Именно «Завтра» является главным российским примером формулы «медиа из зэ месседж». Будет крайне прискорбно, если этот субъект исчезнет.

Оцените материал

Просмотров: 11269

Проханову меняют вехи

Андрей Левкин · 19/02/2010
Цельность «Завтра» обеспечивается изложением мыслей такими словами, что ясно: до появления слов смысл отсутствовал. Сделать что-то похожее в здравом уме нельзя, и как такое теперь потерять?

Имена:  Александр Проханов

©  РИА Фото

Главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов - РИА Фото

Главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов

На неделе произошел небольшой медийный дивертисмент: «Литературная Россия» опубликовала заметку, касающуюся неких процессов в издании «Завтра». Суть в том, что главреду Проханову исполнился 71 год и он, как было сообщено, устал. Теперь газета выбирает наследника. По версии «Литроссии», им мог стать мейнстрим-литератор Прилепин.

«Литроссии» известны две версии процедуры. По первой — Прилепина выбрал сам Проханов, но новую кандидатуру еще должен утвердить В. Сурков. По другой — Прилепина лоббировал А. Бабаков (потому что газету контролируют его структуры, совладея изданием вместе с Прохановым).

Событие почему-то возбудило общественность, и Проханова быстро опросили. Он ответил, что ничего подобного, но отрицание было высказано так, что оказалось подтверждением процесса в целом. Проханов сообщил, что ищет новых спонсоров и в этой связи «интересовался возможностью создания холдингов», однако «все эти переговоры были абсолютно узкие и предварительные, на этих переговорах не было принято никаких решений — ни коммерческих, ни организационных. Видимо, кто-то из участников переговоров выпустил сор из избы. Все остается по-прежнему».

Получается, что упомянутые фамилии данным сором и будут, но это не важно, потому что Проханов употребляет метафоры и штампы, не думая о находящейся где-то сбоку от них действительности. Интереснее другое: а) тема передачи по наследству и б) что, собственно, передается.

Сначала пункт «б», который предполагает, что имеется нечто, что обладает конкретными составляющими и их совокупным смыслом. Передается некоторый субъект, могущий существовать и дальше.

Проханов, конечно, путает слова — ну какой холдинг? С кем именно, по какой разделяемой деятельности, под каким руководством? С Кремлем, «Роснефтью» — «Газпромом» или с Российским футбольным союзом? Но, главное, что он мыслит себя (и свой проект, которым также является он сам), думая именно о холдинге (или о концерне, как в другом интервью). И он прав. Может, его концерн и невелик, зато пакет (типа набор «в дорогу») налицо.

Если рассматривать газету «Завтра» как социогуманитарный феномен (каковым она и является), то можно сказать, что в лесу живет много разной живности, так что качество самого медийного продукта не является препятствием к признанию его субъектности.

А она интересна. Цельность издания обеспечивается изложением мыслей такими словами, что ясно: до появления слов смысл отсутствовал и даже не маячил в воздухе. Казалось бы, тогда наследование затруднено, ведь единственным длинным фактором тут будет даже не интонация, а завывания главреда, одержимого очередным духом. Но нет, в газете много авторов, и все они ей соответствуют. Голосят как миленькие, так что и с преемником проблема бы не возникла.

Всё это работает, причем не важно, кто вообще читает «Завтра» и кому милы радения Проханова в телевизоре. Речь об отдельной маленькой сущности, блистательно совокупляющей на своих страницах и власть, и геополитику, и морально-нравственные мысли о народе, а также и культуру. Ладно, последняя позиция закрывается тем, что «Завтра» сама по себе является культурным субъектом (пусть и в плохом смысле). Зато всё удачно дополняет друг друга: обращение к народу вяжется с обличениями (или не обличениями) власти, а это и делает культуру в виде самой газеты: именно «Завтра» является главным российским примером формулы «медиа из зэ месседж». Будет крайне прискорбно, если этот субъект исчезнет. В нем есть чистота жанра, вот в чем дело: кто еще строит свое СМИ чисто на гоне по любому поводу?

Но вот все (TWIMC) помнят, кто именно ввел Проханова в новый культурный период — какое там «Завтра», когда бы не продвижение ее главреда через «Господина Гексогена», причем в версии от издателя А. Иванова. Вряд ли кто-нибудь вспомнит нереальной толщины выпуск «Советской России», где был опубликован исходный вариант романа — раза в три превосходящий буквами то, что выделал на славу автору А. Иванов. Собственно, именно он был автором проекта «А. Проханов», по крайней мере его социализации в 2000-х: до «”Гексогена” от Ad Marginem» интереса к Проханову как медиаперсонажу не испытывал решительно никто. Проектность тут была с самого начала, так что нет оснований сомневаться в осуществимости нынешнего апгрейда.

