Бедный Федотка, инициативы музыкальной элиты, писатель Бавильский и неуязвимые для США ракеты
Тема этой статьи случайна. Другое дело, что случайность имеет явную стратегическую составляющую. О чем было в колонках прежде? О культуре и массах. Тема утомила: там же такая колея, что
никакие новые реакции желтой прессы невозможны. Но эту тему окружает другая — культура и власть. А чем, как не властью, является партия власти «Единая Россия»? И вот именно ее
сайт случайно попался на глаза.
Но это полдела. Там же еще зачем-то надо было прокрутить его донизу, где у них и лежит культура. И вот там я обнаружил (дело было 8 декабря) некролог...
Петру Вайлю. Казалось бы, какое отношение к мыслям «Единой России» может иметь человек, не любивший советскую власть, расставшийся с ней тридцать с лишним лет назад, да еще и работавший главным редактором Русской службы «Радио Свобода»? С ним «ЕР» может только лишь вести публицистическую борьбу. Но тут некролог, как это совместить? «ЕР» хочет внести Вайля в свои ресурсы?
Да нет, на сайте «ЕР» действуют просто: есть события, надо отразить, а в детали они не вникают. В данном случае некролог был перепечатан из «Ленты.ру»:
«Петр Вайль скончался на 61-м году жизни в Праге поздно вечером в понедельник. Писатель получил несколько литературных премий, является членом-основателем Академии русской современной словесности. Входил в редсовет журналов "Иностранная литература" и "Знамя"». Впрочем, это «Лента. Ру», какие к ним претензии. Тем более с точки зрения их текста в контексте сайта «Единой России».
Ну а заодно как было не посмотреть на то, что у них там за культура. Некролог был в разделе «Союз читателей», а вот его (раздела) колонка новостей:
« —
Писатель Валерий Попов празднует 70-летие
— Объявлен лауреат премии Сервантеса
— Лучшие детские писатели получили премию Корнея Чуковского
— Книга — самый ходовой товар в сети
— Детские книги с иллюстрациями Уорхола продадут с аукциона
— Новый двухтомный роман Харуки Мураками "1Q84" провозглашен в Японии "бестселлером года"
».
Охват, то есть, широкий, особенно трогают Валерий Попов и иллюстратор детских книг Уорхол. Есть и движение в сторону гламура: «VIP-читальня». Это випы по версии «ЕР» (сайта «ЕР») делятся мыслями о прочитанном. В данном случае:
«Игорь Бутман, музыкант
Книга недели
Уоррен Роберт Пенн
Вся королевская рать».
Читать текст полностью
Тут же партийцев должна порадовать «Цитата». В этот раз цитировался труд Корнея Ивановича Чуковского «Федотка»:
Бедный Федотка — сиротка
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.
Какое отношение это имеет к чему? Кто тут является Федоткой? Российский народ, забывший, что у него есть партия «ЕР»? Или сама партия, забывшая тогда… что именно? Нет, это не натяжка, что же еще предполагать, когда цитата предъявлена в таком контексте?
Рядом — странная для партийного сайта рубрика: «Лидеры продаж». Продаж где? Среди членов «ЕР»? А как сосчитали? Лидеры такие:
1. Пелевин Виктор Олегович t Издательство: Эксмо, 2009 г.
2. Аксенов Василий Павлович Таинственная страсть Издательство: Семь дней, 2009 г.
3. Веллер Михаил Иосифович Легенды Арбата Издательство: АСТ, 2009 г.
4. Гавальда Анна Утешительная партия игры в петанк Издательство: АСТ, 2009 г.
5. Рубина Дина Ильинична Белая голубка Кордовы Издательство: Эксмо, 2009 г.
С «Союзом читателей», пожалуй, закончим, но им культура не исчерпана. Еще есть «Афиша», сообщается: «Сегодня, 8 декабря, в 20.00 на сцене клуба "Milk Moscow" состоится единственное выступление американского певца, композитора и музыкального продюсера Akon. Новая главная звезда черной музыки впервые приезжает в Россию, так что момент ловить надо сейчас...». Какой именно момент и с какой целью должны ловить тут члены «ЕР»? Что именно ожидает партийную жизнь с появлением данного героя?
