Мы все занимаемся сайтом в свое свободное время. Я, например, пишу свои рецензии ночью, все остальное время у меня занимает учеба на историческом факультете МГУ.

Оцените материал

Просмотров: 23269

«Мы только-только превращаемся в серьезное медиа»

Егор Мостовщиков · 23/12/2009
Андрей Овсянников и Сергей Лунев, создатели сайта Thespot.ru, рассказывают о своих начинаниях, нехватке музыкальных СМИ и о том, как руководить коллективом энтузиастов

©  Thespot.ru

Андрей Овсянников и Сергей Лунев

Андрей Овсянников и Сергей Лунев

— Ребята, расскажите, как начинался Thespot.

Сергей Лунев: Раньше я устраивал вечеринки, организовывал концерты. Однажды, когда я искал площадку для размещения афиши концерта моих друзей, наткнулся на сайт об отечественной независимой музыке Indievid.ru, который делал и делает Андрей [Овсянников]. Там было воззвание: мы ищем молодых людей, готовых писать про музыку, делать обзоры концертов. И я попробовал себя в роли музыкального журналиста. Когда я учился в восьмом классе, в своем еженедельнике я писал мини-рецензии на новые альбомы. И я подумал, что это может быть воплощением моей детской мечты. Тогда, в школе, у меня и моих одноклассников был проект «Инфобайт.народ.ру». Я взял на попечение рубрики «Музыка», «Футбол» и «Политика». Некоторые ребята даже аккредитовывались на автомобильные выставки, посещали их и получили прозвище «журналисты из Мурзилки» — нам всем было лет по тринадцать. В общем, дальше записей в блокноте не дошло — на главной странице висело изображение чьего-то кота: никаких материалов мы так и не вывесили. Сами себя мы называли «подающие большие надежды журналисты». В общем, я начал писать на «Индивид.ру», а потом мы решили запустить новую площадку, где бы мы освещали весь спектр независимой музыки. Основная цель — создание как можно более широкого диапазона. Правда, из-за того что мы с Андреем слушаем почти одинаковую музыку, мы не можем, скажем, полностью разбираться в металле, поэтому пока диапазон не так широк, как хотелось бы, но мы работаем над этим.

Андрей Овсянников: Уже довольно долго большую часть моего времени занимает музыка. У меня есть гитара, и я пишу музыку, но это для души — я нигде это не афиширую: люблю если делать, то делать хорошо. Одновременно с увлечением музыкой у меня внезапно появилось увлечение созданием интернет-сайтов. Было много разных сайтов: начиная от фан-сайтов разных групп и заканчивая более серьезными. Какое-то время я работал менеджером с некоторыми отечественными независимыми группами, договаривался о концертах, устраивал мероприятия.

В конце 2008 года у меня созрела идея создания «Индивид.ру» — сейчас он держит свою позицию уникального проекта, посвященного русской музыке, той, которую не очень любят освещать такие СМИ, как OPENSPACE.RU, «Афиша», Lookatme. По прошествии полугода стало понятно, что надо двигаться дальше: у меня и авторов сайта появилось желание писать не только о русской музыке. Среди своих авторов я стал искать интересных людей — тех, кто мог бы стать моим напарником, соратником в создании нового проекта. Наибольший интерес у меня вызвал Сережа. Меня подкупили его грамотность, уровень изложения и увлеченность. Мы встретились, изложили друг другу свои мысли о том, как мог бы выглядеть сайт о современной музыке, культуре и искусстве. В середине июля мы сайт запустили, но некоторое время никому его не показывали, заполняли его. Заявили о себе где-то в сентябре. Всей технической стороной занимался я — взяли движок wordpress, доработали его. Единственные затраты, которые вложены и в «Индивид», и в Thespot — это оплата домена и хостинга.

— Что собой представляет сайт сейчас?

