Главный редактор городской интернет-газеты The Village реализует пять тезисов Демьяна Кудрявцева и отрицает ассоциации с The Village Voice
Имена:
Сергей Пойдо
© Оля Эйхенбаум / The Village
Сергей Пойдо
– Как и почему появилось намерение создать The Village?
– Была потребность в городском издании, которое интересно было бы читать, которое освещало бы значимые общественные события, социальные процессы. Все, что сейчас существует, так или иначе не отвечает нашим требованиям, требованиям аудитории. Интернет изменил способ восприятия информации – циклы перестали работать, людям надо потреблять информацию каждый день. Взять, например, «Большой город» – когда журнал выходит, он практически уже неактуален; все то, о чем он мог написать, уже есть в интернете.
Как говорит [генеральный директор ИД «
Коммерсантъ»]
Демьян Кудрявцев, медиасообщение должно отвечать пяти требованиям: факт, стиль, доверие, эмоция и скорость. У нас есть все, кроме эмоции, – эмоции мы переносим в колонки. Мы пытаемся в максимально простой форме донести до людей информацию, которую нужно прочитать сегодня.
К тому же газеты несовременны по подаче информации – человеку непонятно, по какому принципу газета помещает на первую страницу тот или иной материал. Некоторые из них могут быть ему неинтересны. Интернет в этом плане подскажет – с помощью системы рекомендаций от друзей в социальных сетях или системы рекомендаций на сайте. То есть, например, ты заходишь на
The Village, и он тебе подсказывает, что еще можно в этом же разделе почитать популярного. А газеты не могут так сделать, потому что они всё еще руководствуются старыми субъективными принципами. Редакция
The Village на главную страницу выбирает только фичер, все остальное – популярное, то, что больше всего понравилось читателям. Человек может написать запись, она понравится сорока человекам, они поставят «плюс», и новость попадет на главную.
К тому же журналы могут позволить себе делать дорогостоящие материалы, две недели их готовить, а в интернете все по-другому. В интернете маржинальность материала гораздо ниже, чем в бумаге, все основано на кликах. В интернете пока еще сложно зарабатывать деньги, которые позволили бы делать дорогостоящий контент. Есть баннерная реклама, которая огромных денег не приносит. И есть молодое явление, к которому не все готовы пока, – это продажа контента на сайте: бренд рекламодателя выступает в связке с медиаресурсом. Мы этим занимаемся.
Вообще, политика нашей редакции – в полном отказе от журналистов старой школы: им нужно слишком много обслуживающего персонала. Сейчас журналист должен не только уметь грамотно изложить свои мысли, но уметь фотографировать, правильно пост оформлять и подавать, обрабатывать фотографии, записывать интервью и делать это все быстро и в максимально удобоваримой для читателя форме. Каждый человек в нашей редакции на базовом уровне умеет фотографировать, оформлять посты, делать на базовом уровне дизайн. Это то, к чему мы стремимся. Таковы реалии интернета.
Читать текст полностью
– Подожди, а идея запуска бумажной версии The Village – это что?
– Бумажная версия, если она и появится, будет исключительно маркетинговым ходом для привлечения в интернет людей, которые не знают о нашей газете. На бумажных СМИ еще можно заработать, но это становится проблематично плюс на производство контента на бумаге уходит гораздо больше денег, чем на создание его в интернете. Мы не крупный издательский дом, который может позволить себе разбрасываться деньгами и экспериментировать с бумагой, а потом ее отменять, если она не будет отбивать наших первоначальных инвестиций.
– Ты остаешься шеф-редактором Look At Me. Когда вы планировали The Village, с самого начала собирались отделяться от Look At Me?
–Естественно, это был ход, чтобы заполучить аудиторию, стать понятным аудитории, стать узнаваемыми для аудитории, приучить ее, а потом просто перейти на отдельный ресурс и перетащить с собой всю эту аудиторию. Нужно еще учитывать, что Look At Me так разросся, что он интересен не только людям, живущим в Москве, он интересен всем. LAM задумывался в первую очередь как портал о том, что модно. Это портал о моде: о моде в моде, о моде в современной музыке, о моде в современном искусстве, дизайне. А страничка The Village, где мы идем на московский пивной фестиваль и фотографируем пузатых мужчин, которые пьют пиво, смотрится там странно. Но мы не можем не пойти и не сфотографировать – это, с антропологической точки зрения, интересно, это наши граждане, они формируют лицо города. Эти люди живут в одном с нами городе.
