На развивающихся рынках редактор часто вовсе не союзник читателя, а один из тех, кто пытается впарить ему плохой товар или идею.

Оцените материал

Просмотров: 7286

Исчезновение редактора

Максим Трудолюбов · 30/11/2009
Медийная революция, спутавшая карты игрокам развитых рынков, стала несомненным благом для России и других стран, находящихся в нижней части рейтингов Freedom House и Reporters Without Borders

©  Getty Images / Fotobank

Исчезновение редактора
То, что происходит с прессой в развитом, а отчасти и в развивающемся мире, можно представить как постепенное исчезновение редактора. Редактор становится все менее важной фигурой. Это и плохо, и хорошо.

Редакторские фильтры и запреты теряют смысл. Порог «печатности» — стандарты, позволявшие определять, что достойно публикации, а что нет, — практически снят. Журналисты, работавшие когда-то под началом редакторов, превращаются в блогеров или уходят в менее качественные СМИ (распространенное явление в США), где становятся сами себе хозяевами. Редактор больше им не указ. Он не требует проверки фактов, не просит брать комментарии у каждой из сторон, не заставляет писать коротко и ясно.

Отказ СМИ от бумажных версий часто сопровождается снижением стандартов подачи текстов. Поисковые ресурсы, которые публикуют новости на своих сайтах, агрегаторы новостей, редко нанимают профессиональных редакторов. А большая часть работы вообще делается программой и техническими специалистами. Так размываются основания, на которых когда-то прочно стоял всевластный и всезнающий редактор.

Вывод, который принято делать из этого, — снижение качества подачи информации и мнений. Эстер Дайсон, предприниматель и инвестор в проекты, связанные с новыми медиа, говорит, что эмоции уже пора оставить. Прежнего редактора не вернуть, поэтому каждый должен научиться сам быть немного редактором. «Мы научились сами бронировать авиабилеты, номера в гостиницах, публиковать фотографии, продавать и покупать все, что угодно, — говорит Дайсон. — Теперь пора распространить пафос самодеятельности и на журналистику. Каждый должен научиться проверять факты и задумываться о качестве источников информации».

Почему этот человек постоянно хвалит продукт Х? Раскрывает ли он в своем блоге, что подписал договор с компанией-производителем? Почему тот политик ругает или хвалит именно этого политика? На какую компанию работает автор, так расхваливающий в своем обзоре автомобиль Y? Директор компании говорит о непрерывном росте своей фирмы — а не связан ли этот рост только с тем, что компания за последнее время купила нескольких конкурентов? В интернет-среде каждому стоит задаваться этими редакторскими вопросами — фильтровать, «делить на 16», не дать себя обмануть.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›