Андрей Овсянников: Это ресурс о современной музыке и культуре. Определение достаточно плохое, поскольку под него подпадает еще дюжина сайтов. Но наша уникальность состоит в том, что мы прикладываем все усилия, чтобы создать этакий журнал, просто в интернете. Нам очень нравится, что мы сами себе хозяева, никого нет над нами, кто бы говорил нам, что и как делать. Некоторые наши авторы хотят, чтобы кто-то их оценил, хотят иметь какой-то вектор, пример перед глазами, но я не устаю всем объяснять прелесть нашей ситуации: мы сами создаем свои правила, свое медиапространство, и оно будет функционировать по тем правилам, которые мы себе придумаем. Получается, что у нас почти вольное творчество. И это, как мне кажется, очень важно. Тут еще нужно отметить, что это заключено в очень четкую структуру: у нас не блог, не информационная помоечка, где все могут писать. У нас есть четкие разделы, которые регулярно заполняются: новости, обзоры отечественных и зарубежных релизов, интервью, большие статьи, отчеты с мероприятий, мы вывешиваем различные треки для ознакомления, рассказываем про новые и старые группы, музыканты составляют для нас плей-листы своих любимых песен. Есть ряд авторов, которым мы доверяем, и они работают.

Сергей Лунев: Я думаю, что сейчас мы только-только превращаемся в серьезное медиа — раньше у нас не было никакой дисциплины: например, раньше некоторые релизы не освещались. А сейчас мы разрабатываем модель, при которой любое значимое событие, будь то релиз или концерт, будет освещаться. Пока что нас рано воспринимать как серьезный портал, но мы к этому идем. Мы ввели разделы «Искусство», «Мода», «Кино», скоро запустим раздел «Книги». Мы делаем упор на авторские материалы: мы не надстройка над социальной сетью, у нас нет никакого функционала, мы хотим делать СМИ, а не сообщество.

©  Thespot.ru

Сергей Лунев

Сергей Лунев

— У вас на сайте очень много текстов посвящено музыке, и тут — бац! — культура, кино, книги, блог о моде. С чего это вдруг?

Сергей Лунев: Уверен, что современный человек, которому хочется почитать про музыку, будет заинтересован в искусстве и культуре. Если бы этого на нашем сайте не было, то он был бы неполным. Лично мне кажется, что сугубо музыкальный ресурс не будет очень интересным.

Андрей Овсянников: Да нет, почему, будет интересным: проекты, которые гнут свое и идут до конца, рано или поздно добиваются успеха. Но эти темы, которые мы запускаем, спровоцированы даже не нами, а нашими читателями: мне часто пишут и предлагают писать о кино, о событиях в мире современного искусства. На «Индивиде» я выдерживаю концепцию исключительно музыки, но на Thespot мы тематику расширяем. Не говорить же людям: ребята, идите писать об этом в другое место.

— Какую Thespot перед собой ставит задачу?

Андрей Овсянников: Мы определенно не ставим получение материальных благ на первое место. Как сказал Сережа, это претворение в жизнь каких-то детских желаний. Лично я бы хотел, чтобы наш ресурс играл воспитательную роль — прививал людям хороший вкус к музыке. Я не хочу сказать, что у меня вкус правильный, но мы стараемся среди большого количества откровенно бездарных коллективов, которые раскручиваются посредством рекламы и пиара, находить те жемчужины, о которых надо знать. Думаю, такое отыскивание жемчужин — очень важная задача.

Сергей Лунев: Наша задача как медиа — постараться освещать все значимые события в сфере культуры, а также продвигать интересные нам коллективы. И при этом стараться освещать такие коллективы не отдельно, но на фоне остальных, чтобы составлять полную картину происходящего в музыкальной индустрии. Главная цель — максимум информации, качественной и нешаблонной.