К тому же на LAM правилами запрещены политические и социально значимые темы, религия. А мы не можем их так или иначе не касаться.
– У вас общий с LAM коллектив или как вы разделились?
–Я работаю на оба сайта, но редакции разделены. У нас работают три человека, должности условно поделены – опять же, потому, что все умеют на базовом уровне делать разные работы. У LAM своя редакция, больше нашей. Мы сидим в разных комнатах, но в одном здании.
– Почему «деревня»?
–Этому на самом деле много объяснений. Маршалл Маклюэн говорил, что в современном мире полностью изменилось восприятие информации. Оно стало деревенским. Как раньше люди получали опыт и знания от людей, которые их окружали – от соседей по деревне, так же и сейчас человек получает информацию через круг друзей. Ты добавляешь в Twitter и Facebook друзей, интересного тебе человека, и они в твоей ленте формируют твое информационное поле. И сообщения о том, что друг поел или вышла новая статья на The New York Times, совершенно равнозначны. Второе объяснение вполне логично: Москва большая деревня. Третье – локальность. Локальность не географическая, а культурная, о которой я только что рассказал: когда ты выбираешь людей, с которыми общаешься, в Twitter или Facebook, они формируют твое информационное поле, выбираешь три-четыре места в Москве, в которые ты ходишь, и формируешь вокруг себя мир, в котором приятно жить, несмотря на то что происходит вокруг. Пытаться жить так, будто вокруг не существует всего, что существует вокруг. Так, как будто в России и Москве все есть, все хорошо, все отлично. Для нас написал колонку наш друг Мэтью Стоун, известный лондонский художник, – там, в одной колонке, Мэтью описал все, что нам важно. Основной постулат The Village описан в этой колонке: «Оптимизм – это новая форма протеста, а надежда – единственный способ выжить». Для нас это очень важно.
– А отсылки к The Village Voice здесь нет?
– Я бы не сказал.
– Какие вопросы городской жизни интересуют The Village?
– Когда мы задумали Village, мы действовали, как старая классическая газета: взяли аудиторию, которая у нас есть, нарезали для нее интересные сферы: еда, недвижимость, транспорт, новости города, путешествия, места, люди – и определили для них круг тем. Мы поняли, что это интересно, когда еще тестировали Village на страницах Look At Me.
– История про установку изданием велопарковок в городе – это единоразовый социальный акт или вы планируете подобные проекты регулярно?
– Мы пытаемся жить так, будто вокруг все хорошо. Мы собираемся формировать такую среду. Есть проблема – мы хотим ее решения. Мы делали проект «Перестройка» по брендингу города. В первом его выпуске мы просили архитекторов рассказать, как бы они изменили общественное пространство в Москве. Есть проблема: у города нет лица, у города нет визуального выражения, в городе нет архитектуры, у города нет стиля. Мы предоставляем трибуны для дизайнеров, где они высказываются об этом, предлагают свои решения. В этом есть огромный социальный выхлоп, и это вполне газетное дело – мы предоставляем трибуну, а с этой трибуны люди предлагают решения проблем. Нам важно обращать внимание на такие вещи. Есть тенденция: в Москве велосипедная культура развивается, но нет ни парковок, ни маршрутов, ни дорожек. Нам нужно решение – мы договариваемся с клубами и кафе об установке парковок. Проблем море, бери любую. У нас же ничего нет: нет инфраструктуры – бери и делай, нет нормальных мест – бери и делай, еды нормальной тоже нет – бери и делай. Очень сложно ограничить круг проблем, которые нас волнуют, когда вокруг одни проблемы.
– Результат с установкой парковок понятен. А какой эффект предоставления такой трибуны, когда вам, например, предлагают варианты логотипа Москвы?
– Есть способы решения проблем. С велосипедами мы можем повлиять на решение. С брендингом сложнее. Мы обращаем внимание общественности на проблему, но сделать какие-то конкретные изменения просто не в силах. Мы, конечно, отправим наш проект в Комитет рекламы, информации и оформления города, но что дальше будет… Мы всего лишь газета в интернете.
