Раньше мы писали о том, что нам самим понравилось, но потом, когда читателей стало много, перед ними появилась ответственность.

Оцените материал

Просмотров: 19242

«Мы хотели сделать развлекательный, но не пошлый проект»

Егор Мостовщиков · 03/12/2009
Артем Тагиров и Григорий Гришин рассказывают о своем проекте Etoday.ru и медиаагентстве MAG-Media

©  Егор Мостовщиков

Слева направо: Григорий Гришин и Артём Тагиров

Слева направо: Григорий Гришин и Артём Тагиров

— Ребята, расскажите о сайте Etoday. Что он собой представляет?

Григорий Гришин. Мы с Артемом запустили сайт в 2007 году. У меня к тому моменту был читаемый ЖЖ-блог Nicky-Santoro: раньше, когда ЖЖ в рунете только начинался, я был один из первых тысячников. Etoday планировался как иллюстрированный журнал: новости в иллюстрациях, фотографиях, инфографике. Взяли бесплатный движок, заплатили денег программисту, чтобы он его доработал, подогнали дизайн, а для создания контента пригласили известных жэжэистов: Кутеева (он отвечал за рубрику creative), Scandalmax, Стаса Кулеша.

Артем Тагиров. Изначально Etoday не был хобби — мы сразу старались проект сделать, что называется, «на уровне». Мы всегда хотели, чтобы все было хорошо и качественно сделано. Перед тем как кому-нибудь показывать сайт, мы целый месяц его наполняли. Сидели и вдвоем наполняли, чтобы в каждой категории были какие-то сообщения. Не было разговоров о каких-то бизнес-моделях или инвестициях: мы просто работали, веря, что проект, сделанный с душой, всегда окупается. И когда у нас появились первые две тысячи посетителей, мы очень радовались.

Набранные нами блогеры писали о том, что им интересно, о чем-то актуальном и таком, что можно показать красивыми фотографиями: любопытные рекламные принты, фанфики, фотографии различных событий (от гей-парадов до катастроф), обзоры недель моды, сканы из модных журналов, новые гаджеты, часы, телефоны, камеры. По сути, мы занимаемся сбором новостей в фотографиях. При этом никаких тематических ограничений нет: нас интересуют бразильские карнавалы, fashion-фотосессии, хроника спортивных мероприятий, саммит «Большой восьмерки», приезд брата Фиделя Кастро в Москву, фотосессия Мадонны с Хесусом Льюисом, Горбачев в рекламе Луи Виттона.

В принципе, с самого начала мы старались выбирать такие темы, которые в рунете были либо плохо, либо совсем не освещены. Например, если я находил информацию о новом гаджете, я проверял, писали ли о нем в рунете. Если не писали, то тогда я писал. Собственно, поэтому нас многие сразу стали воспринимать как первый источник информации о хороших вещах.

Многие вот думают, что название нашего сайта расшифровывается как Eto Day, хотя Etoday — что-то вроде e-mail: название подразумевает electronic. Развлекательный онлайн-журнал. Мы хотели сделать развлекательный, но не пошлый проект. Ведь в сети есть огромное количество каких-то развлекательных помоек — клонов Fishki.net. Мы старались добавлять новости, которые интересны нам.

Постепенно наш рейтинг рос и в плане посещаемости, и в плане количества подписчиков. Хотя мы не занимались ни раскруткой, ни пиаром, а просто работали. Как-то раз про нас делали материал на MTV в программе про сайты, писали в «Time Out Санкт-Петербург», а также упоминали на канале «Культура»: там рассказывали про современное искусство и сказали, что подробно об этом можно почитать на сайте проекта Etoday. В общем, сейчас у нас около 12 тысяч подписчиков и 20 тысяч посетителей в день. Плюс многие приходят к нам с поиска, наши новости хорошо расходятся по блогам, ставятся ссылки, отсылаются знакомым. Плюс «Афиша.Мейл.Ру» и «Аргументы и факты» используют наши новости как информационный повод.

©  Егор Мостовщиков

Артём Тагиров

Артём Тагиров

Ядро нашей аудитории — люди от 21 до 30 лет. Женщин и мужчин — пятьдесят на пятьдесят. Они интересуются модой, искусством, дизайном, а новости предпочитают смотреть в картинках, а не читать.

Появилось много сайтов, которые как-то на нас ориентируются. Нам даже писали несколько раз, что вот смотрите, ваш клон: такая же темная полоса сверху, такие же категории, стоит здесь же логотип. Хотя мне кажется, что это не то чтобы наши клоны. Но, видимо, они были нами вдохновлены.

— Как сайт сейчас существует?

А. Т. У нас есть на сайте контекстная реклама, делаем спецпроекты, промоакции. Когда есть много посетителей, рано или поздно проект выходит на уровень хотя бы самоокупаемости. И все это без всяких инвесторов, перепродаж и других сомнительных схем. Мы просто как-то с самого начала не думали о прибыли, о том, чтобы деньги на этом зарабатывать. И в общем-то, специально рекламу для себя не ищем: только обрабатываем входящие предложения, и этого вполне хватает, чтобы проект самоокупался. Тут еще надо учитывать, что финансовый кризис никого не обошел стороной и даже на рекламе в интернете он сказался: стали меньше покупать дорогую рекламу, промоакций стало меньше, меньше имиджевой рекламы. Тем не менее с рекламы мы оплачиваем сервер, вкладываем деньги в технические доработки, ну и платим авторам. Но через год после запуска мы приняли решение прибыль пустить на развитие проекта. Тут ведь как получается: раньше мы писали о том, что нам самим понравилось, но потом, когда читателей стало много, перед ними появилась ответственность. Есть много вещей, о которых написать нужно, поскольку это точно будет интересно нашей аудитории. А поскольку сайт и блогеры, которые его поддерживали, работали на общественных началах, многие люди уходили, многие приходили, — весь желаемый спектр тем мы охватывать не успевали.

