Все дрочат на Top100 Ramblera и соревнуются в рисовании тизеров. Это не журналистика, это позор.

Оцените материал

Просмотров: 52653

Денис Крючков: «Любой сайт, на котором каждый может что-то написать, — уже в некотором смысле "проблема"»

Егор Мостовщиков · 25/08/2010
Бывший главред «Вебпланеты» рассказывает OPENSPACE.RU о своем проекте Habrahabr, кармической системе, новом коммуникационном сервисе Atata и ругает Антона Носика

Имена:  Антон Носик · Денис Крючков

©  Из личного архива Дениса Крючкова

Денис Крючков

Денис Крючков

— Денис, объясни мне, пожалуйста, что такое «Хабрахабр»?

— Прежде всего, это большое сообщество со своими традициями и правилами.
До того как создать «Хабр», я в 2001 году создал «Вебпланету» и занимался журналистикой. В 2006 году я покинул проект, вернее, меня уволили под надуманным предлогом, но это не важно. Я стал думать о будущем, о том, что нужно сделать что-нибудь совершенно новое. Мне захотелось сделать сайт, на котором публиковались бы не только журналисты, но и читатели. Чтобы человек мог публиковаться, выражать свою точку зрения наравне с журналистом, чтобы он мог почувствовать себя в совершенно новой роли. Никто такого раньше не делал, это был чистый эксперимент. Думаю, он получился, и теперь «Хабр» — это большое сообщество, которое само себя информирует о том, что ему интересно, и никакая группа журналистов уже не сможет соревноваться с большой группой людей, объединившихся на «Хабре» в одно целое. Думаю, так и можно описать смысл «Хабра» человеку, который не очень разбирается в том, как этот сайт устроен и зачем он нужен.

Большую часть аудитории «Хабрахабра» составляют гики — люди, которые интересуются новыми технологиями, стремятся получать новые знания и, что очень важно, делиться знаниями с другими людьми. На «Хабре» гики сами себя информируют о том, что происходит в сфере информационных технологий. И у них получается — думаю, для гиков «Хабрахабр» давно стал Меккой — местом, где они проводят довольно много времени.

— Ты планировал какие-то деньги зарабатывать на «Хабре»? Или это был проект, как говорят, «для души»?

— Понятно, что я рассчитывал получать какие-то дивиденды с продажи рекламы, но изначально я не думал, что «Хабр» вырастет до огромных размеров — это был эксперимент. Из-за своего роста он стал совсем другим проектом, на котором стало возможно продавать много рекламы, при этом не завешивая сайт баннерами.

— Как технически шел процесс создания «Хабра»?

— Как это обычно бывает, все началось с головы. После увольнения из «Вебпланеты» пришла идея сделать коллективное медиа, поскольку идея еще одного традиционного медиа больше не привлекала. Я долго мусолил идею коллективного СМИ у себя в голове, продумывал детали, пока пазл не сложился. Затем, с помощью специальной программы, позволяющией рисовать mind map, я нарисовал схему сайта, его разделов, построил связи, продумал кармическую систему, с помощью которой можно было бы держать сайт в равновесии и выявлять наиболее интересных пользователей. Майнд-мэппинг очень здорово помогает понять, насколько продуманной получилась идея, какие могут быть нестыковки или «непонятки», недостатки и логические дыры. Кстати, не только в проектировании сайтов, а вообще, практически везде. Даже в переезде из одной квартиры в другую.

Затем я сделал наброски дизайна, продумал каркас сайта и цветовую палитру, заказал дизайн логотипа у знакомого дизайнера и начал работать. Шаблоны страниц рождались вживую, не в фотошопе, как это принято, а в блокноте, в обычной программе в Windows, которая позволяет верстать html-документы. Я принципиально не пользовался визуальными html-редакторами и любил верстать сайты в блокноте, поскольку так можно гораздо быстрее освоить и понять html-язык. Затем я привлек разработчика, который написал первую версию движка. После релиза мы смогли опробовать работоспособность идеи на живых пользователях. С этого все и началось. Затем был второй движок, взрывы популярности, DDoS-атаки, драмы и тому подобное.

Чтобы все это заработало, я вложил примерно 15 тысяч долларов. В основном все деньги ушли на оплату работы программистов, часть средств была инвестирована в контент — в авторов, которые пришли со мной в проект.

Скоро стало понятно, что у сайта сильно растет аудитория, его пришлось полностью переделывать, переписывать с заделом на будущий рост, который только-только начинался. Пока писался новый движок (а это заняло немало времени), мы практически не поддерживали старый. При этом росли нагрузки и, соответственно, внимание людей к проекту. Начались эксперименты с кармической системой, пошли карма-войны, накрутки, организованные прокачки и акции вроде появления Черного Властелина на главной странице. Любой мог осуществить подобное и особо не напрягаться, что получит наказание. После блокировки аккаунта пользователь мог зарегистрировать другой и повторить акцию.

