такие парни, как Владимир Якунин, братья Ананьины, Сергей Пугачев, Алексей Мордашов, Алексей Миллер и многие другие из списка «Форбс»? Полагаются ли они только на полицейские меры? Скажем, считают, что правоохранительные органы должны давить и давить этих тихоновых и антиповых? Или они считают, что всему виной средняя школа, где ослабло военно-патриотическое воспитание и надо бы усилить? Или они полагаются на то, что все это – забота какого-нибудь ныне пребывающего у власти «гаранта Конституции», который должен самостоятельно внушать обществу идеалы многонациональности, добрососедства и толерантности?
Тяжелый сегодняшний вопрос заключен в том, что богатые и образованные классы русского общества (русского, намеренно подчеркну это слово), хотя и обосновались в капитализме и давно простились с «советским», в том числе и с «советским интернационализмом», – совершенно не знают, как дальше жить этому «многонациональному государству». Сколько ни повторяй мантру про 85 процентов титульной нации, мы каждый день по лицам видим, что это государство – многонациональное. Так уж оно «неудачно» сложилось в результате последних пятисот лет истории. В подобных обществах лет тридцать – сорок назад правительства стали финансировать очень глубокие и подробные заходы социологов, антропологов, психологов, церковных служб, журналистов в те медвежьи углы жизни, где действительно люди сильно
Читать!
Пару лет назад был такой занятный эпизод – переписка банкира Авена с писателем Прилепиным. Петр Авен прочел «Санькя» и ответил письмом: а почему же герой книги не хочет учиться, почему он не стремится вверх по социальной лестнице, почему не воспользуется социальным лифтом? Ведь мир полон возможностей!
Это был очень-очень наивный ответ…
Автор – директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com
КомментарииВсего:15
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451787
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343398
- 3. Норильск. Май 1268725
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897704
- 5. Закоротило 822159
- 6. Не может прожить без ирисок 782575
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759298
- 8. Коблы и малолетки 740964
- 9. Затворник. Но пятипалый 471465
- 10. ЖП и крепостное право 407954
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403206
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370572
Горько и обидно..я сам когда-то верил в мультикультурализм и толерантность, пока ко мне в торговом центре не подошел хач и не начал мне выговаривать за то, что я на него "не так посмотрел". Лет через 10 их станет в разы больше, а нас станет еще меньше, в конце концов они нас окончательно задавят, как и арабы с неграми задавят французов. И очень хорошо, что есть такие парни с идеалами, которые находят в себе силы сопротвляться и протестовать. Чем больше их будет, тем больше у нас шансов сохранить свою национальную идентичность и вообще выжить.
после описанного эпизода вы сразу перестали верить в мультикультурализм и перешли на употребление слова "хач"?