Не вспомнить, которая это уже попытка переделать издание, но «Коммерсантъ», похоже, рассчитывает на успех – зачем иначе было бы покупать «Огонек» и сразу же выставлять его логотип в своей линейке?

Оцените материал

Просмотров: 5238

Как нам обустроить уют?

Андрей Левкин · 28/09/2009
Похоже, что у «Огонька» что-то не складывается. Поэтому они привлекают Н. Радулову, профессиональную женщину

Имена:  Наталья Радулова

©  Игорь Скалецкий

Как нам обустроить уют?
Дальше будет не о том, чтобы непременно засунуть «Огонек» в таблоидную область. Интересна ниша, которую хочет построить очередная версия «Огонька», заполнив ее, разумеется, читателями. Потому что это же проект: была тема семейного чтения, журнал «Огонек» был в ней главным (давно, при СССР, до Коротича), он способствовал уюту через вывешивание на стенах кухонь иллюстраций из него. Да и вообще, вечереет, семейный или просто домашний быт: все хорошо, еще неделя прошла — раз уж вот он, очередной выпуск «Огонька». Атмосфера, в общем. Примерно в духе «московских окон негасимый свет».

Уютная такая, родственно сближающая как отдельные семьи, так и — по тиражу — все общество. Вряд ли уже можно точно вспомнить, существовала ли эта атмосфера на самом деле, но она предполагается существовавшей (параметры же понятны: домашность, уют, социальная общность, торшер). Таблоиды тут ни при чем, не было тогда еще таблоидов. Это и любопытно: теперь-то они есть, и ведь тоже ищут себе место именно в области домашнего, семейного чтения (поездку в метро приравняем к дому).

«Огонек» предполагает это дело как-то обустроить заново. Не вспомнить, которая это уже попытка переделать издание, но «Коммерсантъ», похоже, рассчитывает на успех — зачем иначе было бы покупать «Огонек» и сразу же выставлять его логотип в своей линейке? Мало того, у всех материалов еще и адреса стандартные, без подразделений на конкретное издание, а сквозные по всему ИД. Никаких там субдоменов. В общем, «Огонек» приручили навсегда.

А задача — да, интересная: восстановить некую атмосферу, которая то ли была, то ли нет, причем в совершенно иных, не столько даже общественно-политических, сколько медийных обстоятельствах. Нюанс: эта атмосфера выстраивается для лиц, в той или иной мере соотносящихся с прочей продукцией ИД «Коммерсантъ».

Похоже, именно последний факт делает раздел «Россия и мир» основной рубрикой издания. Туда уходит чуть ли не большинство материалов. Но главное, то есть «Тема номера», обошлось без России. «Дамский негодник: Свобода прессы и мутации журналистов в борьбе за нее и за себя — это не только проблема Италии. Просто здесь, в схватке премьера Берлускони с газетой La Repubblica, все театральнее, сексуальнее — увлекательнее для публики. Кто победит — власть без принципов или принципы без власти?» То есть Берлускони, с его сексом, крайне важен для создания нужной атмосферы?

Далее уже «Россия и мир: Верни себе девяностые! Проклятые, нищие, лихие — или же время надежд и живых идеалов?» Этот вопрос задает (и сам на него и отвечает) литератор Шаргунов. Элементы понятны: недавняя история, личная сопричастность, объединительный пафос.

Пышно там пишут не только литераторы. Дальше «Следы на воде: Волна, поднятая Arctic Sea, возможно, докатится до сессии Генассамблеи ООН, которая в эти дни проходит в Нью-Йорке. Причина проста — приближается момент истины в иранской ядерной проблеме». Похоже, метафорически шаблонная стилистика предполагается наиболее адекватной для решения задачи.

