Успехи «интернет-революций» заметнее не там, где сети развиты лучше, а там, где есть хорошие лидеры.

Оцените материал

Просмотров: 5730

Накануне Реформации

Максим Трудолюбов · 08/09/2010
К чему «приведут» социальные медиа? Уверенно можно говорить только о том, что социальные медиа еще ни к чему не привели

Имена:  Клэй Ширки · Нассим Талеб

©  www.socialmediafanatics.com

Накануне Реформации
Конечно, распространение и интернета, и социальных сетей уже видимым образом влияет на повседневность и бизнес, прежде всего медийный. Но настоящих больших последствий технологической революции пока не видно – потому что должно пройти больше времени.

Между появлением технологии и ее наилучшим применением отношения такие же, как между решением и задачей. История цивилизации устроена так, что решения приходят сначала, а задачи, требующие именно этого решения, подбираются позже – методом проб и ошибок. Гутенберг в середине XV века не знал, что его технология сильно облегчит процесс церковной реформации во всей Европе, произведет ренессансную революцию в искусстве, послужит развитию национальных языков в противовес латыни и греческому, поможет научной революции, станет причиной появления новых профессий, рынков и литературных жанров. Гутенберг не планировал таких последствий и до них и не дожил. Все это пришло потом, «само», и потребовало немало времени. Мартин Лютер был на сто лет моложе Гутенберга, а Исаак Ньютон – на целых двести пятьдесят.

Именно поэтому нужно быть осторожнее с выражениями вроде «книгопечатание привело к реформации». Это нам задним числом кажется, что одно «привело» к другому, а современникам событий ничего подобного и в голову бы не пришло. Одна из главных тем книги Нассима Талеба «Черный лебедь» именно в этом: думать назад легко. Попробуйте думать «вперед», и ничего столь же убедительного у вас не получится. Получится бесконечный набор сценариев, ни один из которых полностью (скорее всего) не воплотится. История только задним числом выглядит стройной.

К чему же «приведут» социальные медиа? Уверенно можно (скорее всего!) говорить только о том, что социальные медиа еще ни к чему не привели. Если правда, что средства массовой информации формируют общественную сферу, а это, пожалуй, правда, то изменения в СМИ должны сказаться на общественной сфере как-то очень серьезно. В этом убежден один из «проповедников» новых медиа Клэй Ширки (Clay Shirky), автор книги Here Comes Everybody. Ширки, читающий сейчас лекции в Гарвардском университете, уверен, что главный прорыв будет связан с возможностями самоорганизации, которые дают интернет и социальные сети; профессиональные организаторы, начальники, президенты и командиры будут посрамлены, потому что сети позволяют обходиться без них. Люди соберутся сами, сами решат свои коллективные задачи и в конце концов подберут такой способ правления, при котором политики современного типа будут не нужны.

Второй главный прорыв, считает Ширки, уже произошел. Больше нет непроходимой пропасти между профессионалами и любителями в области медиа. Цена входа на рынок информации упала до нуля. Раньше инструменты массового распространения информации были только у профессионалов: печатные станки; грузовики, чтобы развозить тираж; передатчики, чтобы передавать все, что решил редактор, в эфир. У любителей были только ручки, печатные машинки и ксероксы. Этого разрыва больше нет, и поэтому редакторская и цензорская логика «почему мы это публикуем» сменилась любительской логикой «почему бы и нет». Опубликуем, потом посмотрим: вдруг кому-то будет интересно. Именно благодаря этой логике популярными в сети становятся вещи, которые психически здоровый редактор не пустил бы в эфир. Например, видеоролики с падениями, смешными (и несмешными) ошибками, авариями, наездами, взрывами получают миллионы просмотров. Сеть явно предпочитает провалы победам, а абсурд – нравоучениям.

К чему все это может «привести», пока неясно, потому что во всем мире сейчас идет процесс подбора задач под имеющуюся технологию. В медиа и общественной жизни поиски идут особенно интенсивно. Но результаты пока какие-то половинчатые. В области СМИ окончательных ответов (предварительных – сколько угодно) на вопросы о том, что в связи с распространением сетей происходит с содержанием и медийным бизнесом, нет.

В политике и общественной сфере сторонникам сетевой революции есть что предъявить: волнения в Иране, в Молдавии и других постсоветских странах, использование сетей в ходе предвыборной кампании Барака Обамы. Но и скептикам есть что ответить. К примеру, сети оказались гораздо эффективнее на этапе предвыборной кампании, чем после того, как сенатор Обама стал президентом. Падающую популярность с помощью сетевых медиа поднимать, как выясняется, труднее, чем создавать популярность как таковую. Подрывают ли сети роль организатора и начальника, как считает Ширки? Вряд ли. Скорее подчеркивают необходимость в лидерстве. И успехи «интернет-революций», скорее всего, заметнее не там, где сети развиты лучше, а там, где есть хорошие лидеры.

Может быть, главные прорывы произойдут не в политике и не в СМИ, а, например, в религии. Можно, например, рассуждать так. Будем считать, что в медиа любители уже победили профессионалов. В политике это произойдет позже – сетевые лидеры вытеснят сенаторов и президентов. Ну и в религии... профессионалам тоже придется отойти в сторону. Может быть.

Логика «сначала решение, потом проблема» работает всюду. Задачи под сетевые решения подбираются в медицине, в искусстве, в военной сфере, в области безопасности. Но пока нельзя сказать, что события, равнозначные реформации или ренессансу, произошли. Да это и не события, а процессы. Процессы, которые потом станут «реформацией» и «ренессансом», уже идут. Надежда только на то, что результаты мы успеем увидеть при жизни.

Автор – редактор отдела «Комментарии» газеты «Ведомости»; приглашенный исследователь (Nieman fellow) Гарвардского университета, США

 

 

 

 

 

Все новости ›