Г. Г. Нужно постоянно привлекать новых людей, чтобы давать читателям новую информацию. Поэтому мы стали набирать авторов, платить им небольшие, но деньги, и стали стараться делать так, чтобы все это было на постоянной основе.

А. Т. Мы стараемся поддерживать интерес людей к работе, как-то их стимулировать. Кроме того, что люди нам пишут, они получают возможность как-то себя и свои проекты продвигать. Всего у нас сейчас 15 авторов, некоторые пишут каждый день, некоторые реже.

©  Егор Мостовщиков

Григорий Гришин

Григорий Гришин

Вообще, мой основной доход — это реклама в интернете. Занимаюсь продвижением сайтов (SEO), контекстной рекламой, а Гриша делает рекламные кампании. Мы как работали, так и работаем — и как авторы, и как главные редакторы. Трудно сказать, сколько у нас это дело отнимает времени, это же как наш ребенок. А когда у тебя ребенок, то ты им всегда занимаешься, и с работы постоянно домой звонишь, чтобы узнать, как он там, все ли хорошо, сделал ли он уроки. Поэтому у меня вкладка с сайтом, вкладка со статистикой и вкладка с комментариями открыты всегда. Плюс я почти круглосуточно общаюсь с авторами: кто утром, кто ночью присылает какие-то вопросы, предлагает темы, уточняет что-то. В какой-то момент устройство работы изменилось. Когда мы только начинали, то мы сами регулярно искали себе и сотрудников, и темы, а теперь, когда мы вышли на определенный уровень, начался обратный процесс: пишут теперь нам, и много. То какое-нибудь агентство предлагает написать про мероприятие или проект; мы всегда стараемся поддержать интересных нам фотографов и дизайн-студии, рассказываем об их деятельности. Или, скажем, мы иногда публикуем сканы из журналов. А с недавних пор нам стали предлагать написать о перезапуске каких-то изданий, присылают фотосессии. Договорились об эксклюзивном предоставлении нам материалов до выхода журналов в продажу с издательским домом «Конде Наст» (Vogue, GQ, Tatler, AD и др.). Общаемся и с другими изданиями.

Г. Г. То есть раньше мы искали информацию, а теперь информация сама ищет нас. Те же дизайнеры и фотографы заинтересованы в том, чтобы мы о них написали. И у нас есть партнеры, которые публикуют у нас подборки новостей со своих сайтов, присылают уникальную информацию: Driveblog.ru, Moloko+, наш партнерский проект Smagazine.ru.

А. Т. Сейчас все больше появляется проектов, которые делаются людьми на энтузиазме. Не из-за коммерческих благ, а просто потому, что хочется. И с такими проектами мы находим общий язык, стараемся друг друга поддерживать. Им это приносит трафик, нам — информацию. Мы подружились с сайтом Smagazine и начали взаимовыгодные отношения. Они пишут и о кино, о моде, о путешествиях, но ближе к luxury. У нас же с постом про Дэвида Лашапеля может соседствовать запись о популярном скандинавском бомже, собравшем фотокамеру из мусора.

— Какие у вас дальнейшие планы?

А. Т. Мы ребята придирчивые сами к себе, поэтому мы всегда будем следить за технической и контентной стороной этого дела, не давать себе спуска. Постоянно будем заниматься корректировкой: каких материалов не хватает, каких слишком много. Понятно, что будет и дальше происходить текучка участников: авторы уходят, авторы приходят, и это тоже привносит свои изменения. Главный наш план — постоянная работа, постоянное развитие проекта.

Сейчас мы вместе с Мануком Мелконяном, основателем Smagazine, создаем компанию MAG-Media, которая объединит наши основные проекты и будет, во-первых, заниматься запуском новых, а во-вторых, продавать рекламу и промоакции на наших площадках. Есть ряд тем, на которые хотелось бы писать больше, но, если так поступить, Etoday потеряет свою широкую направленность, будет концентрироваться лишь на одном. Хочется запускать новые, узкотематические проекты. Например, мы недавно запустили «ЛитБлог»: у нас есть автор Саид Гаджиев, который ходит на большинство московских презентаций книг, берет интервью у русских и зарубежных авторов, у издательств, издательства специально для нашего проекта дают разрешение на публикацию отрывков из выходящих в свет книг. Получается интересно, но это узкотематический проект. На Etoday есть раздел книги, конечно, но это скорее художественные альбомы. Про остальные планы говорить заранее не буду. Главное, что работаем.

КомментарииВсего:2

  • joan· 2009-12-04 14:03:35
    Могу сказать ребятам огромное СПАСИБО. Etoday действительно интересный проект.
  • lorrek· 2009-12-05 14:45:58
    ребята, вы крутые.
Все новости ›