Как живет мир, где СМИ не обладают ни смыслами, ни мнениями, ни фактами, но производят задушевное оповещение читателя о потоке событий, которые нельзя назвать новостями?
© Евгений Тонконогий
Была идея сделать обзор сезонного состояния медиарынка. Есть сообщества, где люди из СМИ заявляют об интересе к определенным темам, а субъекты рынка выставляют свои предложения. В совокупности эти спросы-предложения задают какой-никакой паттерн взаимных ожиданий. Так казалось.
Там все просто: кому-то для материала нужен, скажем, ученый, который занимается плохой наследственностью и ее зависимостью от режима питания. И наоборот, состоится Невероятно Важное Мероприятие — журналисты, приходите и пишите про нас. Ну, а поскольку формально начинается новый сезон, то, может, в этом обнаружится какой-нибудь тренд.
Но стоило туда сунуться, как стало интересно другое. Там какая-то другая журналистика, вот что. В ней нет фамилий — не только из-за форматов сообществ, куда все они шлют свои спросы-предложения (в данном случае примеры берутся из
paparazzi). Там какие-то другие журналисты.
Совсем просто: знакомые туда не пишут. Если у нас есть какая-то надобность, так мы обратимся конкретно к кому-то, среда связанная. Но вот же и у них какая-то среда, разве что там все-таки не СМИ, а производители некого информационного материала. Что ли, недожурналистика, которая занимает громадные площади, даже не по рынку, а по мегабайтам производимых текстов. Тут не уничижение данной среды, но обнаружение того факта, что она просто другая. Смыслы они не производят, мнения тоже. Факты, судя по тематике вопросов, их не волнуют, они занимаются чем-то другим.
Тогда сразу теоретический вопрос: эта пишущая зона, с такими ее параметрами, — она будет распространяться повсеместно? Вот этот мир, где СМИ не обладают ни смыслами, ни мнениями, ни фактами, а производят рутинное (но задушевное) оповещение читателя о каком-то постоянно воспроизводящемся потоке событий, которые нельзя даже назвать новостями?
Или же установился баланс: они там, мы тут. Пересечений нет, потому что здесь даже не баланс, а просто разные виды деятельности. Редко когда кто-то перескочит — от них к нам, не наоборот. Но и тогда это случайность и отдельная история, потому что просто разные линии. Жизнь там другая даже в отношении к общим (казалось бы) темам. Как, например, представить себе в знакомых окрестностях такое: «
Коллеги, ищутся журналисты, пишущие о книгах. Пришлите в личку мыло и издание, с которым сотрудничаете. Вас хотят пригласить на мероприятие»?
Читать текст полностью
Если пересечения и бывают, то они профильные. Вот, скажем: «"Русский репортёр" в начале следующей недели хочет поснимать прислугу на рабочем месте. То есть разыскиваются звёзды, готовые разрешить своей гувернантке, домработнице или няне сняться в доме. Садовники и водители тоже нужны. В материале мы, конечно, укажем, что благодарны артисту за помощь"». Конечно, конкретное использование отраслевых возможностей: этими кадрами там и ведают.
Особенности среды
Вообще, они там очень простодушные. Например: «Крушение самолета с хоккеистами "Локомотива". Коллеги! Ищем очевидцев катастрофы для комментария по телефону». Это появилось практически сразу же после катастрофы. Чего этот некто хотел, публикуя свое объявление, и как видел ситуацию? Где-то уже моментально собраны все очевидцы, а коллеги уже переписали их телефоны и готовы помочь автору запроса?
Дело, понятно, в кадрах. Объявление: «Требуется менеджер по продаже рекламных площадей в глянцевый журнал!» Далее бла-бла-бла и адрес: «М. Баумановское». Это не опечатка. Чуть дальше еще одна вакансия: «Ищем обозревателя в наш глянцевый журнал — толковую девочку, хорошо пишущую и логично думающую… 45 т.р. Писать — красота-здоровье-психология-лав стайл, женщины/мужчины, обзоры на ту или иную тему и т.п. Место работы — м. Баумановское. Большой холдинг, надежная, стабильная работа». Причем во втором случае имейл уже другой — видимо, в этом «большом холдинге» все уверены, что у них там именно «М. Баумановское».
