Главный редактор журнала «Инфографика» рассказал OPENSPACE.RU, как сходил на лекцию Филиппа Бахтина и что из этого вышло
© Алена Зуева / Фотостудия «Monochrome Loft»
На фотографии, cлева-направо: Артем Колеганов, арт-директор; Вадим Ильин, дизайнер; Николай Романов, главный редактор; Сергей Дмитриев, менеджер по развитию
В Петербурге с января выходит журнал «Инфографика». Его издает не крупное издательство, не медиасиндикат, не научная организация и не районная администрация, а четверо молодых ребят. Они печатают 40 тысяч экземпляров в месяц и бесплатно распространяют журнал в популярных кафе и ресторанах своего города.
Формат чуть меньше А3, 16 полос. Вместо текстов — информационные иллюстрации, подписи, надписи, записи. Сфера интересов, как и у всякого сборника разнообразных и занимательных фактов об окружающем мире, широченная: здесь и разобранная по графикам нефтяная биография Михаила Ходорковского, мировые природные и гуманитарные аномалии прошлого года, сравнение характеристик Санта-Клауса и Деда Мороза, обзор молодых современных принцев и шансов стать их женой, путь и ценообразование бензина в России, факты про Российcкую армию, обзор самых популярных вопросов «Яндексу» и многое другое.
Николай Романов, главный редактор «Инфографики», рассказал OPENSPACE.RU о журнале, его истории и планах.
«Решили, что это неплохая шутка — журнал целиком из инфографики»
Раньше я занимался финансовой журналистикой, работал в газете «Деловой Петербург», потом в журнале «Наши деньги» — вполне стандартная история. А потом мы втроем с друзьями в 2007 году открыли агентство «Манифест». Сначала думали заниматься только пиаром — все-таки журналисты финансового сектора. Стали пиарить банки, финансовые и управляющие компании. Потом стали делать дизайн, буклеты, календари, потом еще и корпоративные издания. В общем, работали, развивались, росли. Так получилось, что двое соучредителей со временем занялись другими проектами, а я вместе с уже сформированной командой продолжил развивать агентство.
© «Инфографика»
Обложка журнала «Инфографика»
В прошлом году в Питер с лекцией приезжал главный редактор
Esquire Филипп Бахтин, мы на нее сходили, посидели, послушали. Зашли потом в кафе, обсудили лекцию и то, что нам в нашей компании дальше делать, что бы нам хотелось создать. На следующее утро, когда мы пришли в офис, один из наших дизайнеров прислал мне ссылку на интересную инфографику. И я сказал: а почему бы не делать журнал, который полностью состоит из инфографики? Мы сначала решили, что это неплохая шутка — странно как-то, журнал целиком из инфографики. А потом решили попробовать: нашли информацию для двух тем и попробовали их оформить, сделать. Мы взяли две темы, одна посвящена разливу нефти в Мексиканском заливе, вторая фактам про Нью-Йорк. Два наших дизайнера оформили две эти темы по-своему, мы посмотрели, что получилось, все понравилось. Решили делать журнал.
Читать текст полностью
«Не успеешь погрузиться, как принесут еду»
Мы с самого начала понимали, что будем распространять «Инфографику» бесплатно. Рынок печатных изданий, скорее всего, сильно изменится в ближайшие годы — молодые парни и девушки, которые сейчас находят все развлечения в сети, вряд ли станут тратить деньги на бумажные журналы и газеты. Бешеная популярность планшетных компьютеров только подтверждает это. Будущее — за бесплатными журналами.
© «Инфографика»
Обложка журнала «Инфографика»
Мы просто подумали: вот человек приходит в кафе, садится, делает заказ, и у него есть минут 10—15, короткий промежуток времени, пока он ждет свой заказ. Многие не читают журналы в это время, потому что не успеешь погрузиться, как принесут еду, и становится не очень понятно, что дальше делать: брать с собой журнал или здесь дочитывать. Поэтому многие просто листают, смотрят фотографии, картинки, анонсы, рекламу. На этом и построена «Инфографика»: у нас не много текста, каждая статья — небольшое количество информации. Это все можно потребить за очень короткое время, но, так как картинки хорошие и там есть на что посмотреть, человек начинает это изучать. И выходит следующее: человек получил информацию в концентрированном виде, он немного развлекся, и у него появилась тема для обсуждения, если он пришел не один. Например, в последнем номере у нас был материал о мировом наркотрафике. И там такая цифра была: годовой оборот наркотиков составляет 500 млрд долларов, а мировой товарооборот золота — 110 млрд. Этого уже достаточно для появления темы для обсуждения. Если же ты пришел один, можешь узнать различные цифры, посмотреть, изучить внимательно, какие есть наркопотоки, куда и как они идут, как они функционируют. То есть ты можешь либо быстро получить информацию, либо разглядеть картинку, насладиться подачей, обсудить свежие знания.
Можно сказать, что дело шло медленно — с момента появления идеи и ее воплощения прошло шесть месяцев. У нас, получается, в самом начале были хорошие дизайнеры, способные воплощать все в жизнь, а поиск информации для материалов оказался не таким сложным и затратным по времени. Мы осмотрелись, увидели много примеров хорошей и плохой инфографики, стали делать свою. Параллельно регистрировали издание.
