Оцените материал

Просмотров: 5275

«Желтая» пресса: некрореализм

Андрей Левкин · 21/04/2008
Газетчикам хочется, чтобы все деятели культуры немедленно умерли
«Желтая» пресса: некрореализм
Классика жанра, газета «Твой день» рубрики «Культура» не имеет. Такие дела там проходят по разряду «Общество» и связаны исключительно с конкретными персонажами. Для подобных изданий это логично, но логика выходит прелюбопытная: все, что как-то касается культуры, имело там на прошлой неделе отчетливый некрофильский характер. Мало того, все сюжеты пронизывало еще и внятное вожделение особого свойства. Тут вот в чем проблема: деятели искусства умирают все-таки не каждую неделю (по крайней мере, те из них, которые хотя бы отчасти на слуху у читателя этой прессы), так что приходится еще и подготавливать соответствующие ожидания. В этот раз, например, внимание было уделено тому, что «Состояние известного писателя Василия Аксенова резко ухудшилось, он перестал открывать глаза и реагировать на внешние раздражители». Цитируются слова одного из медиков о том, что «организм Василия Павловича перестал сопротивляться болезни... Мозг писателя отказывается работать».

Вот второе сообщение на культурную тему из «ТД»: «Миронов разбился на съемках «Апостола»«. Издание явно расстроено тем, что «Из-за неаккуратности рабочих Евгений едва не лишился жизни, выполняя один из трюков», — всего лишь...

Рубрики «Культура» нет и на портале Life.ru, там тот же принцип работы по индивидуальностям. В данном случае индивидуальностью был актер Дмитрий Певцов, который «успешно провалил большой сольный концерт «Лунная соната». Цитата: «На выступлении, состоявшемся вчера в московском Доме кино, зрителей можно было буквально пересчитать по пальцам». Приведено видео, подтверждающее слабое заполнение какого-то зала и его плохую акустику. Изданию явно приятно, что имел место провал, но автора хотя бы не заподозришь в некрофильской ориентированности.

«Экспресс-газета» также ориентируется на личности, но ее подход уже разнообразней и касается даже самих художественных проектов. Скажем, «Петр Мамонов впал в искушение». Подзаголовок: «Киногруппа фильма «Иван Грозный» развлекается на виселицах». Суть «искушения» изложена вполне четко: «Вечером следующего дня мы увидели Петра Николаевича выходящим из того самого ресторана. На нетвердых ногах актер проследовал к автомобилю.
— Да выпил он, — усмехнулся на наши расспросы один из официантов. — Группа вся на ушах стоит — боятся, «царь» теперь в запой уйдет. А без «царя» какие съемки?»


Конечно, тема смерти деятелей культуры обязательна и тут: «Андрея Толубеева не спасли израильские врачи». Заметка открывается перечислением, исполненным с явным энтузиазмом: «Нынешний високосный год приносит одну за другой невосполнимые потери — уходят из жизни любимые артисты. Скончался от рака Александр Абдулов, в автокатастрофе погиб телеведущий Геннадий Бачинский, не стало Бориса Хмельницкого, Надежды Румянцевой. 7 апреля страну потрясло известие о смерти талантливейшего актера и общественного деятеля Андрея Толубеева».

Вот и все за прошедшую неделю материалы упомянутых СМИ, имевшие отношение к культурной тематике.

Интереснее ситуация с сайтом Дни.ру. Там и рубрика «Культура» есть, и материалы туда поставляются регулярно. Вот за неделю: «Роулинг довели в суде до слез» («Во время дачи свидетельских показаний в окружном суде Манхэттена Джоан Роулинг едва не разрыдалась»); «В 2008 году Украина и Россия отметят 1020-летие Крещения Руси. По мнению Путина, общий праздник сблизит две страны»; «Беспощадный голос Тарковского» («Собрание дневниковых записей Андрея Тарковского, переведенное чуть ли не на 30 языков, появилось на русском»); «Последний путь Румянцевой»; «Умер фотограф «холодной войны». То есть в целом все то же: покойники и конфузы. Отдельно стоит только история с Тарковским (впрочем — тоже умершим) и его беспощадностью.

Там так: «Тарковский все время предупреждает об опасности озверения, духовного оскудения, о гуманитарной катастрофе, которая, по его мнению, свершилась давным-давно. Так и кажется, что он предвидит, что, и свершившись, катастрофа будет разрастаться все больше и больше». То есть — все нормально: очередная катастрофа.

