Если представить, что затея с бойкотом НТВ вдруг удастся, то первым делом закроют не передачи дирекции правового вещания, а фильмы Пивоварова, программу «ЦТ» и «НТВшников»
© Василий Максимов / Ridus.ru
Ни об одном телеканале я тут не писала столько, сколько об НТВ. Проще всего объяснить это личными мотивами — когда-то я там работала, правда, это был не нынешний НТВ и даже не тот, а позапрошлый.
Есть и другие причины — мне кажется, никакой другой телеканал не отражал так ярко того, что мы пережили за последние полтора десятка лет и к чему пришли. Я не о том,
что он показывает, — скорее о том,
как.
Об этом стиле и почерке я пыталась что-то сказать еще в связи с последним энтэвэшным
юбилеем. А прошлой весной мы тут вспоминали другой юбилей —
разгона НТВ. Того, позапрошлого.
Ну и опять НТВ в своем репертуаре — скандальное кино, пикеты с плакатами у телецентра, опять канал становится героем собственных новостей, снимая толпу из своих же окон. Он снова на пике — по рейтингам в Москве стабильно опережает всех, по России тоже регулярно. Снова ходят разговоры о его скорой продаже и смене руководства. И даже Альфред Кох, в 2001-м сыгравший в драме НТВ кого-то вроде Терминатора, тут, и снова против. Это все уже не драма, а пастиш — самый, впрочем, энтэвэшный жанр.
Понятно, что «Анатомия протеста» многих задела за живое, став последней каплей в чреде плевков, которые в последнее время летят в лицо прогрессивной общественности. Отвыкши от эфирного ТВ, общественность была взята им врасплох. Те, кто у себя в сети отлично помнит правило «троллей не кормить», за четверо суток раскормили канал НТВ до полного несварения.
Массовое возмущение, шквал комментов, обрушение сайта компании сработали — скандальное кино быстренько поставили в эфир снова, и тут уж его посмотрели все, кто еще не. Точных цифр рейтинга пока нет, но ясно, что они будут высокими. Дирекция правового вещания НТВ дважды сняла отличный бульон со своего одноразового продукта.
Продукт на это не рассчитан. В отличие от некоторых коллег, я так и не разглядела в нем ничего достойного интереса, хотя бы вивисекторского. Говорят, лингвисты тоже ничего серьезного
не усмотрели. Одиозные обвинения, топорная риторика, неуклюжие постановки, не подкрепленные даже видимостью доказательств, — в общем, очень толстый троллинг.
Читать текст полностью
Пикетирование «Останкино» все равно не лишено смысла — кто читал или смотрел «Обитаемый остров», знает, что кощеева смерть — в телецентре. И я понимаю чувства тех, кто подает на НТВ в суд за оскорбление, но все равно никак не могу принять эту байду на свой счет — и вообще всерьез. По-моему, оскорбительна она в основном для ее анонимных исполнителей, а еще больше — для заказчиков, ради которых исполнители явно не рады были стараться. Заказ отработан задней левой, без усердия, — нате, отстаньте. Или коллектив дирекции правового вещания НТВ творчески истощен, или это их способ бастовать.
Но про них не очень интересно. Интереснее про нас.
Предложение бойкотировать НТВ, вызвавшее такой энтузиазм у сетевой общественности, исходит от Альфреда Коха, бывшего гендиректором и председателем совета директоров «Газпром-Медиа» в тот самый период, когда канал НТВ переходил в собственность этой компании.
Возможно, человеку, управляющему медиаактивами, ни к чему знать, как считаются рейтинги, по которым телеканалы сверяют пульс, живут, дышат и продают рекламу, позволяющую им жить и дышать. Или наоборот — он знает о телеметрии что-то такое, чего не знает никто.
Иначе трудно понять, почему он считает, что акция «Не смотри НТВ», если в нее вовлечь 2 миллиона человек, приведет к потере аудитории, которая «не может не быть зарегистрированной Гэллап-медиа».
Вряд ли все-таки «Гэллап» это зарегистрирует — по крайней мере, официально, так как телеметрией в нашей стране занимается не он, а компания «TNS Россия» — это на ее данные ориентируются рекламодатели.
