Оцените материал

Просмотров: 2614

ЖП и мобилизационная культура

Андрей Левкин · 09/02/2009
«Услышав страшный диагноз, мужчина, укушенный енотовидной собакой, сбежал из больницы»

©  Игорь Скалецкий

ЖП и мобилизационная культура
Дело системное: что-то происходит в мире культуры, стилей и так далее. Ровно на этой неделе пришлось даже написать по этому поводу колонку на «Полит.Ру». Исходным поводом была статья Натальи Ивановой, как раз с OPENSPACE.RU, «Подмена». У Ивановой имелось в виду, что есть некая реальная культура, которая в общественном обиходе заменяется чем-то фиктивным. Тут, разумеется, маячит и территория «желтой» прессы. В какой мере она соотносится с данным процессом?

Косвенно да, соотносится. У Ивановой речь о том, что Волочкова вместо Лопаткиной, Басков вместо Лемешева и так далее. То есть адресация к героям «желтой» прессы (ЖП). Только что из этого? «Желтые» употребляют этих персонажей в отрыве от их занятий, они ей интересны как бытовые фигуры. То место, где — по Ивановой — происходят подмены, находится не на территории ЖП, в неком полусвете, что ли.

У нее так: «В дискуссиях вокруг “Стиляг” Валерия Тодоровского и “Обитаемого острова” Федора Бондарчука упускается одна немаловажная деталь: фильмы, и тот и другой, словно бы контрапунктируют “Бумажному солдату” Германа-младшего и ленте Германа-старшего “Трудно быть богом”. Боюсь подумать, что намеренно. Картина Германа-старшего еще не вышла, но уже подменена. Борьба за снижение уровня идет все время — и побеждает инстинкт того, кто опередит. Пока Герман не торопится и решает гигантские задачи, которые он сам перед собой поставил, на коммерческом поле уже все изготовлено: антиутопия Стругацких, ведь вы ее ждали? Значит, мы идем к вам».

Идут они куда-то не совсем уж в народ. Значит, представление о культурном пространстве расширяется. Больше там слоев, чем могло показаться. Так вот: какие именно слои приходят сейчас в стилистическое движение? На этой же неделе появилось исследование Быкова — Гарроса, утверждающих, что грядет «Время глума»: «Эстетическая эволюция. Январские тезисы».

Авторы исследуют и развивают именно эту историю: стиль меняется, был гламур, что будет дальше? «Эстетика гламура в случае войны или кризиса быстро сменяется мобилизационной». Но раз уж мобилизационность, то эстетика должна стать всенародной и единой. Все должно прийти к одному типу культуры, на то и мобилизация.

Как это прописывают Быков — Гаррос? «Сергей Зверев радикально сменит имидж и примется изображать мужчину. Евгений Гришковец выпустит роман “Лохмотья” — сиквел “Рубашки” о судьбе среднего класса. Бари Алибасов спродюсирует высокоморальную группу девственниц “Ни-ни”. Очередной “Последний герой” будет снят не на экзотическом острове, а в Капотне. Сериал “Ранетки” переименуется в “Монетки”, ибо в кризисное время объект вожделений меняется. Каналу ТНТ срежут финансирование, и вместо “Дома-3” мы увидим “Коробку-1”. Сериал “Женщина без прошлого” в видах актуальности трансформируется в “Мужчину без будущего”. Гарик Харламов станет ведущим аналитического ток-шоу “Бла-бла-бла вокруг бабла”. Возникнет социальная реклама “Еще одна жизнь, которую погубил дериватив”».

Тут все персонажи из ЖП, да и предлагаемые варианты в «желтую» логику вполне ложатся. Однако, несмотря на предчувствие мобилизационной культуры, вся эта стилистика выглядит беспонтовым упражнением на общедоступном материале. Хоть и близко, да не ЖП. Неискренне ибо.

Здесь следует затормозиться с рассуждениями в пользу конкретной жизни. ЖП ведь прекрасна тем, что пряма и открыта. Вот из бумажного номера «Твоего дня», за вторник, что ли. Просто подписи к фотографиям и отдельные фразы:
«Голландец Контерман был в восторге от русских дам».
«Настоящей оргией закончился банкет в честь международного Кубка легенд».
«Услышав страшный диагноз, мужчина, укушенный енотовидной собакой, сбежал из больницы».

Прекрасный саспенс: «На днях 58-летний артист, знакомый зрителям по ролям в фильмах “Золотой теленок”, “Летучий голландец”, “Фонтан”, обратился в одну из элитных клиник столицы. Анатолий Егорович жаловался на невыносимые боли внизу живота. Обследование показало, что актеру, известному также по трюкам в фильмах “Адъютант его превосходительства” и “Корона российской империи”, необходима срочная операция». А также: «”За все дни я даже не смогла поплескаться в теплой воде, так как очень сильно боюсь и живности, которая там находится, и самого океана” — Сексапильная балерина Анастасия Волочкова отдохнула на Мальдивах с 3-летней дочерью Ариадной и няней Еленой».