«Некоторые сказали, что это не их формат, слишком “несерьезно”»
© «Инфографика»
Страница журнала «Инфографика»
Когда мы делали первый номер, перед нами встало две проблемы. Первая — это распространение. Договориться с кафе и ресторанами оказалось не так просто, как сначала казалось. Отправляли четырехстраничный пример журнала с курьером или по почте, заносили сами в разные места, рассказывали, что мы скоро запускаем журнал, хотели бы распространять его в этом месте, заходили в каждую интересную нам точку, говорили с администрацией. Сначала пытались войти в сетевые заведения: кофейни, суши-бары и тому подобное, но не во всех нашли понимание, некоторые, как увидели «Инфографику», сказали, что это совсем не их формат, слишком «несерьезно». До сих пор загадка, почему так. Сейчас, помимо сетевых заведений, у нас много отдельных кафе и ресторанов, где мы распространяемся. Всего около ста точек. Теперь стало легче, журнал уже знают в городе: нам сами звонят из кафе, просят и к ним завозить журнал.
Второй проблемой было завоевать доверие рекламодателей. Приходилось показывать четыре готовые полосы, которые мы сделали в самом начале, а первый номер мы выпустили, когда нашли нужное число рекламодателей. Со следующего номера, опять же, стало немного проще — было что показывать.
Если мы говорим о том, что есть какое-то классическое понимание инфографики, то смысл ее заключается в том, чтобы человек с помощью картинки сразу мог воспринять большой объем информации. Если он не сразу понимает, считается, что это плохая инфографика. Те, кто делает инфографику, постоянно балансируют между двумя крайностями: можно делать все очень наглядно, но до тошноты скучно, или создавать изумительно красивые картинки, на которых ничего не разобрать.
«Гагарин улетел 50 лет назад, а гуманоиды прилетают уже тысячи лет»
© «Инфографика»
Страница журнала «Инфографика»
Так как «Инфографика» — это не информационный, а развлекательный журнал, мы тяготеем к тому, чтобы окончательная картинка была красивой. То есть если перед нами стоит выбор: сделать простую и понятную подачу или сделать картинку чуть-чуть более сложной с точки зрения восприятия информации, но при этом более интересной в визуальном плане, то мы, без сомнения, выберем второй вариант. Мы делаем такую подачу, чтобы инфографика, как визуальный объект, сама по себе была интересна.
Выбирая темы, мы ориентируемся на то, что нам самим это должно быть интересно. Нам и таким же молодым ребятам и девушкам, как мы. Поэтому мы ищем как актуальные темы, так и просто любопытные. Садимся, обсуждаем, кого что за последнее время привлекло, понравилось, заинтересовало, осматриваемся вокруг, говорим. Сейчас мы делаем апрельский номер, и там, конечно же, будет материал про космос, потому что 50 лет полета Гагарина будет. Но мы хотим подойти к вопросу с другой стороны, мы расскажем про НЛО. Вот ищем информацию. А то Гагарин улетел 50 лет назад, а гуманоиды прилетают к нам уже тысячи лет. Или вот, например, стартует чемпионат России по футболу, и мы делаем материал о стоимости команд лиги, но не в плане бюджета, а по совокупной стоимости игроков, которые в этих командах играют. Как только выбрана тема и примерное оформление, начинаем сбор информации.
«В Москве будет попроще как-то»
© «Инфографика»
Страница журнала «Инфографика»
Мы не перестали делать остальные проекты, хоть «Инфографика» и стала приоритетным проектом. Я ищу рекламодателей и всю информацию для материалов, Артем Коллеганов и Вадим Ильин занимаются дизайном, Сергей Дмитриев тоже ищет рекламодателей и занимается распространением. Вот и все. Периодически мы привлекаем сторонних дизайнеров.
Сейчас мы стабильно выходим в ноль. Наша ближайшая цель — выйти в Москву. Когда мы поймем, что у нас набралось много рекламодателей, чтобы мы могли расшириться до 24 полос, у нас сразу появится возможность печатать дополнительные 60 тысяч экземпляров и выйти в Москву. Распространяться будем по той же самой схеме.
{-tsr-}Мне, если честно, кажется, что в Москве будет попроще как-то. В Петербурге первый вопрос, который нам задавали во многих кафе: «А что я буду с этого иметь?» Мы объясняли: счастливых посетителей, которые не будут скучать, ожидая заказа, а будут заняты чтением. Это, оказалось, не аргумент. В Москве, мне кажется, все больше ориентировано на клиентов. К тому же журнал с каждым выпуском становится популярнее, и уже сейчас у нас есть московская аудитория, которая читает его через наш ЖЖ.
В любом случае Москва, конечно, не окончательная цель. В современном мире такие условности, как город, страна, не имеют столь важного значения, качественная инфографика востребована во всем мире. Если все будет развиваться успешно, то к осени мы представим динамическую версию «Инфографики» для iPad.
многочисленные примеры инфографики
http://infografics.lj.ru