Формальная адекватность не важна, главное – наглядность колышков.

Оцените материал

Просмотров: 7437

ИТР-постмодерн, или Курицына – в Сколково!

Андрей Левкин · 29/04/2010
Совпадает ли «гуманитарий» с итээровцем по части отношения к власти?

Имена:  Марк Липовецкий

©  Игорь Скалецкий

ИТР-постмодерн, или Курицына – в Сколково!
На OPENSPACE.RU я года полтора занимался обзорами желтой прессы, извлекая из нее их представления о культуре. Интересно же, как они присутствуют в социуме, рассасываясь в нем. Потом история достигла фазы наблюдения за репродуцированием немногих вариантов, сошла на нет.

Но рядом другая тема: элементы культуры в треугольнике «народ — культура — власть». Вроде бы богаче, но если это и казалось интереснее, то по инерции штампов «поэт и царь» или «поэт и чернь». Сейчас они — быстро стало видно — не будоражат. Вообще, этот треугольник существует обратным способом. Специальных культуры, народа и власти, чтобы его составить, нет, но если задать такой треугольник, то эрзацы слов для него найдутся. Связь между углами будет на уровне персонажей и редких заявлений властей о том, что надо бы, надо развивать культуру, не уточняя — какую именно.

Ничего другого там быть и не могло, но треугольник как-то увязывает культурных акторов. Ситуационно, а как иначе, если связь по персонажам. Даже так: персонаж должен соединить две любые точки, а третья тогда и сама вылезет. Свяжет, скажем, Михалков власть и культуру, куда ж тут без народа? Или культура и народ — как тут без власти? А хотелось вот чего: обнаружить смыслы, которые определяют ровно те группы лиц, которым они довлеют.

Сегодня с этой определенностью несколько лучше, хотя она еще плохо формулируется. Но что-то уже исчерпывает себя как риторика (да и как демагогия). Другое возникает в неотрефлексированном виде, отчего приклеивается к предыдущим моделям и т.п.

Вот странное сближение прошлой недели. Сначала власть: было совместное заседание президиумов Госсовета, Совета при президенте России по культуре и искусству и Совета при президенте России по науке, технологиям и образованию. Тема: «Повышение роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи». Д. Медведев сказал так: «В 1950—1960-е годы деятели искусства и науки были основными персонажами литературы и кино и представлялись как самые престижные профессии». Дальше были сожаления о том, что сейчас и фильмы, и герои другие, поэтому надо бы посмотреть, можно ли вернуть все назад (в хорошем смысле). «Чтобы представители науки и искусства вновь попадали в число героев литературы, чтобы они вновь ассоциировались с героями, с которых следует брать пример». Дальше о том, что государство прямо вторгаться не может, но «должно обозначить рамки», в том числе через госзаказ.

Понятно, что Медведев в общих чертах маниакально думает об инновациях и, наверное, о том, как обустроить досуг обитателей Сколково. И вот тут OPENSPACE.RU опубликовал статью Марка Липовецкого «И бездна ИТР...», где было сказано: «Подходы, предлагаемые ИТР-эстетикой, заточены на упрощение, они восстанавливают в правах как ретроградные понятия об искусстве (что «отражает»? чему «учит»?), так и восприятие общества и культуры сквозь сетку бинарных оппозиций. Оборачиваясь заметным читательским успехом, эти стратегии представляют собой опасный соблазн — именно потому, что упрощение оптики ведет к культурной (и не только) репрессии». Будто сам на этом заседании присутствовал, только слова ему не дали, он и оформил его как статью.

Идея Медведева выглядит основательно, хотя есть некоторая проблема: где эта ИТР-тематика, которую можно было бы реализовать в артефактах (про Перельмана, что ли, роман? Или про Петрика?). Есть лишь смутное желание эту поляну обустроить и чуть ли не прямое предупреждение Липовецкого о свойствах ИТР-сознания.

Да, это тут краевой подход к статье Л., с того краю, где «власть культура». В статье главный пойнт литературный, он в описании ИТР-поэтики: «В сущности, она сохраняет — в слегка смягченной (иронией) форме — марксистские дихотомии: базис (наука, технология, экономика) и надстройка (искусство как декоративное оформление или развлечение); содержание и форма и т.п. При всей возможной фантастичности письмо, присущее ИТР-эстетике, всегда основано на убеждении в том, что а) “искусство отражает жизнь”, б) “оказывает воспитательное воздействие”... Никакой эстетической сложности (“занудства”), искусство должно “красиво” излагать мысль, и только. “Форма”— это всего лишь обертка мысли. Мысль доминирует и при этом должна быть остроумной, желательно афористично выраженной».

То есть в тексте излагаются события, а не выстаивается реальность, до текста не существовавшая. Далее вполне политический вывод: «...Соблазн поисков демократизации дискурса на проторенных магистралях ИТР-эстетики приводит к компромиссам не только на уровне поэтики, но и на уровне идеологии, философии и политики культуры».

То, что есть литература описательная и другая, не новость. Зато М.Л. ситуационно прикрепил обе к типам сознания, названия которых понятны: «Я не призываю к войне, я предлагаю проводить внятные границы между современной гуманитарной культурой и культурой ИТР». Но, вообще, это как? Самих ИТР нет, что тогда их сознание? Ладно, если есть такая легенда, что ИТР-сознание до сих пор существует, то почему бы легенде и не работать. Но второе определение, «гуманитарная культура», уже совсем чумовое. ОК, ничего более внятного тут не придумаешь. Формальная адекватность не важна, главное наглядность колышков.