– На LAM есть сервис по созданию и отмечанию событий, которые происходят в городе. Почему этого нет в The Village?
– Мы будем внедрять сервисы. Медиа сейчас вообще трудно существовать без сервисной части, потому что тебе надо любым способом удержать внимание пользователя, оставить его на сайте как можно дольше. Любыми способами.
У нас будет сервис, связанный с местами: мини-рецензии, отзывы, рекомендации. Пока это все, что я могу сказать о сервисах, которые мы собираемся делать.
– Что есть технически интересного в The Village? Какие черты новых медиа присутствуют?
– У нас есть функционал для формирования читателем деятельности СМИ наравне с редакцией. Ты можешь добавить пост, можешь добавить новость, можешь добавить рецепт блюда, можешь писать комментарии. Сейчас пишут не так много, потому что у нас пока стоит дизайн бета-версии и он не побуждает тебя ничего написать. Мы сейчас переделаем главную страницу, и все будет нормально. Интересно, что всех людей, которые нам сейчас пишут, мы нашли на LAM – смотрели за их пользовательской активностью, замечали их, следили за тем, как и что они пишут, а потом приглашали на собеседование.
– А прикручивать видео или радио, как это сейчас модно, будете?
– Люди, может быть, и любят смотреть видео, но получается, что ты накручиваешь просмотры хостинговым сайтам. Мы экспериментировали с видео, и получалось, что у поста, скажем, три тысячи просмотров, а просмотров видео YouTube внутри поста — пятьсот. Прошла неделя, пост забыли, а видео на YouTube набирает 2–3–4–5 тысяч просмотров. Получается, мы делаем контент не для себя. Это бессмысленно. А если мы делаем видео на своем хостинге, то это никто не смотрит. Пока почему-то именно так потребляется видеоконтент.
– Вы же, по большому счету, дочернее предприятие LAM. Почему не перетащили всех их зарегистрированных пользователей автоматически на The Village?
– Мы перенесли автоматически тех людей, кто комментировал что-то в наших материалах, ставил плюсики-минусики, писал посты. Мы не хотели переносить людей, которым The Village был неинтересен.
– Сколько у вас сейчас зарегистрированных пользователей?
– Больше двенадцати тысяч, но это только те, кого мы перенесли. Сейчас регистрация закрыта, но она будет открыта в ближайшее время. Мы прикрутим Facebook Connect, который позволит через свой профайл заходить на наш сайт, комментировать, рейтинговать их и все прочее.
– Я так понимаю, сейчас без Facebook никуда?
– Да, конечно. Это, грубо говоря, такой RSS-ридер; реалии таковы, что без него никак. Получается, что остается два-три ресурса, которыми люди активно пользуются, а все остальное – это такая сервисная часть. Ты через Facebook потребляешь The Village, The New York Times и еще что-то, еще что-то, комментируешь, смотришь. Ты можешь почитать то, что тебе нужно; посмотреть нужные тебе события; можешь посмотреть галереи событий, на которые ходили твои друзья. Тот же Twitter движется к тому же, к максимальному вниманию аудитории любыми методами. Они анонсировали новую версию, новый дизайн. Twitter подписал лицензионные соглашения с большинством контентных сайтов – YouTube, Flickr, Vimeo. И теперь ты сможешь просматривать фото и видео в этом же окне, в правой части экрана. Они делают все, чтобы люди как можно больше времени проводили на их сайте и не уходили за его пределы никуда. И такое максимальное привлечение внимания – основная задача всех медиаресурсов. Люди потребляют информацию с двух-трех сайтов, внимание сконцентрировано на том, что по-настоящему интересно.
– И какая у вас посещаемость?
{-tsr-}– Примерно пятнадцать тысяч посетителей в день, а просмотров – около двадцати семи тысяч. Для старта и для рекламодателей это очень хорошо. LAM шел к такой посещаемости почти год, а у The Village такие показатели уже на старте. А у нас ведь и сервисной части пока нет, весь трафик мы получаем исключительно за счет контента.
Фотографировать "на базовом уровне", оформлять пост и обрабатывать фотографии можно научиться за неделю. Грамотно излагать мысли - едва ли. Я к тому, что как же сейчас много хорошо оформленных постов и как же мало хорошо написанных. И какое счастье почитать иногда внятный текст "журналиста старой школы" - что бы это ни значило