Мир и дружба не победили.

Оцените материал

Просмотров: 9699

ОКолоноля

Андрей Левкин · 16/11/2010
Что такое «ненависть псто», непонятно, зато видно, как разные точки зрения восходят к нескольким фразам анонима, подписывавшегося «гп»

©  Пётр Уманский

ОКолоноля
Это будет длинно, но ничего не поделаешь. Возможно, это еще и не форматно для OPENSPACE.RU, но и своими словами пересказывать неправильно. Потому что ситуация с О. Кашиным не сводится к факту, да и О.К. в данном случае вообще ни при чем. Здесь приводятся мнения, выработанные с 6 по 13 ноября. Вопрос в том, какую реальность эти мнения создают. Редко же, когда по одному поводу есть рефлексии со всех возможных сторон.

Забегая вперед. На аргумент одной стороны последует аргумент другой, и все эти векторы в общем взаимно поглощаются. Это ничего: о чем и как говорят – важнее, чем выводы. Вообще, здесь почти сценарный план. Если раскрыть ссылки, то можно сложить книжку.

СМИ
Медийных рефлексий – чтобы уж редакционных или обобщающих – почти нет. Публиковались в основном либо монологи, либо коллективные документы. Состояние медиа легко продемонстрировать на примере среднем по палате, массовом. «Комсомольская правда» (московский, что ли, выпуск за 9 ноября): «Следователи, пытающиеся раскрыть громкое дело о покушении на Олега Кашина, в тяжелом недоумении: число врагов, которых умудрился нажить себе этот человек, разумному исчислению не поддается. Покушение было неизбежно, и потерпевший это знал…»

Внутри статьи – корпоративная печаль: О. К. чем-то (чем – не сказано) обидел «КП». Но объективность берет свое: «У нападения на Олега Кашина нет материалистического объяснения. Чтобы найти нападавших, нужен не опер, не специальный штаб, круглосуточно заседающий в ГУВД, а отчитчик-экзорцист. Били Олега Кашина не люди, а сущности. И с места преступления они уехали не на машине или метро, а ушли темной тропой видений. Это был протуберанец инфернального зла, прорвавшийся в наш мир, плеснувший болью и исчезнувший в адских безднах».

Тут побочный вывод: издатели-продюсеры всех этих «Дозоров» перестарались. Ну, или как раз добились желаемого. Здесь же можно предположить, что автор заметки в качестве адских сущностей воспринимает тренды, не созревшие до их внятного понимания рядовыми журналистами.

Первая реакция
А. Навальный сразу вспомнил статью Ловицкого, где были портреты Кашина, Бутрина и Михайлина со штампиком «Будет наказан» возле каждого. Здесь же история ноябрьского марша «Наших» – «Позор России» с топтанием портретов. Вывод Навального: «Всю эту систему они уже просто не могут контролировать на 100%. Я уверен, что в АП сейчас все очень нервничают. Типа, перестарались».

Противоположный край рамки, А. Казаков: «Сегодня обнаружил в интернете вполне себе спланированную информационную акцию, которая призвана была приковать взоры тех, кто задумывается о причинах зверского избиения Кашина, к таким субъектам, как псковский губернатор Андрей Турчак и "Молодая Гвардия Единой России". Подчеркиваю: это именно спланированная кампания, а не случайное совпадение... Указанная мной информационная кампания позволяет сделать вывод, что она была запланирована вместе с самим преступлением, то есть была составной частью преступного замысла».

Конспирология и аналогии
Из ЖЖ Бориса Межуева: «Холмогоров о Кашине. Егор вспоминает "дело Кирова". На самом деле у этого дела есть более отчетливый и очевидный прообраз, который почему-то никому еще не пришел в голову. Это дело Осташвили и погрома в Центральном доме писателей, которое состоялось в конце 1989 года. После чего Горбачев попытался использовать митинговую активность москвичей. <…> В этом политическом цикле все будет гораздо скромнее и благопристойнее, но, похоже, сценарий в целом тот же. Любое легальное шествие в столице численностью участников более 10 тысяч кардинально изменит ситуацию в стране».