Или запросы, которые они производят: «добрый вечер, коллеги! нужен комментарий. тема: Интернет в личных целях и по работе объем: 3-10 тызн. срок: 15 сен. должность спикера: гендир, эйчар. регион спикера: РФ». Бывают и волшебные просьбы, искренние: «Уважаемые коллеги, помогите пожалуйста найти контакты двух людей выигравших в лоттерею. 1. Дмитриев Василий из Санкт-Петербурга, выиграл в апреле. 2. Михаил, фамилию не знаем, из Сургута».
Вот конкретно про то, как они набирают кадры. О предъявляемых требованиях: «На постоянную работу требуется криэйтор!!! Человек творческий, но с чувством времени и ответственности! Требования и Навыки: — копирайтинг; — умение писать политические статьи; — хорошее чувство юмора; — желание создавать новые медийные продукты; — грамотность; — ответственность; — строгое исполнение заданий; — опыт работы в журналистике от 3-х лет;— опят работы в политической журналистике от 3-х лет; — опыт работы с социальными сетями и блогами; — генерация идей для работы организации; — мониторинг СМИ. Условия: Возраст соискателей от 25 до 30 лет. График 5/2, офис — Центр, заработная плата — от 40 000 руб. Оформление согласно ТК РФ. Примечания: просьба заранее оценить свой потенциал, прежде чем откликаться на вакансию!»
Между прочим, это не разные позиции, а единственная. Причем этот уникум еще и обречен получать меньше, чем вышеупомянутая девушка «красота-здоровье-психология-лав стайл, женщины/мужчины»! А еще в этих местах все очень гордые, ощущают свою важность: «Делаю материал о "новом облике" и настроениях среди военных. Интересует общение как с экспертами, так и с военными самими. Обращайтесь на ...». Эксперты и военные обязаны это объявление прочитать и немедленно отозваться. Так они видят.
Но они тоже нужны
На них бывает и спрос со стороны, вполне обоснованный. Упомянутый выше «Русский репортер» не был исключением. Например, еще так: «SMM manager или content manager для проектов РБК в социальных сетях (На данный момент функционируют проекты в Twitter, Facebook, Вконтакте, Одноклассники). Необходимо будет поддерживать жизнь в этих сообществах, наполнять разнообразным контентом и всячески развивать».
Или такой: «Готовлю для журнала "Ъ-Деньги" материал о использовании имен известных людей за деньги для повышения успешности проекта. Интересна в первую очередь практика использования селебритис, истории, когда VIP'ам платят за имя в проекте по условной схеме "наш соучредитель — такой-то" (а знаменитость просто получает деньги, торгуя лицом)... Если есть что сказать на эту тему (или есть мысли, к кому из ваших коллег, знакомых можно было бы обратиться за комментариями) — милости прошу».
Но это были осознанные обращения, по профилю среды. А со стороны официальных лиц иногда бывает милое недопонимание места, куда отсылается предложение. Например: «Министр сельского хозяйства РФ примет участие в церемонии вручения премии Retail New Wave -9 сентября 2011, саммит Retail Business Russia 2011, Renaissance Monarch Завершается аккредитация прессы!
— Пресс-подход Анатолия Чубайса, РОСНАНО. В рамках саммита Retail Business Russia 2011 8 сентября, отель Renaissance Monarch Аккредитация ограниченная!»
Как они видят
В следующем объявлении интересно разбиение на жанры и, одновременно, структура СМИ, как ее видят оттуда: «Коллеги, добрый день! Занимаюсь проектами в сфере культуры и искусства, а также представляю молодых и талантливых российских писательниц. Обновляю базу представителей СМИ — буду рада новым знакомствам с представителями глянца, газет, Интернет, радио и ТВ по следующим тематикам: культура и книги (книжные обозреватели очень welcome); cоциалка и общество; путешествия; здоровый образ жизни; кулинария; мода; психология; а также интересны рубрики типа "интервью со звездой" и представители светской хроники (для приглашения на мероприятия)».
