Я, как и вы, пользуюсь стиральным порошком. У меня тоже пятна на одежде. Но ведь и у олигархов Мамута и Дерипаски тоже есть пятна! А это значит — порошок нас всех уравнивает, и к нему должно быть особое отношение.

Оцените материал

Просмотров: 11966

Новая журналистика: последнее Откровение

Алексей Яблоков · 25/11/2009
Главный принцип новой журналистики — ее отсутствие. Когда вы сможете приступить к работе?

©  Александр Блосяк

Новая журналистика: последнее Откровение
Давайте сначала о главном герое. Это журналист, достаточно молодой, чтобы ничего не понимать в жизни, но в то же время достаточно опытный, чтобы знать, чем отличается выпускающий редактор от ответственного секретаря. Лет ему, скажем, около 30. Заодно дадим ему универсальное имя — Берендей Облаков.

Живет себе журналист Облаков, трудится в разнообразных средствах массовой информации. Зарабатывает средне, разумеет грамоте, владеет слепым десятиперстным методом набора и любит полных блондинок.

И вот как-то вечером, когда Облаков, по обыкновению, совершает прогулку по Поклонной горе, с ним случается необыкновенное. А именно: его удостаивает явлением гигантский куст. Весь свежий, зеленый, с крупными листьями, хотя на дворе ноябрь. И еще такая маленькая, но важная деталь: куст целиком объят пламенем. То есть он полыхает со всех сторон, но при этом не сгорает. Зрелище неописуемое.

Облаков — человек начитанный и кое-что повидал, но к такого рода визитам, естественно, не привык. В испуге он падает ниц, как вдруг слышит: из самой середки куста раздается негромкий и в то же время удивительно мощный и гипнотизирующий голос.

— Добрый вечер, Берендей, — говорит неопалимый куст. — Вам сейчас удобно разговаривать?
Облакову удобно.
— Извините, что так поздно, — продолжает куст, — но дело есть дело. Мы о вас многое знаем.
— Кто «мы»? — бормочет Облаков, не видя рядом никого, кроме тихо горящего куста.
— Мы, — торжественно объявляет голос, — это всё Сущее, всё То, что царит над вами — журналистами, репортерами, обозревателями, корректорами и другими работниками печати. Мы видим, как страдает этот народ, обслуживая рекламодателей. Мы слышим, как притесняют измученных журналистов их работодатели, выплачивая гроши. И вот Мы явились, чтобы спасти этот народ — дать им настоящую работу, выплачивая такие гонорары, чтобы до конца жизни журналисты текли молоком и медом. А начать Мы решили с вас.
Куст выдерживает небольшую паузу.
— О чем будет заметка? — спрашивает приободрившийся Облаков.
— Ни о чем, — отвечает куст. — Ни вы, ни другие журналисты писать вообще не должны. Наша концепция заключается в том, что мы создаем глобальную журналистику, которая навеки освобождает вас от тягостной необходимости писать, думать и чувствовать. Главный принцип новой журналистики — ее отсутствие. Так мы улучшаем человеческую природу. Когда вы сможете приступить к работе?
— В чем же она заключается? — совсем обалдевает Облаков.
— В том, что вы не будете писать, — с раздражением повторяет куст. — Берендей, это очень серьезно. Ваша задача — просто смотреть вокруг и видеть. Никаких текстов, никакой полемики. Живите, и все.

Потом куст обсуждает с Берендеем мелкие формальности и исчезает, оставив после себя легкий запах жженых перьев.

На протяжении нескольких месяцев Облаков исправно делает то, что ему велели. Он подавляет в себе позывы к сочинительству, целыми днями таращит глаза, и вид у него довольно идиотский. Однако на карточку исправно капают молоко и мед, и в конце концов журналист убеждается, что ему действительно выпал счастливый билет, что он призван и что впереди — только хорошее. Он усердно работает, испытывая совершенно новые, возвышенные ощущения.

И однажды ночью Облаков просыпается, осененный изумительной идеей. Раз ему открылась истина, раз он постиг суть вещей, невозможно не облечь ее в слова, не передать этот великий, бесценный дар читателям!

И Берендей бросается готовить заметки. Взахлеб пишет о спорте, о литературе, о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, делает репортаж с изумрудных приисков Колумбии, прикидывается пингвином, чтобы уморительные птицы приняли его за своего, берет ироническое интервью у порнорежиссера, производит анализ французских стиральных порошков. Все это — сквозь призму Откровения. «Вы должны верить, как верю я, — торопливо пишет Берендей, — что пингвин — это, в сущности, больше, чем просто пингвин. Ведь его устройство, невзирая на войны, глобальное потепление и браконьеров, с годами не меняется». Или: «Я, как и вы, пользуюсь стиральным порошком. У меня тоже пятна на одежде. Но ведь и у олигархов Мамута и Дерипаски тоже есть пятна! А это значит — порошок нас всех уравнивает, и к нему должно быть особое отношение».