Конечно, появление книги дневников Тарковского, которая рекламируется в Днях.ру, — это несомненное событие, и оно интригует. Если поискать другие тексты автора «Беспощадного голоса» (а автор — Диляра Тасбулатова), то выяснится, что это ее первая публикация в Днях.ру — Тасбулатова вполне известный кинокритик. Ну да, всякое бывает, но зачем такая статья вдруг понадобилась этому изданию? Похоже, ответ на этот вопрос дает чисто бытовая информация: книга Тарковского продается в московских магазинах за 2800 рублей. Налицо какая-то странная маркетинговая история, для реализации которой и подключены Дни.ру.

Вообще интересно само внимание к катастрофам, без которых не обойдешься, освещая в «желтых» область культуры. Эта тематика там — самая востребованная, но подозревать все редакции в сговоре мы все-таки не будем. Видимо, налицо внутренняя склонность. То ли «желтым» хочется, чтобы все деятели культуры немедленно умерли (и сама культура вместе с ними), то ли там считают культурой исключительно связанное с вечностью, а смерть в этом случае совершенно необходима. К тому же культурное неблагополучие хорошо оттеняет все остальные события: на фоне гибельности культуры они выглядят особенно позитивно.

Теперь главное «желтое» издание России, «Комсомольская правда». По культурной части конкурентов ему нет. На неделе там было даже интервью с Борисом Стругацким (к 75-летию, Стругацкого спрашивали о том, верит ли он в НЛО). Имелись анонсы концертов «Аквариума», Михаила Шуфутинского и Любови Казарновской. Все концерты анонсированы доброжелательно, с энтузиазмом. Интересны даже цены на билеты. Вот три варианта: от 900 до 80 000 руб., от 3500 до 8000 руб., от 50 до 800 руб. Как видим, верхняя граница цены каждого следующего концерта ровно на порядок отличается от предыдущей. Вопрос: кто из перечисленных самый дорогой, а кто наоборот? Да, это еще зависит и от зала, но все же? Ответ: самый дорогой деятель культуры в данном случае — Гребенщиков, самым дешевый — Казарновская.

Если особенно не приглядываться, может показаться, что «КП» даже пытается представлять некоторую культурную реальность — не подстраиваться под запросы своих читателей, а соответствовать миру, который находится за пределами их представлений и интересов. На этой неделе там была даже рецензия — такое в «желтой» прессе встретишь не часто: «В «Табакерке» прошла премьера спектакля «Отцы и дети»... Константин Богомолов представил на суд зрителей новое прочтение романа. Базаров, по его версии, не просто нигилист, а еще и неврастеник. Гордый, но бедненький и низкого происхождения. Оттого и пыжится, из кожи лезет, лишь бы попасть в аристократическое общество. А когда его под зад коленкой — испытывает комплекс неполноценности».

В общем, от своей аудитории все равно далеко не уйдешь. Хотя, возможно, авторы «КП» действительно думают, что расширяют кругозор своих читателей. Собственно, так оно и есть — если учитывать размах данного кругозора. Хорошее представление о нем дает рубрика «Книжная полка» той же «КП». Конечно, рекламируется социально-близкая книга «Секреты любви от участников «Дома-2»: «Реалити-шоу «Дом-2» часто обвиняют в том, что оно развращает молодежь. Безусловно, можно бесконечно ругать и критиковать устроителей проекта. Тем не менее молодые люди, живущие в замкнутом пространстве, приобретают большой опыт в общении с противоположным полом. И даже могут уже им делиться — ведь все их мысли и действия направлены на то, чтобы суметь понравиться и потом удержать свою пару. Какие простые секреты открыли они в процессе передачи? Об этом рассказывает в своей книге Ксения Бородина — соведущая проекта «Дом-2». Фрагменты из этой книги мы с разрешения издательства АСТ сегодня публикуем».

Культурная миссия в отношении своего читателя налицо, ведь культура состоит в передаче совокупности знаний и представлений, в воспроизводстве жизненного и цивилизационного опыта определенной группы лиц. В данном случае все на месте: «С мужчинами играть в открытую нельзя. С ними надо поступать по-женски. Главная заповедь большинства женщин: ни в коем случае не выдать парню своих истинных желаний и намерений».


Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»
Все новости ›