Для того чтобы зарегистрировать падение рейтингов, достаточно было бы задействовать в бойкоте не 2 миллиона отказников, а всего 3,5 тысячи. Но это должны быть те конкретные люди, в чьих домах установлены пиплметры (people meter), такие приставочки к телевизорам, при помощи которых рейтинг измеряется. Они фиксируют, кто из членов семьи какой канал и когда смотрит — каждому присвоен свой код, каждый отмечается через пульт при включении и выключении ящика, — и на основании этих данных, после их обработки и сличения с сеткой, составляются рейтинги.
Теоретически сагитировать какую-то часть этих людей не смотреть НТВ можно — правда, придется сначала добыть информацию об их именах и адресах, которую «TNS Россия» вряд ли добровольно сообщит. Придется отправить агитаторов в 70 с лишним населенных пунктов, где живут эти избранные путем социологической выборки граждане. В Москве проще — тут домохозяйств с пиплметрами, по официальным данным компании-измерителя, всего-то 700. Допустим, их всех — или хотя бы часть — можно уговорить на месяц отказаться от сериалов про Глухаря или Лесника, «Программы максимум» и прочего по списку. Уговаривать придется всю семью, считая детей и бабушек. А также тех, кто включает телик только ради «Центрального телевидения», «НТВшников», Алексея Пивоварова и еще пары авторов, которые в силу разных коллизий, происшедших с каналом НТВ не без участия А. Коха, работают бок о бок с анонимусами из дирекции правового вещания.
И если представить, что затея с бойкотом вдруг удастся, или если все мы хором перестанем бриться и чистить зубы и «Проктеру» с «Гэмблом» придется в ужасе уносить с НТВ ноги и рекламные бюджеты, если, короче, рейтинги канала упадут — то первым делом закроют не передачи дирекции правового вещания, а фильмы Пивоварова, программу «ЦТ» и «НТВшников».
Ну просто потому, что анонимусы из дирекции выполняют, худо-бедно безотказно, боевые задачи руководства (не только энтэвэшного) — а от Пивоварова и авторов означенных передач в этом смысле мало толку.
Как тесно живут на одном канале разные дирекции и редакции — не важно, курят они вместе или совсем не здороваются, — НТВ красноречиво напомнил в воскресенье. Прямо вслед за вышедшей на бис «Анатомией протеста» поставили «Центральное телевидение», чуть позже были «НТВшники» о Ходорковском — с участием Светланы Бахминой (в студии) и Павла Ходорковского (через телемост). И весь вечер крутили анонс фильма Екатерины Гордеевой о борьбе с раком, который будет на этой неделе.
«Меня зовут Вадим Такменев. Я работаю в программе “Центральное телевидение” и прошу вас не выключать телевизор. А еще лучше не переключать канал на рекламе. Потому что мы останемся без рейтинга и денег, и нас просто закроют. Давайте менять телевидение вместе — вы ведь не сможете мне отказать?»
Этими словами ведущий предварил сюжет про муниципальную избирательную кампанию, показывая, в каком духе там были листовки. Хотите — считайте это шутовской аналогией, хотите — принимайте всерьез, НТВ в своем репертуаре.
Кто считает такое раздвоение нормой, кто говорит о шизофрении. В любом случае ради своего психического здоровья стоит решить, с какой из раздвоившихся личностей иметь дело, а какую игнорировать.
Адресный бойкот — не всего НТВ, а продуктов жизнедеятельности дирекции правового вещания — резоннее, да и реалистичнее. {-tsr-}Держатели пиплметров скорее согласятся не смотреть что-то выборочно, чем совсем исключат из своего меню целый канал. Если рейтинги передач пресловутой дирекции («Чрезвычайное происшествие», «Чистосердечное признание», «ЧП. Расследование», «Утро на НТВ», «Говорим и показываем»), а также заказных кинопомоев, которые можно заранее опознать по анонсам, серьезно упадут — руководство как минимум задумается.
Хотя, будучи в курсе, что бойкот продлится месяц, оно скорее всего просто потерпит. Так что, может, стоит отправить все это в игнор навеки? Ради психического здоровья?
В гробик, который пикетчики приносили на останкинское крыльцо, весь НТВ не втиснуть. И я вообще не думаю, что хоронить честное телевидение надо именно теперь — раз уж мы не сделали этого в последние десять лет. Его остается так мало, что пора митинговать не против, а за НТВ. За живое.
Понятно, что все эти измерения основаны на данных из пальца.
Дело не в них. И не в тонких расчетах и аргументах автора статьи.
А в конкретной позиции конкретного гражданина.
Сам ТВ (включая НТВлжет) не смотрю уже много лет. И не собираюсь.