В англоязычной «Википедии» есть статьи, посвященные каждому значимому и не очень музыкальному альбому. И в этих статьях известными изданиями выставлен рейтинг альбомам. Я бы хотел, чтобы рейтинг Thespot тоже был туда включен. Я хочу верить, что изданий о музыке в интернете станет больше: их реально не хватает. Ведь есть огромное количество журналов о политике. Казалось бы, вот интернет, делай все, что можно. Казалось бы, должно быть большое количество сайтов с рецензиями, обзорами, статьями, интервью с музыкантами и музыкальными лейблами; может быть, даже скандалы из сферы музыки. А этого ничего на самом деле нет.

— На кого рассчитан ваш сайт?

Сергей Лунев: На людей от 16 и старше. Думаю, что это генерация людей, выросшая на независимом инди-роке. Был раньше журнал NME, и он в определенной среде привил вкус к этой музыке. Журнал не окупился, и его закрыли. И после этого появился информационный вакуум: не было больше журналов про музыку для молодежи. Есть, конечно, Rolling Stone, но он, во-первых, рассчитан на более респектабельную публику, а во-вторых, это теперь довольно плохой журнал. Раньше я его покупал ежемесячно, а сейчас беру журнал у брата, листаю: ничего интересного. И это удивительно! Даже в The Guardian есть целый разворот о современной музыке. А у нас ничего и нет почти.

— Почему Thespot надо читать? Зачем кому-то это может понадобиться?

Андрей Овсянников: Скажу, что в наше время заставить человека читать крайне сложно. Это касается не только Thespot, но вообще любых сайтов для чтения, а не для скачивания и просмотра картинок для ржача. Мы никого не собираемся заставлять нас читать, но сайт определенно расширит кругозор. Кому-то понравится, а кому не понравится — что ж, горите в аду (смеется).

— Какие современные медиатенденции отразились на Thespot? Планируете ли вы запускать радио или телевидение в рамках сайта?

Андрей Овсянников: Ты прямо-таки провидец и пророк. В этом месяце мы откроем достаточно своеобразное радио, а чуть позже запустим Thespot-TV. Эти надстройки необходимы, чтобы люди заходили и им было еще интересней. Радио будет симбиозом плей-листов и традиционного радио: люди смогут заходить именно в те направления музыки, которые им близки. Грубо говоря, у нас будут разделы танцевальной музыки, расслабляющей, для души и прочее. У нас будет часто обновляемая библиотека музыки, и человек будет выбирать интересующий его контент. Не хочу, правда, называть это радио, но тем не менее.

Сергей Лунев: Про телевидение еще рано говорить, но могу приоткрыть завесу тайны и сказать, что первый репортаж будет с выставки.

— С кем конкурирует ваш проект?

Андрей Овсянников: Мне кажется, в этой сфере не очень правильно говорить о какой-то конкуренции — об этом можно было бы говорить, если б мы сражались за какие-то большие деньги и цифры.

— Хорошо, давайте так: какие проекты можно назвать аналогичными Thespot?

Андрей Овсянников: Любой ресурс о музыке, наверное. Думаю, полуфункционирующий New Musical Express можно назвать похожим.

Сергей Лунев: Есть «Звуки.ру», но он ориентирован на людей другого возраста совсем.

{-page-}




©  Thespot.ru

Андрей Овсянников

Андрей Овсянников

— Я неоднократно слышал, что Thespot прочат в конкуренты Lookatme. Говорят, вы их замените.

Андрей Овсянников: Лестно слышать, что мы — замена кому-то. Но люди, которые говорят о нашей схожести, видят лишь поверхностную оболочку: смежная тематика, для молодежи. Кто-то даже находит что-то общее в дизайне (ну да, светлый фон, видимо, придумали Lookatme). Здесь важно видеть основное различие: Lookatme преимущественно заполняется посетителями. Наш сайт заполняется исключительно нашими авторами, которых не так уж много. Мы формируем свой контент.

Правда, мне кажется, что Lookatme — эталонный тусовочный молодежный сайт. Это оптимальный вариант, ребята молодцы, всё соблюдают, делают всё, чтобы поддерживать интерес тусовки. Но у нас речь совсем о другом идет.