Далее М.Л. уточнит про границы: «О необходимости четкого осознания границы между “гуманитарным” и “итээровским” дискурсами. О противоположности политических потенциалов этих эстетических моделей. Поскольку по большому счету речь идет о двух концепциях модерности — технократической и постмодерной». Еще вопрос: при чем тут постмодерн да и в каком изводе? Полумассовая российская аудитория воспринимает термин в версии Вячеслава Курицына, как он его пропагандировал лет двадцать назад. А в его варианте ПМ чуть ли не на первом месте шла та самая непременная ирония, которую Липовецкий (явно говорящий о другом постмодерне) считает признаком ИТР-культуры.

Но тема границ, это да там сразу ловушка: речь шла о границе между сознаниями, которые связаны с литературой. Здесь граница понятна, но что происходит там, где тексты не литература, в СМИ? Или там разница между аудиториями (сознаниями) возникает на другой основе? А тогда в какой мере соотносятся границы по Липовецкому и — между разными издательскими проектами?

Расставим СМИ в линию. Слева пусть будет желтая пресса, чуть правее массовая и далее по усложнению. ЖП сейчас тухнет. Давно не смотрел, как себя чувствует «Жизнь», но экспансии не видно. То же с «Твоим днем», остальные желтые таблоиды и вовсе захирели. Похоже, по части массового спроса желтые проиграли «МК» и «КП». Наверное, потому, что «МК» и «КП» дают всё пакетом одного цвета, а не узко специализируясь. В этой части линейки главное не тематика, а интонации.

Победа «МК» полная рекламными пленками с первой полосой «МК» украшают стекла троллейбусов, никто и не думает стесняться, читая «МК» в метро, даже люди с виду чисто одетые. Это по факту абсолютный норматив; речь о Москве.

Интересно, как это соотносится с властью. Именно в «МК» и «КП» был максимум истерики после московских терактов. Больше всего власть обвиняла не «интеллектуальная» пресса, а кондово-массовая. Откуда вопрос: в какой мере тип сознания (в т.ч. культурного) от «МК» и «КП» соотносится с ИТР-сознанием? Если это будет ровно «МК», то ситуация вывернется даже юмористической стороной. Но если это не «МК» какие СМИ могут представлять оное? Вряд ли это OPENSPACE.RU или даже «Коммерсантъ». Впрочем, «Коммерсантъ» туда тянется, например.

Да, а какую прессу читает «гуманитарная» среда, упомянутая Липовецким? Но тут даже важно не какую, а как явно выборочно, не идентифицируясь с изданием. Исходя из этого, сложно приспособить к жизни слова М.Л. о том, что «Ни в коем случае не призываю к элитизму — он, полагаю, был бы капитуляцией перед культурой ИТР. И не то чтобы “сложная” культура не пыталась демократизировать свой дискурс». Как он это видит? Спрошу при встрече.

Здесь же, поскольку М.Л. сделал очень наглядную для ИТР и «гуманитарной среды» на основании литературы, любопытно прикинуть, какие предложения для культурного сознания ИТР имеются в СМИ. «НГ-Exlibris» ближе к «МК» (да хоть это). «Литгазета» просто мутная — вот, может, именно у нее есть шанс восстановить былые связи с ИТР. Но вопрос же не в том, чтобы продвигать литературу на тему героев науки и производства, а в постоянном размачивании этого сознания. Впрочем, процесс имеется, соответствующая культурная политика медиа формируется. Например: «Виктор Топоров у Кирилла Решетникова (Шиша Брянского) на Раша.Ру 26 апреля», а сообщил об этом в своем ЖЖ поэт Всеволод Емелин. Прекрасен уже и анонс программы: «В современной России не так много критиков, чей голос слышен не только литературной публике, но и более широкой аудитории. И уж совсем мало таких, которых по-настоящему боятся. Среди таких критиков Виктор Топоров».

Но есть же еще и гламур, он был изрядный игрок на культурно-народно-властном поле, а теперь стушевался. Ни к литературе с ее разными сознаниями его не подшить, ни к народу, ни к культуре вообще, ни к ИТР-сознанию. Он теперь отдельная область, живущая на птичьих правах. А ведь именно он был главным в деле культурного оформления нынешнего Общественного договора: в качестве агитбригады за отношения, когда власть все берет себе, оставляя — за это — возможность частной жизни. Как отметил Андрей Громов, факт нарушения такого договора вполне виден по серии апрельских компроматных секс-роликов: «Там, где кончаются финансовые потоки, вопросы власти и судеб Россииэто уже не пространство Путина, это наше. Негласная конвенция этаглавная основа стабильности». А если конвенция нарушена, то начнутся семантические перемены. О чем, собственно, и данная заметка.

Пока линии раздела между «семантическими сословиями» (а точнее, сословия сейчас не определить) всякий раз проводятся по-разному. Где работает желтизна, где идентификация себя с властью, где — по отношению к худ. литературе, а где и Общественный договор, которому теперь плохо. Эти границы вполне образуют сословия, если не думать о том (ну зачем?), что это даже не сословные различия, а разница исходных модулей восприятия, задающих настолько разные психики, которые отличаются уже куда как не сословно.

Что их может склеить? Возможны ли варианты, когда один читает ЖП, а другой гламур, зато у обоих ИТР-сознание? Или «гуманитарий» совпадает с итээровцем по части отношения к власти? Или наличие границ — в случае той же литературы и литературы ИТР — сейчас незаметно в социуме ровно потому, что еще нет повода его наблюдать?

Пока все нечетко, зато очевиден практический вывод: поставить Курицына на государственную инновационную должность, пусть он отмотает двадцать лет назад, доделает свой ИТР-постмодерн, и всем станет хорошо с точки зрения социально-государственной общности. В Сколково его, короче. И «Синих носов» туда же, чтобы не заскучал.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру» 

 

 

 

 

 

Все новости ›