На выходных снова показали фильмы против Лужкова – значит, Путин согласен на продолжение кампании. Но что дальше?
Имена:
Владимир Путин · Владислав Сурков · Дмитрий Медведев
© www.usa.gov
Вот главное в катавасии вокруг Лужкова: молчат политологи и другие оформители ситуаций в сценарии. Не совсем молчат, но рассуждения у них только бытовые. Сработает ли, например, сейчас телекомпромат.
Чего нет: рамки, в которой происходят события. Ее нет настолько, что не может возникнуть даже обязательная здесь тема возможного преемника. А это бы как раз и точка, из которой выводить сценарии. Нет, лишь непонятный список из пяти-семи лиц, который и не обсуждается вовсе. Но это понятно: нет рамки – не может быть обсуждения параметров преемника. Его тогда некуда продвигать.
Вроде бы рамку не выставляют и сами участники процесса, которым она тоже нужна. Потому что у них битва, и тот, кто такую рамку сделает первым, – навяжет свои правила игры. У него будет преимущество своей площадки. Но это же не заявление Лужкова о том, что «не идиот же он 200 миллионов на пчел тратить».
Но вот тут – упс! Дело в том, что Лужков-то как раз рамку и пытался задать, когда заявил, что Москва определяет все, что происходит в стране, ну а он, в свою очередь, влияет на Москву. Конечно, это был перебор: диспут на такую тему опасен для общей федеральности, но вряд ли тема была отвергнута по этой причине. Просто ровно той же точки зрения придерживается и другая сторона: конечно, Москва самая главная, раз уж в ней находятся президент с премьером. Так это утверждение оказалось просто скобками, внутри которых все происходит опять вне рамок.
Например, не возникло ни одного политологического обсуждения этой самой двойственной природы Москвы. А уж, казалось бы, прекрасный повод – когда ж еще будет шанс обсудить варианты ее двойной природы, как не при появлении нового мэра?
Ну а в непонятках жить никто не хочет, всем нужна мера определенности; если она не задана сверху, приходится выдумывать самим. Как Немцову: «Я считаю, что у Медведева ситуация предельно ясная: либо он увольняет Лужкова и сохраняет лицо, либо окончательно превращается в тряпку... Момент истины для Медведева уже абсолютно понятен». Но только это не момент истины для Медведева – лишь для самого Немцова.
Читать текст полностью
Еще одна, почти составившаяся рамка: о состоянии российского народа. Дело было на Ярославском форуме. Медведев отвечал Г. Павловскому, сообщившему ему о том, что есть люди, сомневающиеся в успехе модернизации. В качестве примера было приведено высказывание Лужкова о том, что атмосфера в обществе не соответствует задачам развития. Медведев ответил, что с данной оценкой не согласен, и добавил персональный вывод: «Если коллеги недовольны, у них есть возможность делать свои выводы. Представители власти должны либо участвовать в улучшении общественных институтов, или переходить в оппозицию».
Но и тут нет речи о самой атмосфере в обществе, что могло бы иметь рамочные последствия. Да, на тему желания (нежелания) общества модернизироваться высказались Юргенс и Гонтмахер, но к Лужкову это отношения не имело.
Еще одна почти рамка, от В. Милитарева: «Загадочно, между прочим, в этой истории, как Дмитрию Медведеву удалось организовать обращение к себе “Единой России” по поводу Химкинского леса. Может быть, руку к этому приложил Сурков. В том, что он стоит за организованной антилужковской информационной кампанией в прессе, федеральной, московской и петербургской, нет никакого сомнения. Не думаю, тем не менее, что Сурков перестал быть путинским человеком, и если Путин перестанет угрожающе молчать и решит прекратить кампанию, то Сурков подчинится».
Политология тут, конечно, не стратегическая, но уже предлагает хоть какую-то точку для оценки. Вот на выходных снова показали фильмы против Лужкова – значит, Путин согласен на продолжение кампании. Но что дальше?
Без рамок плохо, всем плохо. Лужков сообщил, что не будет оправдываться за «всю ту грязь», которую на него вылили телеканалы («Оправдаться – значит признать, что в сказанном есть доля правды»), и тут же говорит о том, что не тратил 200 млн на пчел, да и шесть дней отпуска вовсе не грех. Это не оправдания? А вот его следующее отбытие в Австрию в субботу – это он сдался или наоборот?
Между тем треснула и та рамка, которая раньше держала его в силе: московские судебные решения строго в его пользу. Рамку подпортили компромат-телефильмы, отчего ему надо срочно обращаться в те же суды: не для того даже, чтобы кого-то убедить в своей непорочности, но за тем, чтобы подтвердить сохранность этого ресурса.
То же аморфное состояние у другой стороны. Сообщено из Кремля: «Вопрос продолжения исполнения полномочий мэра Москвы в соответствии с законодательством РФ решается не Лужковым. Это прерогатива президента России». Ну да, но какие основания есть для этого решения, то есть: что есть все та же рамка, в которой этот вопрос будет решаться? Заявления о том, что модернизация – это хорошо, а коррупция – плохо, ею не станут.
Здесь не только вопрос чьей-то победы. Есть еще и общие риски власти: в отсутствие идеологем, которые бы описывали текущий конфликт, по мелочам ломается стабильность. Например, такая идеологема: СМИ поддерживают власть, за это власть их называет свободными. На политсовете московского «ЕР» г-н Лаптев (гендиректор АМО ЗИЛ) произнес: «Нас не запугать «независимыми» СМИ, аффилированными с государством». Неловко получилось и совсем неконструктивно на будущее. Но когда нет идеологической рамки, нет и способа бороться с такими угрозами. Даже врагом народа никого не назвать, потому что нет параметров добра и зла.
Зато вот еще одна (наряду с Москвой – всему головой) сверхрамка: в подобных разборках нельзя упоминать горожан как таковых, они тут не при делах. Лужкову не следовало употреблять поддержку ветеранов и старейшин. Иначе возникает тема наличия в городе жителей, а тогда что же, им еще и избирательные права дать? Лужков близко подошел к такому варианту: апеллировать ко всем москвичам и, параллельно, требовать прямых выборов московского мэра. Нет, вовремя остановился. Чисто как Наполеон с освобождением русских крестьян.
Так что нет тут никаких москвичей. Тут происходит чисто битва сферических героев в вакууме. Все прочие идут за попкорном, чтобы следить за развитием событий на отчужденной территории столицы. Например, следующим актом будет день рождения Лужкова: кто его поздравит, а кто нет? Это во вторник, 21-го.
{-tsr-}Герои вместо рамок – не новость, но этот факт требуется подтверждать, поскольку он задает ту логику, которая будет траслироваться в медиа. Понятно, все те же полеты над страной на истребителях с айпэдами в руке и другие героические действия отдельных личностей. Возможность изменения такой повестки ничтожна, в чем, собственно, и интерес: она же не работает вечно.
Автор – главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»