Каждую заметку он подписывает «Руслан Глобалов», не потому, что боится, а потому, что всерьез верит, что так на самом деле зовут того, кто разговаривал с ним из гущи несгорающих листьев.

Все кончается совершенно непредсказуемым образом. Незадолго до Нового года Облакову вновь является куст. Причем горит не оранжевым, а сине-зеленым пламенем. Вдобавок от него летят искры.

— Ну вот что, Облаков-Глобалов, — сурово говорит куст, — хватит! Вы делаете все не так, как мы договаривались. Вы тратите понапрасну отпущенные на вас средства! Какого черта вы пишете? Почему вы вообще решили, что достойны с Нами работать?

Берендей, теряя рассудок, пытается возразить, но из куста выстреливает язык пламени, и он умолкает.

— Вы не понимаете элементарных вещей, Облаков, — как будто с грустью замечает куст. — Просто ужас какой-то. Вы так и не поняли, что такое новая журналистика. Что в ней можно, а чего нельзя! Извините меня, Берендей, вы человек симпатичный и все такое, но вы вообще не годитесь для журналистики. Всего наилучшего.

Куст исчезает, но не успевает Облаков отряхнуться, как он вдруг появляется снова.

— Да, вот еще что, — говорит голос из пылающей середины, — не вздумайте никому заикаться о содержании наших бесед. Юридически это глубоко частное дело.

Придя в себя после нервного срыва и трехдневного запоя, Облаков, невзирая на запрет, пытается рассказать о случившемся своим коллегам. Заводит специальный блог «Почему обиделся куст?», даже один раз выступает на радио, но все без толку. Ему не верят даже полные блондинки. Все говорят одно и то же: ты, Облаков, е*нулся совсем. Какие могут быть диалоги с кустом? Ты бы еще в люк канализационный покричал.

На этом и закончим о новой журналистике. Тем более что за это время она уже несколько устарела.


Текст написан в соавторстве с Видевшим куст

Авторы убедительно просят всех прочитавших этот текст никому о нем не рассказывать

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • papumaria· 2009-11-25 17:15:18
    оплачем же новую журналистику, как бы грустно нам не было расставаться с заработанными ею деньгами.
  • nickiton· 2009-11-25 17:45:19
    Скажите по секрету, о ком речь?
  • Chornogora· 2009-11-26 20:08:53
    по любому про Кашина
  • say2day· 2009-11-27 14:04:17
    а разве это не автобиография?
  • faberII· 2009-11-28 14:38:22
    На память приходит история с грантами, где-то в Европе,
    Художники выбили себе гранты по аналогии с существующими в сельском хозяйстве дотациями.
    То есть государство платит сельским хозяйствам, чтобы они производили меньше товара или вообще не трудились какое-то время, чтобы избежать кризиса перепроизводства.
    И художники решили: а чем мы хуже, платите-ка нам за то, чтобы мы год ничего не делали.
    Судя по всему, их самих уже достал тот рассудочный shit, который они производят.
    Вероятно, что окружающих он тоже достал, потому как художники этот грант таки получили.
    И вероятно это как-то улучшило атмосферу, так как подобные вспомоществования начали практиковаться повсеместно, а теперь видимо и в журналистике.

    Но если задуматься, то такая метода необходима только с персонажами, занимающимися таким тяжелым трудом как имитация и сервис (и вполне возможно, что это единственный метод их идентификации)

    Потому как есть другой тип персонажей, для которых сложная цепочка восприятие / выражение - это нечто вроде метаболизма (в некоем духовном смысле этого слова, как бы слово «духовный» уже не было затаскано) и если этот метаболизм каким-то искусственным образом прерывается, то такие персонажи заболевают или даже иногда умирают.
    Ну да и бог бы с ними, но похоже, что они необходимы обществу с его разделением труда, кто-то должен не взирая на кусты и омон выпускать из себя понимание или артикулированные вопли сознания, их «запор» смертелен не только для них, но и для общества..

    Будем надеяться, что ваш «куст» не разочаровался в своей практике и продолжит свое святое дело по отделению зерен от плевел :+)
  • karambolina· 2009-11-30 17:11:42
    скажу кратко: яблоков - гений.
  • po-go· 2009-12-03 02:06:50
    опенспейс - хороший ресурс, но мущина яблоков - плохой автор
    все - в говне, а он - в шоколаде
    читаю уже третий опус и не могу понять, откуда это представление о журналистике? такое ощущение, что здесь свои откровения излагает фриленсер средней руки, до хороших редакций никогда не доходивший
    фи
  • tihiy_ton· 2010-01-25 00:51:49
    да воспоем новое поколение, которое даже не задумывается о таких вещах.как новая журналистика. кстати, половина эти студентов хотят быть телеведущими.как катя андреева.
  • Siyanieee· 2010-03-06 14:38:31
    po-go, а что сегодня есть "хорошая редакция"?
  • natasha_mishalovna· 2010-09-14 16:33:17
    ах! Алексей, вы наш новый герой... в яблоках!

Все новости ›