Тематика хороша, а «представители глянца, газет, Интернет, радио и ТВ» — красиво. И, кстати, и тут про книги: похоже, книгоиздательство будет ощущать расцвет в осенне-зимнем сезоне через труды работников данной отрасли. Да, культура и искусство тоже. Но они реально вот так себе все это и ощущают.
Вообще, если предположить, что эти люди не вполне понимают, где и зачем оказались, то предположение это не будет ошибочным. Хаотическая смутность большой отрасли, в которой вряд ли так уж всё решают начальники. Начальники там тоже… это ведь их указание, а не инициатива сотрудника: «Ищем руководителей, работников, строителей и всех, кто может рассказать интересные и полезные истории по теме "Железные дороги в СССР"». Ну, а сотрудник не может придумать ничего иного, только обратиться в сообщество — возможно, ощущая его неким абсолютным сознанием.
То есть — в романтических целях — хотелось бы думать, что именно так они его и ощущают: вот, коллективный разум их отрасли, с которым они хотят быть в связи. Собственно, именно это и делают.
Отсюда вопрос: как именно это неструктурированное (точнее, структурированное в присущем ему виде) и хаотичное общее сознание может вообще функционировать? При таких-то свойствах? И как тогда вообще функционирует отрасль? Ну, функционирует она как придется, а результат дает стабильный. Очевидно, что хаос у нее внутри (в том числе и исполнения) регулируется простотой спроса и предложений. Далее будут примеры того и другого (всё как в оригиналах), так что без курсива.
Спрос
— Для сюжета на ТВ нужен герой, которого покусала собака и который сейчас пытается восстановить справедливость в судебных инстанциях.
— Помогите — очень нужен контакт Отара Кушанашвили для приглашения на ТВ эфир.
— Коллеги! Есть из ваших подопечных, друзей, счастливые обладатели электромобилей. Хотим сделать героем сюжета для ТВ.
— Коллеги, помогите найти бабушку, которая ещё не убрала картошку с огорода. Очень-очень надо.
— Друзья, у кого-нибудь есть контакты Сергея Якушина — бизнесмена и главы Новосибирского крематория и вице-президента Союза похоронных организаций.
— Ищем визажистов и парикмахеров для работы со звездами. Нужны победители международных конкурсов (чемпионы Европы).
— Гражданская жена Абдулова, балерина Галина Лобанова.
— Для тв сюжета, требуется Специалист по кругам на полях!
— Для статьи в женский глянец нужна девушка, изящно отомстившая своему бывшему, Экс-подруге или еще кому. Не звезда. Нет ли среди знакомых?
— Коллеги! Есть ли у вас жертвы квартирной переделки? Нужен для для телевизионного сюжета. Заранее спасибо)
— Друзья. А хто из доступных для медиа сограждан (!) делал операцию по смене пола (из дамы в мужчину, например)?) подскажите, плииииз)
— Для радиосюжета нужны истории людей неплательщиков алиментов. Герои нужны уже завтра!
— Хэлп! нужен футуролог или какой-нибудь ученый, кто может рассказать доступным языком какие перспективы открываются перед человечеством при открытие антигравитации.
— Внимание! Кто отравился рыбой, шпротами, креветками или любыми другими морепродуктами, звоните, пишите. Или нашел в банке с килькой червяка, тоже звоните и пишите. Накажем производителя. Для съемок в документальном фильме (1 канал).
— Мы ищем кого-то, кто готов вложить деньги в съемку небольшого документального сериала про действующий православный монастырь. Деньги нужны небольшие -— оборудование, съемочная группа из двух человек, пост-продакшн. Сериал будет слегка стилизован под реалити-шоу, типа "Дом-2".
— Нужны авторы, способные написать в мужской журнал статьи на следующие темы: 1. Как можно выследить человека.2. Знакомства в интернете.
Предложения
— Увеличение спроса на каши быстрого приготовления, хлопья, а также пакетированные гарниры служит основным драйвером роста производства круп...Предпочтение такой продукции отдают люди динамичного образа жизни, средний класс населения страны. Среди круп быстрого приготовления лидерами являются крупы под торговой маркой "Увелка" — от 50 до 80% сегмента в разных городах... В заключении стоит отметить, что в качестве основного препятствия роста популярности пакетированных крупяных гарниров выступает бурное развитие продуктов-субститутов, в первую очередь лапши и картофельного пюре быстрого приготовления. За дополнительной информацией обращайтесь по e-mail ***
— Часовая компания НИКА и Swarovski приглашают Вас на пресс-конференцию, посвященную презентации новых часовых коллекций FIREBIRD и IMPERIO.