Сергей Лунев: Основной момент на Lookatme — это функциональность: возможность постить и отмечаться в событиях, фотогалереи, общение, рейтинги. А контент идет некоей надстройкой. Правда, после того как на Lookatme появились какие-то редакционные разделы, сайт стал гораздо интересней. Если я раньше его почти не читал, то сейчас я регулярно посещаю Lookatme, постоянно смотрю новые посты. Думаю, подобное сравнение то же самое, что сравнение журнала «Коммерсантъ- Власть» и журнала «Профиль» или «Итоги». Тут общая лишь тематика. Мне очень жаль, что подобных сайтов мало.

— Как между вами, как руководителями сайта, делятся обязанности?

Андрей Овсянников: Это тот прекрасный случай, когда на корабле может быть два капитана. Я больше занимаюсь технической стороной дела и ввожу новые концепты, а Сережа больше занимается писательской деятельностью. Большая часть материалов написана им. К тому же Сережа, занимавшийся проведением концертов и вечеринок, очень хороший организатор: он умеет людей собрать, назначить и провести встречу, выстроить рабочие отношения. Я же больше люблю заниматься разработкой каких-то стратегий.

Сергей Лунев: Я подобрал большую часть авторов. Очень многие ребята учатся со мной на факультете. Выяснилось, что один из моих однокурсников раньше писал для сайта «A1», а теперь он пишет для нас. Одна моя приятельница оказалась очень сведущей в вопросах искусства, другая смотрит кино в промышленных масштабах, и они имеют свой взгляд на любимую сферу. У нас есть прекрасная девочка Вероника Ворончак, которая, можно сказать, гуру в области моды: она просматривает запредельное количество фэшн-блогов и ведет отличный блог про моду. Один мой приятель, который не имеет с модой ничего общего, с огромным удовольствием читает ее статьи.

Андрей Овсянников: Еще часть людей пришла с «Индивида», другие — по объявлению на самом сайте «Мы ищем таланты».

— Как выглядит процесс управления, создания сайта?

Сергей Лунев: Мы все занимаемся сайтом в свое свободное время. Я, например, пишу свои рецензии ночью, все остальное время у меня занимает учеба на историческом факультете МГУ. Тем не менее у нас получается по-взрослому вести работу: переход на новый уровень был ознаменован проведением первой планерки. В ходе обсуждения у нас появляются новые идеи, которые мы пытаемся воплощать. Сейчас мы собираемся регулярно: раз в две недели, иногда чаще. Ражделы «Кино» и «Искусство» собираются отдельно и работают параллельно. Часть обязанностей мы отдали редакторам разделов: у нас взаимосвязанная жизнь, все согласовывается, но у каждого раздела — на своем уровне. Трудно просто одновременно обсуждать музыку и искусство.

Андрей Овсянников: Мы даем авторам полную свободу, и выбор тем зависит от их личных предпочтений.

— Как вы поддерживаете интерес своих авторов к работе? Это здорово, что вы собрали огромную команду энтузиастов, но вы запустились в конце лета, время идет, интерес людей надо как-то поддерживать. Вот, например, на Etoday авторам хоть и небольшие деньги, но платят; это мотивирует людей и дальше писать.

Андрей Овсянников: Это очень сложный момент, и у меня постоянно болит из-за него голова. Крайне сложно мотивировать людей делать грамотные и регулярные публикации. Я был бы рад им всем платить за их работу, но пока нечем. Все, что мы можем предложить, это вписывать на концерты да диски раздавать.

— Вы планируете как-то на коммерческие рельсы вставать?

Сергей Лунев: Пока не станем говорить об этом подробно, но мы работаем над тем, чтобы появилась возможность платить авторам. Успех здесь упирается в эксклюзивность материала. Хороший материал путешествует по сети, блогам, аськам, растет посещаемость. Правда, здесь нужно держать баланс между текстами, которые нам близки по духу, и графоманией, посвященной альбомам, которые слушают 500 человек по всему миру.
Нам уже успели предложить продать проект, но это было очень сомнительное предложение: человек хотел использовать наш сайт как рекламную площадку. В общем, это предложение стоило того, чтобы от него отказаться. Если наш сайт наберет большую популярность, то будем переходить на коммерческую основу, чтобы дальше развивать проект. Сейчас у нас цель — создание хорошего контента.