Вот где тут и по отношению к чему возможна подмена?

Теперь просто радуемся жизни, изучая тему «Культура в Желтой прессе». «Тохтахунов предотвратил перестрелку между Киркоровым и Басковым». На бумаге, кстати, лучше. Там сразу два заголовка: «Маленькие разборки Большого Тайванчика!» и «Скандал Киркорова и Баскова на юбилее Алика Тохтахунова разруливал сам авторитетный бизнесмен». Суть дела: «60-летний юбилей известного коммерсанта Алимжана Тохтахунова, которого в некоторых кругах до недавнего времени называли Тайванчиком, едва не был омрачен скандалом между Филиппом Киркоровым и Николаем Басковым. Лишь своевременное вмешательство именинника позволило погасить вовремя назревавший пожар и не довести дело до кровавых разборок… Тем временем публика прибывала и прибывала! Политики и актеры, крупные государственные чиновники, бизнесмены и эстрадные исполнители — почти 1000 человек не сочли возможным отказаться от приглашения. Среди пестрой толпы то и дело мелькали известные лица: Владимир Жириновский, Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Валентин Юдашкин, София Ротару, Федор Бондарчук…».

А вот самое прекрасное. В бумажной версии приводится и сценарий:
«Юбилей Алимжана Тохтахунова 1 февраля ГЦКЗ Россия.
16.00 Сбор гостей
17. 00 (Рассадка гостей за столы)
– музыкальное оформление — Оркестр О. Лунстрема
– на экране — слайдфильм "Юбилей в кругу друзей"
Номер-поздравление
БАЛЕТ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Ведущие представляют Уникальный номер
В честь 60-летия Алимжана Тохтахунова был специально создан Оркестр — уникальный по своему составу — 60 музыкантов — 60 красавиц — 60 умниц.
Коллектив создан на базе музыкального института им. Ипполитова-Иванова, с привлечением лучших студенток московских музыкальных Вузов, стипендиаток Фонда "Русское исполнительское искусство"…»

Ну, вроде та самая подмена, о которой говорит Иванова… да никакая не подмена, а чисто вечность стиля в отдельных слоях общества.

И еще о культуре и музыке. «КП» продолжает музыкальное образование целевой аудитории. «Уникальная музыкальная коллекция “Великие композиторы” (том 16: Жорж Бизе)». Что надо знать читателям «КП» о Ж. Бизе? Вот: «3 удивительных факта про автора "Кармен".
1. Самую испанскую в мире оперу написал француз Жорж Бизе, который никогда не был в Испании. И откуда у французского парня испанская грусть, бог его знает, но его "Тореадор, смелее в бой!" стал гимном тореро, а под "У любви как у пташки крылья" танцуют фламенко. Испания полюбила "Кармен" сразу и навсегда.
2. А вот французы сначала отнеслись к "Кармен" очень брезгливо. Примерно как советские киноведы к фильму "Маленькая Вера". Не простили автору маргинальную героиню (Кармен — цыганка-наводчица из разбойничьей шайки, кто забыл). Бизе освистали до сердечного приступа, и он умер. В 36-то лет...
3. Бизе поступил в консерваторию в возрасте нынешних третьеклашек — в 9 лет. Он был вундеркиндом и написал, кроме "Кармен", много других шедевров. Послушайте на нашем диске Симфонию до мажор — очень неожиданная музыка»
.

Там еще интересно, каким образом данное искусство вписывается в жизнь. В том же пакете по Бизе: «Первый заместитель председателя Правления Национального резервного банка Дмитрий СОЛОВЬЕВ: — Мне думается, в России трудно найти человека, который не испытал бы на себе благотворного влияния классической музыки… И в этом отношении нельзя не приветствовать замечательный проект "Великие композиторы", который помогает сотням тысяч россиян приобщиться к шедеврам музыкального искусства… Многие наши клиенты уже стали обладателями книг этой коллекции. Надеемся, их число будет расти по мере продвижения по стране проекта и расширения филиальной сети НРБ, которая скоро охватит значительную часть регионов России…».

А вот, видимо, и менеджер проекта.
«Максим ЧИЖИКОВ, зав. отделом культуры, о своем любимом композиторе: Александра Сезара Леопольда, или просто Жоржа Бизе, похоже, угораздило родиться не в ту эпоху и не в той стране. Живи он в России (не зря же первым оценил его "Кармен" Петр Ильич Чайковский), да еще и в наше время, он на одних рингтонах сколько бы заработал, Шнуру с Серегой и не снилось».

Ну разве только Чижикова как-то притянуть к теме подмен. В остальном — ЖП вне подобных подозрений.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»


Другие материалы рубрики:
«Желтые» и Патриарх 2, 30.01.2009
Народное новогоднее, 26.12.2008
ЖП в России больше, чем ЖП! 19.12.2008
Все новости ›