FIREBIRD и IMPERIO — это высокое искусство в точном механизме. Коллекции часов пронизаны истинно "русскими мотивами": FIREBIRD предлагает окунуться в старинные сказки и легендарные дягилевские сезоны, IMPERIO — в воспоминания об императорском Петербурге.
— Внимание! 1 канал проводит дегустацию рыбных закусок. Хотим приехать на мероприятие, где есть звезды. Подскажите, где 8 сентября вечером будет звездный бомонд. Приедем, снимем вечеринку, угостим изысканными блюдами!!!!
— Вниманию питерских журналистов и блогеров. Банк "Хоум Кредит" совместно с сотрудниками питерского ОГИБДД ОВД проведет в школах два урока-викторины, посвящённых безопасности дорожного движения
— Приглашаем вас на презентацию памятника блаженной Матери Терезе Калькуттской работы скульптора Григория Потоцкого.
— С радостью представляю Вам актрису Анастасию Сиваеву ("Папины дочки" СТС, победительница "Жестоких игр", участница "Больших олимпийских гонок", которые сейчас идут на Первом канале). Мы будем рады организовать интервью, подготовить оперативные комментарии на любые темы, принять участие в спецпроектах, фотопроектах, конкурсах и тематических рубриках. Присылайте ваши идеи, пожелания и комментарии.
— Осталось одно место в пресс тур в Оман, который пройдет с 15 по 21 сентября. Пресс тур организовывается министерством туризма Омана и включает проживание в пустыни (люкс отель и кемпинг, Маскате и в отеле пляже. Место зарезервировано только для глянцевого журнала (1 человек).
— Онлайн пресс-клуб Министерства обороны Российской Федерации приглашает блоггеров посетить шахтную пусковую установку для межконтинентальных баллистических ракет, расположенную на территории Козельской ракетной дивизии.
Выводы
Все это вызывает некоторое замирание духа и восторг: ведь все это крутится! Большое количество людей занимается вполне узкоотраслевыми делами, заполняя по каким-то графам условных интересов сетки изданий. Люди — и исполнители, и начальство — ситуацию не контролируют, разве что отдельные куски чего-то, что они считают реальностью. Мало того, у них отсутствует время — оно только в сезонном варианте (курортные романы, пора засолки овощей, Новый год, чего-то еще в этом роде) или в виде анонсов мероприятий. Какой-то застывший в бытовой метафизике мир. Конечно, никакого нового медиасезона там быть не может в принципе, раз там нет времени. Чисто такая хтонь (в хорошем смысле; да и все, что тут сказано, тоже в хорошем смысле).
При этом участники этого мира не видят, что он разрозненный и застывший. Но все это — функционирует. Разумеется, большие структуры из разнородных элементов могут совместно существовать только на очень банальной основе. Так что по факту тут вообще модель, как все существует на свете — имея в виду общество.
{-tsr-}Но там бывают моменты неосознаваемой комы и — одновременно — экзистенциального отчаяния. Некий персонаж сообщает: «ХОЧЕШЬ стать фэшн трендсеттером в стиле unisex casual в офисе / на танцполе / в спортзале / на даче? Приходи в шоу-рум FORTYTWO 18 сентября, назови ПАРОЛЬ I Love You! и получи скидку 15% за наличные — WakeUp Sunday Club приглашает! Модные советы от умных и красивых стилисток — в подарок)». К кому обращено это предложение? К журналистам? Но для них там нет предложения. К потребителям? Но сообщество — не целевая аудитория, там интересуют не скидки, а иные виды транзакций. Одинокий, короче, голос человека, который должен к кому-то обратиться со своим месседжем, но не понимает, как и где. Зато верит, что должно быть такое место, куда обратиться, потому что всё на свете как-то крутится.
Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»