Если ценности не поддерживаются ни на одном уровне, то невозможно себе помыслить никакой совет мудрецов, который бы их поддерживал сверху.
Не очень понятно, насколько наши «объединенные заводы Круппа» готовы отстаивать ценности слабой и неукорененной «веймарской демократии»
Правительство решило сбросить СМИ с бюджета, избавиться от плохих активов. Дворкович перед оглашением послания об этом говорил исключительно в экономическом ключе (о выгодах для государства), а Медведев, оглашая послание, энергичными модуляциями голоса дал понять, что это имеет и политический смысл: мол, обросли губернские администрации разными бизнесами, в том числе и медиа. И пора с этой непрофильностью кончать.Читать!
Логика правительства понятна: расширить приватизационный лонг-лист, пополнить бюджет. А дальше уже ничего не понятно: каковы реальные сценарии? Региональные медиабароны, т.е. замечательные парни, которые сумели в тяжелых условиях создать маленькие медиахолдинги с несколькими газетами, журналами и собственными точками реализации, не смогут купить эти активы – это им не по силам. Покупателями могут быть экономические гранды территорий. Скажем, «Северсталь» может купить все газетки Вологодской области, а «Лукойл», например, пермские. Приведет ли это к модернизации региональных медиа? Ну да. Возникнут холдинги, единая рекламная служба, стратегический менеджмент и т.д. Что препятствует полной коммерциализации контента, т.е. превращению всей прессы в рекламные таблоиды? Да в общем ничего. Ну, можно уповать на то, что главы российских мегабизнесов – люди просвещенные, сторонники свободы слова и развития демократии – понимают ценность творческой свободы редакций и т.д. Этому упованию, правда, препятствует то, что мы очень редко слышим какие-либо публичные подтверждения верности идеалам со стороны наших капитанов большого бизнеса. Не очень-то понятно, насколько наши «объединенные заводы Круппа» готовы отстаивать ценности слабой и неукорененной «веймарской демократии». Тут парадокс: СМИ, которые должны в их небесном замысле играть роль предохранителя от политического и коммерческого монополизма, сами нуждаются в заботе об их роковой монополизации. Как эта забота может быть осуществлена, кем? Какими институциями? Капкан заключен в том, что если ценности не поддерживаются ни на одном уровне, то невозможно себе помыслить никакой совет мудрецов, который бы их поддерживал сверху. Над Счетной палатой надо поставить еще одну счетную палату, а над ней – еще одну. Все это уходит в бесконечность, а коррупция (в том числе и коррупция мозга) продолжает нарастать.
В любом обществе есть теневая сфера, область закрытых решений. СМИ – это часть важного процесса расширения публичной сферы и сокращения теневой. Такова их миссия. И она всегда под угрозой. Поскольку теневая сфера в отличие от публичной расползается сама, как кисель, ей помогать не надо. Она быстро затекает во все щели общественного пространства и быстро трансформирует его. А расширение публичной сферы – это всегда усилие. Где сегодня центры этого усилия? В Общественной палате? В журналистских ассоциациях? В ареопаге главных редакторов федеральных СМИ, которые теперь приглашаются на закрытые встречи с президентом? Может быть, в каких-то закрытых клубах влиятельных магнатов? Или исключительно в позиции главы государства? А он, как известно, у нас в России всегда одинок и не понят на своей альпийской вершине власти…
Сторонники расползания теневого киселя охотно кивают на труды европейских левых и правых. Мол, посмотрите: везде ведь медиадемократия. Везде берлусконизация. У нас сейчас потоком переводятся эти труды. Они являются индульгенцией за отказ от усилий по расширению публичной сферы.
Принадлежат ли СМИ государству, или государство их продало «Круппу», или оно хитроумно раздробило пакеты акций между различными экономическими субъектами – все это совсем не гарантирует от того, что вся сфера СМИ окажется вообще по ту сторону публичного. Ведь можно себе представить
Читать!
Автор – директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452828
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344040
- 3. Норильск. Май 1271222
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898231
- 5. Закоротило 823065
- 6. Не может прожить без ирисок 787671
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763835
- 8. Коблы и малолетки 743060
- 9. Затворник. Но пятипалый 475501
- 10. ЖП и крепостное право 408762
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405716
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372758
Если никто не хочет вступать в право собственности на остальные 50% (те же региональные газетки), тут уже вступает государство. Во Франции и Италии больше 30% местной прессы напрямую дотируются государством.
Еще одна важная вещь: владельцам прессы (и малым, и крупным), если они реальные бизнесмены, важно, чтобы газета покупалась. Им невыгодно терять доверие аудитории. Кое-кто в той же Германии реально предпочитает не вмешиваться в редакционную политику, потому что редакция лучше знает, что делать, чтобы на местной аудитории деньги зарабатывать. Чаще всего, правда, это касается медиавладельцев, пришедших из-за рубежа.
Таким образом, Европа давно пришла к выводу, что ограниченный коммерческий монополизм лучше, чем государственный. В некоторых случаях он играет за, а не против плюрализма (см., напр., Зеленую книгу о медиаконцентрации в ЕС от 1992 года). Пока лучшего рецепта нет :))
Вот.
С.Б.