Как-то не по себе, что одна и та же нота звучит и в первом, и во втором фильме Гай Германики, – неужели теперь еще и во всех 60 телевизионных сериях?
Поклонники «Школы» готовы до небес превозносить режиссера, продюсера и всю съемочную группу – но только не телеканал, которому и принадлежит идея пригласить этот творческий коллектив
Читать!
Учителя, понятное дело, пристрастны. Массовый интерес к теме предсказуем: все люди делятся на школьников и экс-школьников. У парламентариев реакция совсем уж стандартная.
А у кого она не такая? Чуть ли не каждый пишущий о «Школе» по долгу службы или зову сердца считает необходимым отметить, что всё не просто так, не без тайного умысла. Вариантов немного — либо что госканал готовит почву для очередной школьной реформы, либо что с госразмахом пиарится, либо то и другое. Труднее всего передовой пишущей общественности поверить во что-то невинное — например, что «Первый» искренне ищет ее благосклонности. А разве не этого он добивается, сделав нетривиальную «Школу» гвоздем будничной сетки? Правда, меры предосторожности приняты: сериал стартовал в дни рекламного затишья, стилизован под реалити, накрошен малюсенькими порциями и расставлен по обочинам вечернего прайма.
Выходит, та аудитория, ради которой вроде бы ломаются дрова и которая вроде бы меньше всего склонна к стереотипным реакциям, не готова отказаться от привычки воспринимать любой шаг традиционного ТВ с подозрением. Что говорить, не без оснований. Пусть даже «Первый» свой интерес к продвинутой публике уже доказывал. Стереотипы — такое дело, под сильными ударами они иногда только крепчают.
Поклонники «Школы» готовы до небес превозносить режиссера Валерию Гай Германику, продюсера Игоря Толстунова и всю съемочную группу — но только не телеканал, которому и принадлежит идея пригласить этот творческий коллектив. А также меткий выбор школьного жанра, аппетитного для разных поколений, питательного для дискуссий, удобного для обработки вечных тем и злободневных вопросов. Со всеми вытекающими, вплоть до попадания в мировой тренд, для чего наших старшеклассников незачем даже делать вампирами — и так вполне монстры.
Не замыленная пока местным сериальным ремесленником документальная стилистика отвлекает от сценарных несообразностей передовую аудиторию и отсекает совсем уж непрофильную (у некоторых бабушек с непривычки кружится голова). Маскировка под реалити опытных зрителей не впечатляет, но канал эту интригу продолжает. Высокие цели ведь не отменяют необходимости держать на мушке и доверчивую публику — которую привлекает, что «всё по правде».
Но о правде и правдоподобии уже неинтересно. Больше беспокоит монотонность авторской интонации. Как-то не по себе, что одна и та же нота звучит и в первом, и во втором фильме Германики, — неужели теперь еще и во всех 60 телевизионных сериях? Впрочем, у молодого режиссера всё еще впереди.
И ему, то есть ей можно все простить за то, что обитатели «Школы» разговаривают человечьими голосами. Это достижение не только для сериальной отрасли, а для всего подростково-молодежного кинематографа. По-моему, уж лучше, когда через слово «чё?», «короче» и «блин», — только бы опять не услышать сердечные педагогические обертоны или веселые нотки казенного детского творчества. «Блины» все-таки съедобнее. От них может затошнить, но рвотное — неплохое средство, когда объешься сладким.
Если «Первый» расшатывает стереотипы зрительского восприятия последовательно и постепенно, то ВГТРК взялась за это радикально. Здесь для нового контента поэтапно переформатируют канал «Россия-2» (пока еще преимущественно спортивный), который возглавил 29-летний Дмитрий Медников. А год начался с решительного рестайлинга, изменившего привычные имена и логотипы каналов госхолдинга.
Не буду излагать свое мнение — априори пристрастное. Тем более зрительских и экспертных отзывов без того хватает и они гораздо ярче иллюстрируют тему привычек и пристрастий.
Комментарий дизайнера Артемия Лебедева, как водится, печатно не процитируешь.
Дизайнерские отклики на тематических форумах и в блогах тоже не отличаются благодушием.
При всей смелости предпринятого ВГТРК шага многие считают это шагом назад. Специалисты сравнивают новые логотипы телеканалов ВГТРК с логотипами «Комстар» (чей ребрендинг в свое время был притчей во языцех). У одних прямоугольные плашки вызывают ассоциации с номерными знаками на машинах, другим они напоминают лыжный костюм советского производства.