С. Белковский: «В последние 11 лет у нас в России так повелось, что транзиту власти неизменно предшествуют сакральные преступления. Точнее даже – жертвоприношения. <…>         Сейчас ведь у нас тоже обострился вопрос о транзите власти. О том, станет ли преемником Медведева Медведев.
        Не приспело ли время для нового жертвоприношения?
        Вспомним: в жертву приносят того, кого не жалко. Кто ни в какой элитной группе не стал в доску своим»
.

Конспирология без прямых выводов: О. Кармоди предлагает искать заказчиков среди персонажей последних статей О. К. Список.

Здесь же надо упомянуть и видео избиения. Проблема понятна: откуда взялся ролик, как и с какой, собственно, целью он так быстро (в обход следствия) появился в сети? Чтобы ободрить прочих журналистов? Опять же, исполнители как-то очень аккуратно действовали ровно перед камерой, будто им показывали разметку, на которую надо встать.

По поводу ролика, точнее, его появления на Lifenews – есть интервью А. Габрелянова на «Слон.ру»: «Люди, которые считают, что это видео согласовано, они не умеют такой материал добыть и боятся его поставить, рискнуть. Эти журналисты, кто так говорит, все выходные спали или пили, а мои журналисты искали видео про Кашина, чтобы поставить и чтобы люди видели, как эти подонки избивают его. И добыли запись – не через следствие или милицию». Разумеется, это объясняет все. Последняя фраза: «Нет, мы не платили за это видео».

Молодежные, кремлевские
В историю с Ловицким «Молодая гвардия» внесла коррективы: статья осталась, картинки убрали. Мало того: «"Молодая гвардия Единой России" объявила о закрытии своего одиозного "арт-проекта" "Владислав Ловицкий"». Но с закрытием не все так мило. Вот прощальное письмо Ловицкого от лица его автора: «П.С. Я, Владислав Калашник, отвергаю все инсинуации нечистоплотных журналистов, утверждающих о причастности меня, "Молодой Гвардии Единой России" и кого-либо из ее бывших или настоящих лидеров к ужасному преступлению».

А затем уже Тимур Катеев (главный редактор molgvardia.ru, член политсовета «МГЕР») опубликовал на своем ресурсе «Ответ Венедиктову»: «Искренне надеюсь, что Вам, Алексей Алексеевич, нужен не Якеменко, а сущностные ответы. Поэтому, будучи правильным адресатом Ваших вопросов, обращаюсь к Вам в этих строках». В тексте сообщается, что Ловицкий – это кул, так что все заканчивается логичным постскриптумом от «МГЕР»: «P.S. 9 ноября 2010 года Владислав Калашник назначен Первым заместителем главного редактора molgvardia.ru».

Тут, кажется, произошел небольшой сбой в системе. Павел Данилин перепечатал в своем ЖЖ данный постскриптум, но с комментарием: «Вот так бывает: P.S. 9 ноября 2010 года Владислав Калашник (говно и подонок Ловицкий. – прим. мое) назначен Первым заместителем главного редактора molgvardia.ru.
        Ну что тут сказать?
        Жду не дождусь съезда МГЕР (который должен был состояться еще год назад) с тем, чтобы тот, наконец, снял меня с общественной позиции члена Федерального политсовета организации»
.

За этой драматургией ушла в сторону даже тема топтания ногами портретов в рамках «Позора России». Упоминалась, но между делом. Были и другие молодежные мелочи, вроде нападения К. Потупчик на М. Гельмана. Потупчик требует удаления Гельмана из Общественной палаты, потому что он позволил себе в «Снобе» вот что.

Еще одно любопытное околокремлевское заявление. Шестого ноября в блоге Морозова А. Перла сообщил: «Да это кто-то вам сегодня ночью сделал подарок. Говорите теперь». Рефлексия налицо, но не вполне понятно, к каким именно «вам» отнесен сам Морозов.