Далее: «Время свидетелей истекло. Недавние юбилеи — 70-летие пакта Молотова — Риббентропа и начала Второй мировой — вызвали в российских СМИ всплеск интереса к фигуре Сталина. Как же на самом деле относятся к нему в России?» Вот да, в самом деле, наконец-то хоть кто-то задал этот вопрос: «Как же на самом деле относятся к нему в России?» Какой-то странный выверт, как если бы статья предполагалась к публикации где-то за рубежом. Раскрыть им глаза, закрыть тему. «Юбилей начала Второй мировой» — тоже звучит неплохо.

В той же рубрике «Россия и мир» — «Я любил вас, Ольга. Основатель крупнейшей в стране сети фитнес-клубов World Class, миллионер и светская дама Ольга Слуцкер разводится с супругом — сенатором, совладельцем группы «Финвест» Владимиром Слуцкером». Видимо, без сообщений о чьих-то семейных проблемах настоящего домашнего чтения быть уже не может. Что к этому еще добавить?

Вот «Наука». Логично. «За жизнью посылать. Готовится масштабный космический проект: через 10 лет российский робот отправится к спутнику Юпитера — Европе, чтобы найти на ней, а точнее — внутри нее следы жизни и ответить на вопрос: одиноки ли мы во Вселенной?» Это правильно: после ужина, свет домашней лампы, а за окном сумерки и вышеупомянутые московские окна — мило. Полностью соответствует исходному образцу: научно-технический прогресс, полеты в космос.

Но похоже, что — по ощущению редакции — всё же не складывается. Потому что далее они привлекают Н. Радулову, профессиональную женщину. Профессиональную в том смысле, что свои дискурсы она мыслит исключительно в вариантах «мы, девочки», «я, как женщина», «мы и они» и т.п. Это они зря, поскольку раз уж Радулова, то семантические проблемы издания налицо.

Но и Радулова проблему не решает. Наоборот, в данной колонке она принципиально сообщает о невозможности той домашне-семейной гармонии, к которой — казалось — стремится «Огонек»: «Получила я письмо от читательницы Марины: на трех вордовских страницах эта почти пятидесятилетняя дама нахваливала своего нового мужа, через каждый абзац восклицая: “За что ж мне так повезло?!” Я тоже заинтересовалась — действительно, за что? На дорогах взрослых женщин такие экземпляры все ж нечасто валяются». Мужчины, понятно, «на дороге не валяются» — у профессиональных женщин принято обобщать противоположный гендер, соотнося выводы из личных наблюдений с имеющимися штампами.

Все заканчивается отгадкой: «На этих словах мы уже завывали от смеха. Во дает Маринка. “Одна проблема только, — подруга, утирая слезы, декламировала концовку. — По-русски иногда поговорить хочется с ним, с любимым. Но не говорит он по-русски. Увы. Sincerely yours, Marina”». Итак, восстановление радостей семейной жизни возможно лишь с привлечением заграничных персонажей, потому что все свои — ну, понятно. Но этот поворот уже для журнала «Сноб».

Еще там есть фоторубрика, названная «Фотофиниш». «Альбом. 1952. Во времена, когда мы еще не знали, что такое бизнес-ланч, наши люди в обеденный перерыв читали газету “Правда”, как это делают на снимке лучшие производственники Московского завода приборов слесари-инструментальщики Ф.Г. Гутнев и Г.П. Петров».

Это просто из архива «Огонька». Типа преемственность и — заодно — подкрепить права на бренд. Ну и вот: возможно ли свести что-то этакое, чтобы в 2010 году восстановилась эта милая жизнь, которой, собственно, и не было никогда? Пока то ли просто не получается, то ли нельзя в принципе. Или они не ставили себе задачей восстановление уюта за тюлевыми занавесками? А тогда она какая?

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»

Ссылки

КомментарииВсего:2

  • damian· 2009-09-28 18:32:55
    Радулова пишет в Огоньке уже несколько лет. Матчасть. Матчасть.
  • Avdeeva· 2009-09-28 22:56:26
    Печально всё это...
Все новости ›