Теперь пункт «а», наследование. С уточнением, что не наследование вообще, а наследование в рамках прогресса. Тогда требуется не преемник-клон. Вообще, интересно, можно ли сейчас найти проповедника на политические темы? Есть, конечно, отдельные стихотворцы, а перевод дискурса в поэтическую форму был бы свеж. Но коль скоро «Литроссия» упомянула Суркова и Бабакова, то здесь будет решаться что-то стратегическое, а тогда поэты-фельетонисты беспомощны: они же могут лишь зарифмовать идеологемы.

А перемены предполагаются. Вот ключевая фраза Проханова, пояснившего, зачем он искал новых спонсоров: «Потому что мы все это время находились в состоянии жесткой радикальной оппозиции. Теперь, когда дело пахнет конструктивными изменениями в политике и экономике, нам бы не хотелось занимать радикально-нигилистическую позицию». Смена вех, однозначно. Конечно, тут главреду без кураторов не обойтись.

Причем врала «Литроссия» на тему визирования нового главреда Сурковым или нет — не важно. И сама эта версия не удивляет, и то, что издание, занимавшееся радикальным нигилизмом, могло находиться среди номенклатуры В. Суркова (надо руководить и процессами, транслирующими радикальный нигилизм), тоже не удивляет. Теперь этот холдинг-концерн, пакет-пакетик хочет идти вперед, позитивно видоизменяясь в рамках движения к мечте и чуду. Вот как заканчивается статья Проханова в последнем номере «Завтра»: «Девочки в нарядах, карнавальных костюмах танцуют под музыку “Щелкунчика”, декламируют стихи. Такая нежность, целомудрие, святость. Такая русская боль и любовь, Упование на Русское Чудо».

Учитывая уже и эту цитату, следует вернуться к его словам о том, чем дело пахнет («Теперь, когда дело пахнет конструктивными изменениями в политике и экономике»), отчего он уже и не хочет занимать «радикально-нигилистическую позицию». Но что же, все предыдущее было именно вот этим нигилизмом? Как же теперь Проханов сможет смотреть в глаза старым выпускам «Завтра»? Опять же, ведь тут практически вариант Гоголя-light&dirty с «Мертвыми душами» в двух томах. Проханов объявил, что переходит ко второму тому, а чем все закончилось тогда?

{-page-}




Как это будет — с тем же надрывом сообщать о конструктивных изменениях в политике и экономике? Никакой иронии, я чистосердечно опасаюсь, потому что — хотя бы с точки зрения охраны животных — эта сущность должна существовать. Увы, последний на сегодня номер издания опасения усиливает, прежде всего статьей самого Проханова (будет приведена ниже).

Не в том дело, что от Проханова хотелось бы именно радикального нигилизма — да кому он («он» тут сразу и Проханов, и его экс-нигилизм) сдался. Но — природа обеднеет. Мы его теряем. Надо остановить этот процесс, откуда и просьба к соответствующим кураторам: а может, ну ее, конструктивную позицию? Самим же скучно будет.

Приложение: что именно мы теряем? Вот краткое содержание последнего по времени номера «Завтра» (уже начавшей модифицироваться), то есть первая страница сайта.
«Великий князь: “Историю творит народ…”: Наследник российского престола, сын Великой княгини Марии Владимировны и принца Прусского Франца-Вильгельма Гогенцоллерна, Великий князь Российский Георгий <…> любезно согласился побеседовать с представителями газеты “Завтра”».

«Табло: Демарш китайского руководства, заявившего о необходимости “выйти из рискованных долларовых активов”, воспринят американским финансовым истеблишментом как предупредительный выстрел накануне приема тибетского Далай-ламы Бараком Обамой и одновременной продажи ФРС государственных ценных бумаг на сумму 1 трлн долл., сообщили из Филадельфии, указывая, что КНР является крупнейшим держателем казначейских обязательств США, а также акций ведущих ипотечных агентств с госучастием Fannie Mae и Freddie Mac, которые пока “выведены из-под огня”...»

«День литературы. Юрий Павлов. Иски русской классике: Сергей Семанов в статье “Быть русским достойно есть” об отечественной истории ХХ века кратко характеризует и литературу ХIХ—ХХ веков. Общий вывод таков: “Великая русская литературная классика явно недостаточно укрепляла национальное самосознание своего народа”».