Письма
Письмо редакторов СМИ:
        «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
        Вечером 5 ноября в Москве был зверски избит наш коллега, журналист Олег Кашин.
        Со дня убийства Владислава Листьева прошло 15 лет. Анна Политковская была убита четыре года назад. Редактор "Химкинской правды" Михаил Бекетов изувечен в ноябре позапрошлого года.
        Эти преступления не раскрыты до сих пор. Выходит, что журналист в России – мишень легкая, эффектная и совершенно безопасная. Но журналистика – это еще и индикатор состояния общества»
.

Тройное письмо: «Оппозиционные политики Борис Немцов ("Солидарность"), Владимир Милов ("Демократический выбор) и Владимир Рыжков ("Республиканская партия России") выступили с совместным заявлением, в котором потребовали отправить в отставку заместителя главы администрации президента Владислава Суркова». Вообще, тут было непонятно, к кому они обращаются: адресат отсутствовал. Кроме того, письмо обсуждали (например, Радзиховский) , но где именно оно было обнародовано? Да, в «ру-политикс» от Леонида Мартынюка с лейблом «Солидарность». Но и все? Впрочем, это побочная новелла.

А. Морозов употребил письма как жанр: «Прессы уже много, высказались разные люди. "Обзор прессы" будет в виде письма Д.А. Медведеву». Но жанр определяет то, что в нем может быть сказано, сбивая дискурс на желание перетереть с адресатом: «Дмитрий Анатольевич, добрый день! Хочу Вам рассказать о том, о чем знает все журналистское сообщество Москвы. Это то, о чем будет говорить следователям Олег Кашин, когда он выйдет из комы. Он знает об этом гораздо подробнее, чем я».

Есть и возражение на эти петиции, самое последовательное – у В. Милитарева. Он привел список убитых журналистов. «И где общественный резонанс?» Его второй вопрос: почему все говорят только о Кашине?

Констатации
«Форбс»: «В стране создана атмосфера морального террора против инакомыслящих, восстановлена цензура, выведены из-под гражданского контроля спецслужбы и правоохранительные органы, сделана невозможной честная политическая конкуренция. Можно ли исправить положение? Да. Для этого власти должны в первую очередь демонтировать неправовые институты политического насилия. Законы, ограничивающие гражданские права, должны быть пересмотрены, а деятельность структур, ответственных за насилие против инакомыслящих, – стать предметом открытого и честного расследования».

С. Львовский считает, что все еще серьезней, а именно – распад государства при отсутствии общества: «Результатом этого процесса оказывается то, что властный центр приобретает все более символическое, хрупкое значение. По сути, он остается властным центром до тех пор, пока акторы, которым было делегировано право на насилие, согласны считать его таковым – или до тех пор, пока он худо-бедно справляется с арбитражем.
        Кто бы ни оказался заказчиком нападения на Олега Кашина – АП или ФСБ, Владислав Сурков или Василий Якеменко лично, администрация города Химки или безвестный сетевой психопат, – в конечном счете нападение это стало возможным из-за того, что, с одной стороны, общество в России живет надеждой на простые насильственные решения, которые принесут быстрый результат, а с другой – то, что осталось от государства, не способно предложить альтернативу в виде решений сложных и ненасильственных»
.

Все эти соображения могли быть высказаны когда угодно, но были высказаны именно теперь. После появления этих обобщений ситуация замерла. Неудивительно, стороны уточнили свои позиции, а дальше двигаться некуда – вся фактура употреблена, новой еще не появилось. Но движуха все-таки возникла, в любопытном варианте.

Примирительное
Например, М. Сергеева (о том, кто она такая, будет ниже, если кто-то не в теме) посетила митинг в поддержку Кашина 11 ноября. Это уже никого не удивило, потому что ранее она уже опубликовала общепримиряющий месседж: «Различия политических позиций не отменяют "Россию, вперед". Единственный способ придать устойчивость системе – создавать пространство диалога. Пространство, где никто никого не убивает, не люстрирует, не калечит. Ни свои чужих, ни свои своих... Кашин как журналист и летописец – посредник между этими и теми. Тот, кто сделал с ним такое, нанес по всем нам очень существенный удар... Беззащитность – то, что, увы, объединяет сегодня всех нас намного сильнее любых идеологий... Но люди слова должны найти способ себя защитить. Или найти того, кто даст им защиту. "Посла не душат, посредника не убивают", – сказал миру Чингисхан в начале великого похода на Запад».