Существует определенный тип людей, пытающихся найти уязвимости на сайте, дыры в логике и тому подобное. Иногда они ставят цель — устроить какую-нибудь акцию, чтобы как-то развлечься. Успокоить таких людей удалось, только закрыв регистрацию и дав понять, что, если ты устроишь что-то подобное, второй раз у тебя не получится и ты перейдешь в режим чтения. Короче, новый движок, который мы сделали сами с нуля, стал скелетом нынешнего «Хабра». Он стал обрастать мясом, мы стали наводить ему прическу, макияж, постоянно улучшали внешний вид и внутреннюю механику. Меняли пороги кармы, в зависимости от которых люди могли или не могли публиковать посты на сайте.

— Кто пошел на твой сайт? Что эти люди ищут на «Хабре»?

— Первая волна — это мои друзья, люди, которые меня знали, и те, кто следил за моей работой на «Вебпланете». В первые месяцы на «Хабр» ходило 500—700 человек. Но основную популярность и трафик дали технология и идея. Люди увидели, что появился сайт, с какой-то кармой, благодаря и во имя которой ты можешь делать то или это. И эта игра в карму — прокачивание себя, минусование неугодных — привлекла новых людей. Они увидели, что эта система работает, она позволяет выявлять интересных пользователей, их посты и комментарии, которые хочется читать.

— У вас в медиаките сказано, что у проекта нет ни редакции, ни редакторов. Как происходит контролирование такого большого сообщества?

— Во-первых, у нас есть блогеры, с которыми мы сотрудничаем. Эти блогеры пытаются каждый день находить интересные темы для записей и публиковать их на сайте. Они выступают в роли этаких локомотивов: показывают другим, что мы IT-комьюнити прежде всего. Но работают автономно, каждый сам по себе: пишут когда хотят, о чем хотят и как хотят. Главное — не повторяться.

Во-вторых, есть кармическая система, специальный механизм сдержек и противовесов. С помощью этого механизма можно регулировать возможности человека в сообществе — в зависимости от того, какая у него карма. Например: пользователь с нулевой или отрицательной кармой ограничен в возможностях, не может публиковать посты или писать комментарии с определенной частотой. При этом пользователь с положительной кармой может значительно больше: ему доступны определенные виды публикаций, он может приглашать в сообщество других участников и так далее. Пользователи голосуют за карму друг друга исходя из собственных впечатлений и ощущений и таким образом регулируют свои возможности в сообществе. Это наша эксклюзивная разработка. Она хорошо работает и позволяет держать сообщество в равновесии. Сейчас эту систему используют многие сайты, в том числе такие популярные, как «Лепрозорий», Dirty.ru, Lookatme и другие.

— Хорошо, но это часть функционирования сообщества. А как все-таки происходит контроль?

— Есть правила, которые регулируют жизнедеятельность ресурса, разрешают и запрещают целый ряд действий. Мы очень негативно относимся к копипасту и так называемым кросспостам, а также не любим, когда публикуют какие-то совершенно левые, не имеющие отношения к сайту вещи, например посты про политику или «Макдоналдс». Если происходят нарушения, то мы вмешиваемся и блокируем пользователей, нарушающих правила. В последнее время, с вводом специальной программы повышения грамотности, направленной в том числе и на повышение осведомленности пользователей в правилах сайта, нарушений практически нет. Люди стали более ответственно подходить к процессу публикации постов на сайте.

Сейчас нас посещает порядка 350 тысяч человек каждые сутки. Мы нигде не рекламируемся. Людям нравится «чистый» сайт, без обилия рекламы и тизеров с «Редтрама» или «Маркегида», которые стыдно читать.

— В медиаките «Хабра» сказано, что в его основе лежит «модель коллективного труда». Что это такое?

— Вот смотри. Есть Google. Большая компания. Бренд. Так вот, люди, которым интересна деятельность Google, собираются вместе и информируют друг друга о деятельности и новостях Google, рассказывают, что нового происходит с компанией, какие продукты она собирается запускать. Это объединяющий фактор, люди вместе, организованно находят, перерабатывают и складируют информацию. Вот это и есть коллективный труд. В этом и есть смысл «Хабрахабра» — в соединении людей с одинаковыми интересами воедино, чтобы они сами себя обеспечивали нужной информацией.

Страницы:

КомментарииВсего:15

  • emdin· 2010-08-25 15:42:45
    "Чтобы человек мог публиковаться, выражать свою точку зрения наравне с журналистом, чтобы он мог почувствовать себя в совершенно новой роли. Никто такого раньше не делал, это был чистый эксперимент."
    Тут или пропущено "в России" или это история из какой-то параллельной вселенной, где не было метафильтра, дигга, слэшдота и прочих нечистых экспериментов.
  • deniskin· 2010-08-25 17:44:03
    Смысл метафильтра, дигга, слэшдота и других подобных ресурсов заключается в публикации ссылок на интересные материалы, сайты, видео и тп вещи, путем публикации краткой аннотации. В этом смысле Хабр отличается. Да, ссылки можно постить - но как отдельную единицу - и далеко не самую важную: прежде всего сайт предназначен для публикации текстов, переводов, подкастов, которые можно оценивать и выявлять самое интересное.
  • biakaveron.myopenid.com· 2010-08-25 18:00:17
    А почему в статье-ссылке на Хабре только что за упоминание похожести habr'а и digg.com забанили человека?
Читать все комментарии ›
Все новости ›