Вывод, разумеется, оспорен. Разумеется, сам вывод, а не подход, согласно которому русская литературная классика была обязана это делать. Методика доказательства: «Вызывает удивление, что в “черный список” автора статьи попали Тургенев, Островский, Достоевский, Толстой. О последнем, например, говорится следующее: “Лев Толстой в “Войне и мире” боевого капитана Тушина вывел каким-то слабаком, боящимся всякого начальства, а Кутузов, победитель Наполеона, совсем не похож на себя “подлинного”».

КОРИДОРЫ ВЛАСТИ. «Москва обнимает Халеда. Главный редактор газеты “Завтра” Александр Проханов беседует с главой политбюро палестинского “Исламского движения сопротивления” (ХАМАС) Халедом Машаалем». Вот тут совсем не понял: получается, что конструктивные изменения в политике и экономике связаны и с ХАМАСом? Кураторы разделяют эту точку зрения?

«В мире толоконных лбов. Владимир Бушин. В минувшем году, как и раньше, было много публикаций о Великой Отечественной войне, приуроченных к разным датам ее истории. Разумеется, как и раньше, при этом было явлено много нелепостей, невежества и прямой злобной клеветы». Но это только начало вялое, а конец уже энергичен: «И в заключение вот что: тебя, милок, судить бы след за профессиональное невежество, лживость и нравственное растление малолетних».

А вот и про малолетних. «Школьный фарш. Сергей Угольников. Валерия Гай Германика, мягко говоря, не первопроходец в отупляющем процессе гонки за “Ведьмой из Блэр”». С Блэр тут перебор, потому что речь лишь о «самом знаменитом западном фильме, снятом в известном стиле псевдорепортажа». При чем тут фильм, когда все эти псевдорепортажи и постановочные документалки давно живут на любой российской кнопке?

Но каково? Я, подойдя к делу холодно и отстраненно, уже комментирую весь этот бред?! Значит, он работает! В каждой из позиций ужас нечеловеческий, но в сумме-то неповторимый комплект. Сделать что-то похожее в здравом уме нельзя, и как такое теперь потерять? Но вот и главное опасение, сам модифицирующийся в стремлении к позитивному чувству Проханов и его песнь «“Звёздные войны” в Калужской губернии.

Техническая модернизация утомленной “сталинской” техносферы, которая отказывается служить своими машинами и самолетами, электростанциями и системами оружия, напоминает лечение больного с использованием двух различных методик. Уколы целебных лекарств в дряхлые ткани, по которым спасительный эликсир постепенно разливается по всему организму, омолаживает, оживляет остывшую плоть. <…> Другой метод лечения — пересадка в больное русское тело новых органов, взятых из инкубаторов западной промышленности, с тем, чтобы эти органы, попадая в русский организм, заменили собой его омертвелые части».

Речь, собственно, о том, что под Калугой в технопарке Грабцево смонтирован немецкий завод «Фольксваген Груп рус, доставленный из Германии, целиком, до последнего винтика». А вот и конкретный конструктив: «И, разумеется, особая статья — русские рабочие, которые нанимаются на завод. Слесари из автосервиса. Сварщики с городских строек. Вернувшиеся из армии радисты. Вот они в холле завода с робостью и трепетом рассматривают выставленные на показ готовые изделия немцев. Вот их направили под началом испытанных производственников в цех, где в привезенный из Германии кузов “закатывают” узлы, двигатель, электронику. Через несколько месяцев они переходят на основное производство, вписываясь в ритмы, рассчитанные до секунды, когда рука, держащая сварочный аппарат, должна за пятнадцать секунд, не больше и не меньше, совершить необходимое движение. Их возят учиться в Германию. Их учат технологии и языку. И вот, наконец, они, как голливудские актеры, участвуют в “Звёздных войнах”, и их почти незаметно среди плазменных вспышек, стальных птеродактилей, танцующих роботов».

Все-таки все будет хорошо. Нигилизм, конструктивность — все это наносное, а вечные ценности непременно останутся. С «Завтра» все будет в порядке, даже в рамках содействия конструктивным изменениям. Даже наоборот, как эти изменения осмелятся не произойти, когда за них уже и «Завтра»?

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • revelateur· 2010-02-19 18:02:26
    замечательный и остроумный текст. спасибо вам большое.
  • Demian123· 2010-02-19 21:20:53
    "Завтра":
    "Подымите мне вехи...
    Не поднимаются?.. М-да.
    Смените мне вехи."
Все новости ›