То есть заодно еще и «Вперед, на Запад», хотя не совсем ясно, чьим тогда послом и посредником был О. К. Позже к делу была привлечена и человечность: «Раз пять за это время перечитала свой пост про легендарную пьянку в Маяке».

Беззащитность – как единственный объединяющий фактор, это мило. А если подумать, то и очень государственно, имея в виду «найти того, кто даст защиту». У М. Литвинович другое объединительное начало. Но и не важно, что другое, главное, что они – Сергеева и Литвинович – тянутся друг к другу в поисках общего. Впрочем, кто же утверждает, будто Литвинович представляет тут все свободное на свете или по крайней мере все, что не охранительское.

Итак, Литвинович: «Ну, представим, если Медведев уволит Суркова, Якеменко, устроит суд над НАШИстами – тогда наступит мир? Нет, не наступит. Потому что дело уже не в Суркове или Якеменко, а в запущенном маховике. Который нас всех сжирает. И даже если найдут покушавшихся на Кашина – маховик не остановится. Потому что он движется со своей скоростью. У него свои планы на нас. На нас с вами.
        Кашина побили мы с вами. Каждый, кто участвует в "ненависти псто". Морально чистых почти не осталось. Все в говне. И некоторым стыдно»
.

Что такое «ненависть псто», я не понял, зато видно, как обе точки зрения (М. С. и М. Л) восходят к нескольким фразам анонима, подписывавшегося «гп» в комментариях к заметке А. Морозова. Морозов там, разумеется, рассуждал о том, как произошло то, что произошло. Заметка заканчивалась так: «(Специально для rubir_ru могу добавить: мы все должны встать и сказать: такая практика навсегда осталась в прошлом)» .

Первый комментарий анонима: «Re: трудность здесь с этим твоим "мы" – его еще надо отстроить заново. С точки зрения условной "власти", предъявляющие ей моральные требования слабоотличимы от насильников. Примерно так, как злостный хулиган в раже – не убийца, конечно, но сдуру и завалить может.
        1) есть общество, предъявляющее законные требования – безопасности, защиты себя, семьи и среды, уважения к лучшим.
        2) есть "общество"-хулиган, который еще недавно бесновался, захватывал министерства и требовал у Буша-мл. "сделайте мне, как в Киеве!"
        два эти общества в одно "мы" с главой государства не сложатся – придётся выбрать одно. гп"
.

Второй комментарий: «Искать в АП первопричину политического насилия, значит – превращать союзника (единственного, кстати – ты же не можешь всерьез рассчитывать на Милова с Немцовым?) – во врага... гп».

И еще один: «если насилие в стране, внедрившееся во все – все без исключения – институты власти и общества является для Вас только поводом свести счёты (и то символические!) – не исключено, что Вам их дадут свести... Вопрос, который при этом полезно ставить перед самим собой – а Вы, Вы годитесь ли сами в политические союзники? гп».

Примирительную линию уже отрефлексировал Ortega: Ссылаясь на заявление Литвинович, он вывел: «То есть Олег Владимирович Кашин должен стать фигурой "общественного замирения" теперь, насколько я понимаю. После Освенцима нельзя писать стихи, а после нападения на Кашина невозможно сохранять идеологические установки и поддерживать разделение по политическим лагерям. Во всяком случае – приличным людям. Всех укроет кафе "Маяк", и все хипстеры, и все за перемены. Откажемся от конфронтации, забудем язык ненависти, возьмемся за руки, друзья, чтобы изгиб гитары желтой [читатель ждет уж рифмы "жопа"], и так далее, и тому подобное... Но действительно, Кашина ведь до сих пор обсуждали исключительно как "Гонгадзе" – и никто почему-то не догадался поменять минус этого образа на плюс».