Учтем, что цитируемый текст является уже авторским, а не перепечаткой, равно как и анонс следующего дня: «Уитни Хьюстон. Предстоящие концерты в России — еще один шанс убедиться, что свои звания легенды и Богини Уитни носит по праву...». Все члены «ЕР» такие недоверчивые, что ли, что их надо специально лечить через эту «Афишу»?
В «Афише» есть и другой, совсем уже обширный авторский материал. «Выставки на Винзаводе» Дмитрия Бавильского, сотрудника издания «Часкор». Его хочется процитировать подробнее, поскольку связь «партия власти — власть — гламур — современное искусство» — наиболее заметный тренд последних двух лет.
Цитата: «Начинать надо, разумеется, с галереи Гельманов. И не только потому, что они ближе всех к входу на территорию. Сейчас у Гельманов — выставка Георгия Острецова "Апокалипсис", состоящая из чреды деревянных киотов, внутри которых размещены деревянные (?) части тела: коронованные конечности и не конечности тоже, оказавшиеся за сеткой и напоминающие церковные раки с мощами святых. <…>
В галерее полумрак, намекающий на освещение сакральных помещений, из-за чего белые своды и столбы архитектуры Бродского превращаются в катакомбы ранних христиан. Особенно получаются выставки, когда помещение тоже участвуют, тоже оказывается говорящим. Чаще всего так происходит именно в галерее Марата и Юлии Гельман, из-за чего впечатление многократно возрастают и сложно разъять его на составляющие. Пример того, как можно многого добиться малыми средствами...»
Хочется думать, что данная максима является ненавязчивым поучением, которое мягко ляжет в мозг членов «ЕР», и они запомнят: «можно многого добиться малыми средствами...» Между тем здесь также нет намеренного притягивания контекста, потому что он — самый широкий. Например, рядом с этой статьей стоят анонсы других статей сайта, в частности: «Россия сделала ракеты, неуязвимые для США». Все очень гармонично.
Но есть одно критическое замечание. Все знают, насколько важна для всего российского общества, и тем более партии «ЕР», тема «Стратегии-2020». Конечно, на сайте (ровно над «Союзом читателей») есть и соответствующая рубрика. Мало того, последний текст, стоящий в ней, тоже относится к культуре, «Россия ждет инициатив музыкальной элиты». «О качественном изменении культурной политики рассуждали ведущие российские музыканты, искусствоведы, культурологи, общественных деятели и представители Партии. "История показывает, что музыка всегда была локомотивом цивилизационного прогресса, поэтому мы должны успеть сесть в этот локомотив…" — заявил… саксофонист… арт-директор известного московского джазового клуба "Le club" Игорь Бутман…»
Все позитивно, только этот материал еще от 16 ноября… Надо ли понимать так, что Россия ждет напрасно? Или что же, с 16 ноября не появилось никакого иного культурного события, могущего быть соотнесенным с темой «Стратегия-2020»? А, например, прямо обращенный в будущее указ премьера В.В. Путина о закрытии ЦДХ — в обход даже мнения жителей Хамовнического района столицы?
И еще одно жизненное наблюдение. На сайте обнаружилась и заметка о Премии Андрея Белого. На что же в этой связи обратила свое внимание «ЕР» в лице ее сайта? Вот: «Лауреат премии Андрея Белого отказался от рубля и водки».
{-tsr-}Сама статья представляет собой перепечатку из той же «Ленты.ру» со ссылкой на OPENSPACE.RU. Фотография к премиальной статье изображает Анатолия Барзаха с подписью «Лауреат Премии Андрея Белого отказался от рубля и водки», гармонично дублирующей заголовок. Иными словами, тут редакция сайта «ЕР» вольно или невольно подчеркивает свою ориентацию на традиционные человеческие ценности, как-то: водку и рубль. Не так уж эти пацаны и безнадежны.
Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»