«Именно это сегодня нужно людям, обществу и государству». Звездный час одной политической метафоры
От Сталина до ДугинаТо там то сям часто стало попадаться слово «опричнина». А это ведь дивное какое русское слово! Наметим тут контур студенческой работы на тему «русская политическая
Читать!
А вот между двумя мировыми войнами в политической философии произошли большие изменения — началось осмысление случившихся политических переворотов. В Европе происходила «консервативная революция». Во многих политиях (Германия, Италия, Румыния, Испания) начались Движения. Это были движения особого типа. В те же самые годы Сталин, размышляя над доставшимся ему от Ленина наследством, думал о партии, ее месте в государстве. Мысль его блуждала вокруг некоего концепта, который он — тут нам бы помог Лакан — не мог бы публично назвать «опричниной», поскольку для большевиков у этого слова был плохой контекст. Поэтому он записал для памяти, что партия должна быть своего рода «орденом меченосцев». Отсылка к католическим средневековым военно-монашеским орденам была более безобидной, чем отсылка к русской истории. Что легко объяснимо: у тевтонских рыцарей (хотя они и «враги России»), если их брать как метафору, был более далекий и неактуализированный контекст, чем у метафоры «опричнина», которая активно жила в языке всех советских социальных групп в связи со «злодеяниями царских сатрапов и опричников». Документировано известное обсуждение концепции фильма «Иван Грозный» (1944), где Сталин и Жданов поправляли Эйзенштейна в трактовке опричнины. Сталин мягко, но настойчиво подчеркивал ее «модернизационный» характер. Оно и понятно. За спиной у Сталина был уже пройденный 1937 год. Роль «опричнины» сыграла не партия, а НКВД. Себя он к тому времени уже мыслил чем-то вроде монарха, «суверена с чрезвычайным положением», устроившим нечто вроде избиения партийного боярства энкавэдэшной опричниной. И показать в кино на всю страну опасную аналогию было рискованно и «политически вредно». Но, конечно, и воспеть опричнину царя Ивана было нельзя — все-таки «коммунисты»!
Потом тиран умер. И до 90-х годов «опричнина» вообще ушла из советской политической риторики. Что вполне понятно. Ведь для обозначения этого концепта лучше подходили уже наработанные образы «фашистских карателей». Различные формы Движений в странах с правыми у власти не требовалось соотносить с дальним контекстом XVI века. В каждом дворе дети играли в фашистов и партизан. Поэтому латиноамериканские «эскадроны смерти», любые правые организации в тогдашних «буржуазных странах» в публичной риторике было эффективно сравнивать с эсэсовцами.
Единственной группой в СССР, для кого могла быть актуальна метафора «опричнины», были диссиденты-почвенники. Но им она была чужда. Вскользь она присутствовала в нарративе о злодеяниях красных в годы Гражданской войны. Поскольку в белой печати того времени комиссаров сравнивали с опричниками. Есть и известное письмо патриарха Тихона митрополиту Антонию Храповицкому. «Опричники расстреливают нас, как куропаток», — писал он в дни начала красного террора.
В 90-е годы метафора «опричнины» затеплилась на общественной периферии. Метафора просыпается. «Кирилл и Мефодий русского фашизма», Александр Дугин, активно пропагандируя наследие европейских крайне правых в России, новаторски стал рассматривать «опричнину» как «движение» (в шмиттеанском смысле). Одновременно в Петербурге группа К. Душенова стала публиковать книги митр. Иоанна (Снычева), в которых содержался мировоззренческий пересмотр эпохи Ивана Грозного, закладывался фундамент для его дальнейшей канонизации.
Звездный час
В первом десятилетии XXI века в России политическая метафора «опричнины» переживает расцвет. Причина его, очевидно, в том, что русское общественное сознание начало обживать «институциональную неудачу» 90-х годов. Появляется большой корпус массовой антилиберальной литературы с критикой «институциональной демократии» вообще и российских политических реформ 90-х. Массы левых и правых публицистов шарахнулись в сторону от тематики «институционального развития». Понятно, что прямо по курсу такого шарахания лежала спасительная рецепция из 30-х (Сталин — Гитлер). К ней же прикладывался опыт «успешных модернизаций» (Ли Кван Ю, Пиночет, Рузвельт и т.д.). «Институции — ничто, движение — все». С таким обобщающим лозунгом в образованных кругах все «творцы модернизаций» стали мыслиться как «фюреры». А их ближайшее окружение (в том числе и окружение Владимира Путина того времени) стало трактоваться как сверхинституциональный источник любых решений — военных и внешнеполитических, экономических, социальных. В середине нулевых молодежное движение А. Дугина, которое прямо отождествляло себя с «опричниками», получило карт-бланш Кремля на активную работу в странах СНГ. Тогда же при поддержке кремлевских медиаменеджеров на площадку вышли «младоконсерваторы». Они, как и дугинцы, мыслили себя в качестве движения, призванного «изменить повестку дня». Отчасти они воодушевлялись неоконсервативным элитным кружком, осуществившим поворот к бушизму в США. В их текстах и осуществился окончательный русский «постшмиттеанский синтез». Надо заметить, что некоторые из них, когда метафора «опричнины» начала уже активно растекаться по умам, оказывали этому сопротивление. Показательны статьи А. Малера и Володихина (2007). Поддерживая саму идею «сверхинституционалистской движенческой группировки», они, будучи православными, не хотели вступать в конфликт с негативной трактовкой Патриархии. К 2008 году путинцы, использовав «младоконсерваторов» в качестве одного из инструментов публичной поддержки силовой политики, совершили внезапный поворот обратно — к «институционализму» (смена чекистов — на юристов). Пришел Медведев.