Тут подгребли и хипстеры. Но, кажется, это какой-то специальный хипстерский извод. Словом, «Сплочение»: «На этой фотографии: либеральная журналистка "Коммерсанта" и бывшая активистка оранжевого движения Настя Каримова (справа) и Маша Сергеева, которая вышла из "Молодой гвардии" и сейчас возглавляет Центр модернизационных решений, пиар-структуру при Кремле. Девушки стоят рядом с импровизированной сценой во время пикета на Пушкинской площади в защиту Олега Кашина. Незадолго до этого Маша произнесла в мегафон речь в защиту Олега. Могли бы вы раньше представить их на каком-нибудь митинге стоящими бок о бок с одними лозунгами? Я вот – нет».

Тем не менее мир и дружба не победили. Потому что некоторые граждане еще не в тренде. Как ни странно, это чисто бригада непримиримых телеведущих федерального уровня.

Непримиримые телеведущие
То есть может быть так, что М. Шевченко еще не был в курсе. Потому что продолжал отстаивать непримиримость на «Раша.ру». Он там про то, что Кашин – всей душой за государство, потому что обвинял Израиль в паразитировании на Холокосте, а что до заказчиков – да он же Альбац обидел, делайте выводы.

Но и В. Соловьев: «Интересно, что такие личные враги Кашина, как Яшин, стали писать, что "мы все Кашины..." Интересно, что Кашина стали записывать в либеральные журналисты сторонники идеи 31-го числа, хотя последняя статья, которую опубликовал журналист во "Власти", свидетельствует совершенно о другом. Интересно, что все стали бороться. Возникает вопрос: не им ли тогда и было выгодно? Мне это все начинает напоминать поджог рейхстага». Дальше тоже красиво: «И чем громче раздавались крики о том, как ужасен Сурков, тем все больше и больше лоснились довольные борцы с режимом. Вообще в нашей стране бизнес борцов с режимом выгоднее, чем наркоторговля».

Здесь же и М. Леонтьев. По его мнению, обвинять в нападении на Кашина власти бессмысленно, так как «Кашин ненавидел немцовско-рыжковскую публику профессионально»: «Поэтому если, грубо говоря, идти по пути, протоптанному Немцовым и компанией, то, скорей всего, его избить должны были именно они. Они первые подозреваемые».

Любопытно, что их интуитивно точно в одном обзоре собрала «Русская служба новостей» (добавив к ним А. Габрелянова). Однако там главредом тоже бывший телеведущий, С. Доренко.

И еще
Есть еще тема: кто тут чей журналист? Г. Павловский в «Известиях»: «Кашин принадлежит к небольшому числу лучших журналистов страны. Как и многие из них, он пишет в блогах. Блогерство объединяет его с президентом. Кашин вообще журналист эпохи Медведева. Он ассоциируется с тем новым, что внес в политику Медведев. Попытка его убийства – это теракт, направленный прямо против президента».

Тогда чей это теракт? Интересно также, что черта, подведенная вот таким образом, сохранится при любом исходе следствия. Вообще, все уже сказано, что можно изменить?

А если учесть, что тут противопоставляются Медведев и не-Медведев, то сама разница потенциалов этих персонажей сообщит, что вышеупомянутая движуха надежно осциллирует возле ноля. Конечно, ноль – залог стабильности, да и все знают, где он расположен.

Автор – главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • trepang· 2010-11-16 16:38:21
    >> что такое "ненависть псто", я не понял

    не "ненависть псто", а "ненависти псто". он же "пост ненависти".
  • sir-charlie· 2010-11-16 17:25:47
    2 trepang
    +1 псто

    Как сказал бы об авторе данного "ОКолоноля" Глеб-Пвловский-в-Известиях, “Нет, не лучший журналист страны. До-жежечьный. И блогерство, как важнейший и системообразующий атрибут эры Медведева, не объединяет его с Президентом. Нет, не журналист эпохи Медведева, ИМХО. По нашему с Президентом ХО"
Все новости ›