Успехи «интернет-революций» заметнее не там, где сети развиты лучше, а там, где есть хорошие лидеры.
К чему «приведут» социальные медиа? Уверенно можно говорить только о том, что социальные медиа еще ни к чему не привели
Конечно, распространение и интернета, и социальных сетей уже видимым образом влияет на повседневность и бизнес, прежде всего медийный. Но настоящих больших последствий технологической революции пока не видно – потому что должно пройти больше времени.Читать!
Именно поэтому нужно быть осторожнее с выражениями вроде «книгопечатание привело к реформации». Это нам задним числом кажется, что одно «привело» к другому, а современникам событий ничего подобного и в голову бы не пришло. Одна из главных тем книги Нассима Талеба «Черный лебедь» именно в этом: думать назад легко. Попробуйте думать «вперед», и ничего столь же убедительного у вас не получится. Получится бесконечный набор сценариев, ни один из которых полностью (скорее всего) не воплотится. История только задним числом выглядит стройной.
К чему же «приведут» социальные медиа? Уверенно можно (скорее всего!) говорить только о том, что социальные медиа еще ни к чему не привели. Если правда, что средства массовой информации формируют общественную сферу, а это, пожалуй, правда, то изменения в СМИ должны сказаться на общественной сфере как-то очень серьезно. В этом убежден один из «проповедников» новых медиа Клэй Ширки (Clay Shirky), автор книги Here Comes Everybody. Ширки, читающий сейчас лекции в Гарвардском университете, уверен, что главный прорыв будет связан с возможностями самоорганизации, которые дают интернет и социальные сети; профессиональные организаторы, начальники, президенты и командиры будут посрамлены, потому что сети позволяют обходиться без них. Люди соберутся сами, сами решат свои коллективные задачи и в конце концов подберут такой способ правления, при котором политики современного типа будут не нужны.
Второй главный прорыв, считает Ширки, уже произошел. Больше нет непроходимой пропасти между профессионалами и любителями в области медиа. Цена входа на рынок информации упала до нуля. Раньше инструменты массового распространения информации были только у профессионалов: печатные станки; грузовики, чтобы развозить тираж; передатчики, чтобы передавать все, что решил редактор, в эфир. У любителей были только ручки, печатные машинки и ксероксы. Этого разрыва больше нет, и поэтому редакторская и цензорская логика «почему мы это публикуем» сменилась любительской логикой «почему бы и нет». Опубликуем, потом посмотрим: вдруг кому-то будет интересно. Именно благодаря этой логике популярными в сети становятся вещи, которые психически здоровый редактор не пустил бы в эфир. Например, видеоролики с падениями, смешными (и несмешными) ошибками, авариями, наездами, взрывами получают миллионы просмотров. Сеть явно предпочитает провалы победам, а абсурд – нравоучениям.
К чему все это может «привести», пока неясно, потому что во всем мире сейчас идет процесс подбора задач под имеющуюся технологию. В медиа и общественной жизни поиски идут особенно интенсивно. Но результаты пока какие-то половинчатые. В области СМИ окончательных ответов (предварительных – сколько угодно) на вопросы о том, что в связи с распространением сетей происходит с содержанием и медийным бизнесом, нет.
В политике и общественной сфере сторонникам сетевой революции есть что предъявить: волнения в Иране, в Молдавии и других постсоветских странах, использование сетей в ходе предвыборной кампании Барака Обамы. Но и скептикам есть что ответить. К примеру, сети оказались гораздо эффективнее на этапе предвыборной кампании, чем после того, как сенатор Обама стал президентом. Падающую популярность с помощью сетевых медиа поднимать, как выясняется, труднее, чем создавать популярность как таковую. Подрывают ли сети роль организатора и начальника, как считает Ширки? Вряд ли. Скорее подчеркивают необходимость в лидерстве. И успехи «интернет-революций», скорее всего, заметнее не там, где сети развиты лучше, а там, где есть хорошие лидеры.
Может быть, главные прорывы произойдут не в политике и не в СМИ, а, например, в религии. Можно, например, рассуждать так. Будем считать, что в медиа любители уже победили профессионалов. В политике это произойдет позже – сетевые лидеры вытеснят сенаторов и президентов. Ну и в религии... профессионалам тоже придется отойти в сторону. Может быть.
Читать!
Автор – редактор отдела «Комментарии» газеты «Ведомости»; приглашенный исследователь (Nieman fellow) Гарвардского университета, США
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451787
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343398
- 3. Норильск. Май 1268725
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897704
- 5. Закоротило 822159
- 6. Не может прожить без ирисок 782575
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759298
- 8. Коблы и малолетки 740964
- 9. Затворник. Но пятипалый 471465
- 10. ЖП и крепостное право 407954
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403206
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370572