Звездный час — 2
Но вот что занятно: при Медведеве метафора «опричнины» получила небывалое ранее бытование. Она растеклась во все словари. Концепция медведевской модернизации плотно облеплена «опричниной». Негативные (ивано-грозненские) коннотации полностью исчезли. Не только Максим Калашников — автор антилиберальных бестселлеров — пишет большими сериями статьи об «инновационной опричнине Лаврентия Берии» («потребуется новая опричнина — как форма русской национально-социальной и инновационной революции»). Но и вполне воспитанный депутат ГД Илья Пономарев, написав доклад о стратегии модернизации для ИНСОРа, закладывает туда идею «параллельных, президентских структур». Комментируя доклад, он говорит: «…Модернизация без ликвидации пропасти между обществом и властью невозможна. Кто-то должен быть, такой, как рабочий класс у большевиков или опричники у Ивана Грозного, кто бы выступил субъектом трансформации, думая при этом о высших интересах общества, а не о сиюминутной личной прибыли».
Региональные публицисты, критикуя местные власти, пишут так: «Сегодня регионы нуждаются в свежей крови и призывают ее, а не дождавшись, смогут и сами постучаться в ворота Кремля. Можно, полагаю, назвать эту свежую кровь новой опричниной, которая сможет спасти народ от вырождения, предотвратив тем…» и т.д. Это пишут в Ивановской области. А на Урале пишут так: «Это может быть, к примеру, некая особая спецслужба, подчиняющаяся непосредственно президенту и только ему. Такая новая “опричнина”, отделенная от всех госорганов, защищенная от коррупционных нитей. Вот эти люди, облеченные особыми полномочиями, могут начать решать проблему эффективно. Именно это сегодня нужно людям, обществу и государству».
А почвенники круга «Молодой гвардии» пишут: «Сравнение большевиков с опричниками не в ругательном, а в содержательном смысле этого слова представляется весьма продуктивным. Ведь модернизация — это не только наверстывание технического отставания страны. Это всегда еще и слом старой государственной системы, без которого наверстать техническое отставание…» и т.д. Сколково уже и с думской трибуны называют «инновационной опричниной». А есть уже и целый сборник статей (под ред. проф. А. Фурсова) с программной апологией опричнины (версия 2.0).
Чем сердце успокоится
Метафора живет своей жизнью. Она временами угасает, затем вспыхивает вновь. Иногда она локализуется, а затем вдруг вновь превращается в мем. Образ антиинституциональной «революции сверху», мистический и кровавый удар по собственной бюрократии, «языческие жертвы алтаря модернизации» (неизбежные, как у Грозного и Сталина), возвышенный образ «кшатриев» — будь то черкесовские чекисты или доблестные эсэсовцы, образ «народа» как почвы, на которой стоит Движение (а оно-то и есть субъект истории), сакральный образ вождя, личным усилием вырывающего нацию из болота вырождения — в «модернизацию». «Народ», правда, в этой концепции, в сущности, всегда оказывается в результате «недостоин своего вождя».
Тут мы находимся в некоторой растерянности. С одной стороны, Медведев — это как бы «лучший Путин». То есть такой же, но «менее кровожадный», «менее грубый», «более институциональный». И как бы — «больший друг Европы». Тем самым он у нас как бы «светоч институциональной демократии». А с другой — медведевская обновленческая риторика, напор на «модернизацию» пробуждают снизу очередные упования о «чрезвычайщине». Слева и справа Медведеву подсказывают: тебе нужна как бы «опричнина». И даже так: мы рады были бы вступить в твою «антикоррупционную, модернизационную опричнину» — только свистни.
Что будет дальше? Заснет ли вновь метафора опричнины? Или кремлевские медиапланировщики вновь призовут «младоконсерваторов» есть свою вчерашнюю холодную кашу
Читать!
Автор — директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452159
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343629
- 3. Норильск. Май 1269786
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897927
- 5. Закоротило 822499
- 6. Не может прожить без ирисок 784358
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761475
- 8. Коблы и малолетки 741873
- 9. Затворник. Но пятипалый 473101
- 10. ЖП и крепостное право 408249
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404270
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371463
Уточнение: сборник подготовлен редколлегией сайта projectrussia.orthodoxy.ru .
Благодарности: спасибо за высокую оценку сборника, сравнимую с уровнем проф. Андрея Фурсова!
опричнина насквозь пронизана эпохой. царь, характер взаимоотношений с боярством, перспективы россии, внешняя политика, отсутствие личной безопасности монарха и так далее... кроме того, опричнина как минимум не выбивается из мирового контекста борьбы монарха за власть и коронованных тиранов.
когда сталин занимался образом опричнины - это чистой воды пропогандисткая цензура истории. нет там никакой реставрации. НКВД сделана с нуля. А учебники по истории верстали для многозначительности момента.
рассчитывать, что в условиях нашей жалкой политики, неразвитой постиндустриальной формации, слабо информационно-структурированного общества, что возникнет некая подконтрольная лидеру машина по кровопусканию народа - это всё равно чистой воды бред. мы структурированы под завязку.
но, по-моему, есть реальная опасность, о которой я задумываюсь, читая такие статьи. связана она с отсутствием принципиальной либеральной платформы. либеральная мысль занята деконструкцией условного врага. действительно никто не знает, кто там принимает решения, уж тем более на тему политических курсов. Но при этом в СМИ связанных с либеральным электоратом, постоянно появляются пугала разного уровня. теперь вот опричнина, о которой без Сорокина и говорить не хочется. А где собственно "конструкции"? Или мы тут надеемся по-старинке противопоставить работы чикагской школы? Вот так и заканчивается, что, чертом рисованный, советский авторитаризм оказывается чуть ли ни гуманнее фридмана.