— Сколько человек вас сейчас читает?

Андрей Овсянников: (Смеется.) Боюсь, после моего ответа интервью можно будет прекращать: пока 500—700 человек в день. Но, думаю, это нормально, учитывая, что мы только-только запустились. Я думаю, что, если честно работать, рано или поздно придет успех. Мы не занимаемся поисковой оптимизацией, поэтому посещения приходят, во-первых, методом сарафанного радио, а во-вторых, я активно (за что меня иногда укоряют) пользуюсь силами «Вконтакте». Человек, который введет в строке поиска название групп, о которых мы пишем, в любом случае к нам попадет, потому что мы одно из немногих мест, где о таких группах вообще пишут. «Вконтакте» же дает отличные средства для привлечения аудитории: названия групп внесены в списки интересов. И бывает так, что у группы, про которую мы пишем, всего 20 слушателей. Как еще донести нужную информацию людям, которым это будет интересно?

— Как вы знаете, развитие интернета просто снесло СМИ крышу: вдруг оказалось, что можно и видео, и аудио ставить, информацию быстро доставлять, точную статистику прочтений и посещений составлять и, что самое жуткое, узнать, что думают читатели про тот или иной материал. Как думаете, куда это все движется?

Андрей Овсянников: Все это будет только развиваться и, вполне вероятно, дойдет до какой-то более всеобъемлющей формы; может быть, Web 3.0. Все движется к тому, что печатные издания и телевизор будут вымирать и заменяться интернетом. Интернет будет главным и самым удобным местом, где все будет устроено для того, чтобы получать информацию.

Сергей Лунев: Мне кажется, что печатные СМИ не вымрут полностью. Вот телевидение, наоборот, умрет. Мои родители, которые родились еще при Сталине, не смотрят телевизор совсем: они узнают новости из интернета, заходят на интересующие их сайты. Это же очень показательно, что даже поколение моих родителей уже постепенно отказывается от телевизора. Я, когда включаю телевизор, смотрю либо футбол, либо музыкальные каналы. Если говорить об интернет-медиа, то я надеюсь, что будет появляться множество ресурсов. С другой стороны, интернет уже хорошо развит достаточно давно, а ничего интересного и не делают почти. Поэтому мне кажется, что парадоксальным образом не будет у нас много интересных ресурсов, хотя возможностей для их появления очень много. Боюсь, что таких энтузиастов, как мы, сейчас не так много. Моя мама мне постоянно говорит: зачем ты занимаешься этим сайтом? Да нравится мне это. К тому же я информирую людей, и мне кажется, что это правильно.

— Как думаете, за какими проектами будущее?

Андрей Овсянников: Во-первых, как бы это банально ни звучало, развлекательные проекты: людям в России гораздо интереснее смотреть что-то, что будет их развлекать, занимать. Простой пример — «Фишки.нет», более сложный — полноценное развитие интернет-телевидения. Во-вторых, капиталоемкие проекты, в которые вкладываются деньги. Эти проекты, рассчитанные на прибыль, могут быть любыми — от файлообменника до какого-то удобного сервиса. Показательно, как копируются YouTube и появляются Rutube и Smotri. Хочу наивно верить, что у интеллектуальных проектов есть будущее, что они будут расширять кругозор.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • LordRone· 2010-09-13 00:36:40
    Боже ж ты мой. Какие скучные ребята.

    - Какой сайт вы делаете?
    - хороший.
    -... про что вы делается свой сайт?
    - про хорошее и интересное.

    Прям как в анекдоте.
    По-сути же ничего о содержании своего сайта не сказали. Совсем. Как и о всех остальных содержательных сторонах.
Все новости ›