Даже на рынке не обязательно быть подключенным к потоку знаний каждую секунду.

Оцените материал

Просмотров: 11390

Глаза больны от чтения

Максим Трудолюбов · 19/10/2010
Большие новости все равно не пройдут мимо, а мелкие только раздражают

©  Getty Images / Fotobank

Глаза больны от чтения
Считается, что развитием новых медиа сильно усложнилась жизнь писателей. Рынок традиционных СМИ сжимается, журналистам приходится осваивать смежные профессии. Но читателю приходится еще труднее. Если он, конечно, хочет оставаться активным и думающим читателем.

Важного и нового не стало больше, стало больше каналов, по которым знание стремится прийти к нам. Возможности интернета и мультимедиа («много средств») сильно увеличили уровень шума, царящего вокруг нас. Сирены пели Одиссею, что никто еще не проплывал мимо их острова, не послушав их сладостных песен и не вернувшись домой «восхищенным и много узнавшим». Действительно, может быть, мореплаватели и узнавали много, но домой не возвращались. Одиссей приказал привязать себя к мачте, чтобы избежать отвлечений. Так приходится поступать теперь многим из нас. Каждый, по-моему, теперь вынужден учиться основам самоограничения.

Раньше это касалось не всех. Размеры океана осознавали немногие. «Какой избыток книг! Кто может прочитать их? Они угнетают одним своим количеством, наши глаза больны от чтения, пальцы — от переворачивания страниц», — писал в 1621 году Роберт Бертон. Теперь глаза больны почти у каждого из нас.

Но с этим можно справиться. Ситуация напряженного потока информации, в которой оказался сегодня средний читатель, — давно уже естественная среда обитания для профессионала фондового рынка. Поставщики информации для рынков, новостные агентства, придумали системы, которые позволяют игроку в каждую секунду времени получать всю опубликованную на эту секунду информацию о предмете его интереса. Внимание — ограниченный ресурс. Рациональный способ им распорядиться — создать для себя идеальный фильтр и категорически не отвлекаться ни на что вокруг. Это подход Шерлока Холмса, который знал все о свойствах ядов, но не знал, что Земля вращается вокруг Солнца.

©  Максим Трудолюбов

Глаза больны от чтения
Инструментов для создания фильтров великое множество, нужно лишь потратить время и настроить себе подписку (например, через Twitter) на все, что кажется нужным. Нужны не деньги, а усилия. В интересном проекте журнала Atlantic Monthly ведущие американские журналисты делятся опытом построения своей медиадиеты. (Вот колумнист «Нью-Йорк таймс» Франк Рич. Вот профессор журналистики Джей Роузен.) Эти ответственные читатели подходят к фильтрации так же строго, как профессионалы финансового рынка, и, похоже, верят в то, что могут создать для себя идеальный фильтр, аккумулирующий все полезные им знания, имеющиеся на данную секунду.

Здесь стоит вспомнить мудрость старых инвесторов, таких как Уоррен Баффетт. Даже на рынке не обязательно быть подключенным к потоку знаний каждую секунду. Чем дольше срок твоих вложений, тем меньше тебе нужно информации, точнее, осведомляться о ней нужно реже. Опыт показывает, что самые нервные люди — это спекулянты, потому что информация нужна им часто. Они впадают в депрессию или в эйфорию вместе со всем рынком. Если проверять информацию раз в неделю, волнений будет меньше. Раз в месяц — еще меньше. Если включать компьютер только раз в год, то новости почти наверняка будут только хорошими. За год любой рынок, как правило, подрастает, если экономика не находится в глубоком кризисе. Каждый, наверное, может найти такие виды знания, доступ к которым нужен не чаще раза в неделю или даже раза в год.

От интернета, как от самого часто обновляемого источника информации, и правда нужна защита. Если для «пространственного» фильтра нужны RSS, Twitter или другие способы подписки на избранных авторов из периодических изданий, то построить «временной» фильтр можно, ограничив чтение периодики и интернета. Нассим Талеб, автор книги «Черный лебедь», кстати, бывший трейдер, утверждает, что не читает периодики — только книги. Он рассуждает так: большие новости все равно не пройдут мимо, а мелкие только раздражают. Льюис Лэфем, ветеран журналистики, читает только журналы и книги. Его нынешний проект — издание об истории и идеях, не требует знания того, что происходило в последние лет пятьдесят.

Пойдем дальше: можно ведь и вовсе ограничиться двумя-тремя великими книгами, о чем мечтал Борхес. В Библии и «Одиссее», пожалуй, есть все, что нужно. Еще дальше: книги — это роскошь. Слово должно быть устным, считал Платон. «Пифагор уверен, что книги сковывают мысль, — напоминает Борхес. — Или, говоря словами Писания, буква убивает, а дух оживляет».

Итак, можно, наверное, воспроизвести медиадиету Холмса, Баффетта или Борхеса. Каждый из трех — особая духовная практика, требующая высокой дисциплины. Мне нравятся они все, но объединить их трудно. Да и совсем без хаоса не хочется оставаться. Одиссей ведь слушал сирен. То есть не прятался от потока знания, идущего извне. Он всего лишь попросил привязать себя к мачте корабля. А корабль шел строго по курсу, потому что им правил кормчий, глухой к пению сирен.

Автор – редактор отдела «Комментарии» газеты «Ведомости»; приглашенный исследователь (Nieman fellow) Гарвардского университета, США

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • cyrus_matsumori· 2010-10-19 23:29:35
    Хагакурэ, как инструмент "духовной практики, требующей высокой дисциплины."
  • voblavobla· 2010-10-20 00:52:11
    как-то ни о чем вообще. тем более, что был же тут весной сапрыкин с "потоками", более внятный
  • IvanDobsky· 2010-10-20 07:23:44
    «Внятный Сапрыкин» — это оксюморон, многоуваж. voblavobla!
Читать все комментарии ›
Все новости ›