Конечно, любая смена идентификатора — нарушение привычного восприятия, что само по себе может вызывать негативную реакцию. Не говоря о том, что дизайн почти всегда спорная штука и дизайнеры почти всегда пристрастны. Что не отменяет существования профессиональных правил и критериев, которые в данном случае некоторые специалисты тоже сочли нарушенными, в чем и упрекают автора новых знаков.
Правда, ему не пришлось долго оправдываться перед коллегами: дизайнеры и рекламщики лучше других понимают, как мало иные изобразительные решения зависят от воли художника — и как сильно от воли заказчика.
Телекритики не привыкли обращать внимание на айдентику и оформление ТВ, но тут и они отозвались. Журналист Арина Бородина, понимая желание медиакорпорации следовать европейским образцам, замечает, что там все-таки всё немного иначе — ВВС1, а не Англия-1. Обозреватель Ирина Петровская говорит, что ей трудно произносить «РоссияКа».
Маркетологи задаются вопросом, зачем менять брендовые имена тех каналов, где не предусмотрено радикальных перемен в программировании. И полагают, что зрителю безразлично, принадлежат ли телеканалы одному холдингу. Единообразие новых логотипов напоминает им китайское телевидение.
А сторонники единообразия не усматривают его в ситуации, когда рядом с названиями «России-1» и «России-2» стоят «Россия-24» и «Россия-К» с буквой вместо цифры, у канала «РТР-Планета» остается старое имя, но его новый логотип отличается от других, а с каналом «Бибигон» ничего вообще не произошло.
Многие наблюдают сходство цифры в новом значке «Россия-1» с единицей в логотипе «Первого» (которая, в свою очередь, напоминает единицу немецкого телеканала ARD). Кто-то даже видит параллель с «Цифровым телесемейством» «Первого канала». Большинство комментаторов склонны объяснять рестайлинг ВГТРК как раз конкуренцией с «Первым», отмечая, что теперь в эфире появился второй первый канал («Россия-1»). Не обошлось, конечно, без ссылок на руководящую роль государства, которое, считают некоторые, хочет напомнить бизнесу, увлекшемуся укрупнением медиахолдингов, что государственный медиахолдинг самый крупный. Как будто бизнес и без логотипов не знает.
Есть толкования более неожиданные. Например, что все дело в грядущем переходе на цифру и вхождении в первый мультиплекс — хотя каналы ВГТРК вошли туда еще с прежними именами. Или что таким способом холдинг сможет аккумулировать большие рекламные бюджеты, хотя трудно представить, чтобы рекламодатели или регуляторы рынка согласились принимать все его телеканалы за один в силу наличия общего лого. Есть даже мнение, что единый логотип даст возможность считать и продавать совокупный рейтинг каналов. Каких только версий не возникает, когда причины происходящего не совсем очевидны, а официальное разъяснение еще не обнародовано.
Кто-то даже приписывает медиакорпорации желание занять все передние кнопки на пульте. Но как можно заставить зрителя на них их нажимать? Для этого мало поменять имя и подпись в углу экрана. И ведь известно, что некоторые зрительские привычки крепче телевизионных амбиций.
Читать!
Но еще чаще говорят, что все равно — привыкнем.
Нам же не привыкать.
Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
Ссылки
Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?
-
Нет, я против подобной цензуры70936%
-
Нет, таких сериалов и фильмов должно быть больше36118%
-
Да, потому что это мерзость30516%
-
Нет, он мне нравится27914%
-
Да, молодежи надо показывать только хорошие примеры1709%
-
Да, и судить Германику за клевету на российскую школу1337%
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Телевидение - это конкурентная борьба между каналами за зрительскую аудиторию . Рейтинг - нравственный закон телевидения , а не звёздное небо над головой . Функции общественной морали вне компентенции канала . Только у нас есть суверенное право смотреть или выключить телевизор . Моральный цензор внутри нас . Иммунитет вырабатывается сортировкой информации . По телевизору смотрим новости . И всё . Пускай показывают Школу как им захочется ! Самое главное мы же знаем что всё не совсем так ! Надо удивляться не тому , что так много плохого , а что есть имного хорошего! Надо только увидеть , а для этого нужно иметь глаза . C уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
-
скучно.
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451787
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343398
- 3. Норильск. Май 1268725
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897704
- 5. Закоротило 822159
- 6. Не может прожить без ирисок 782575
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759298
- 8. Коблы и малолетки 740964
- 9. Затворник. Но пятипалый 471465
- 10. ЖП и крепостное право 407954
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403206
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370572