Существует ли грань, которую нельзя перейти — когда журналист должен отложить фотоаппарат и стать просто сострадающим человеком?

Оцените материал

Просмотров: 21246

В движении

Михаил Визель · 15/04/2009
Существует ли грань, когда журналист должен отложить фотоаппарат и стать просто сострадающим человеком?

©  Глеб Гаранич / Reuters

Заза Романадзе держит тело своего брата Звиади после бомбардировки в Гори, Грузия. Фотография, получившая премию на конкурсе World Press Photo

Заза Романадзе держит тело своего брата Звиади после бомбардировки в Гори, Грузия. Фотография, получившая премию на конкурсе World Press Photo

На журфаке МГУ прошло первое собрание дискуссионного клуба, посвященного фотожурналистике во всех ее видах и носящего подходящее название — Motion Photojournalism Club. Создатели клуба, фотокорреспонденты Федор Савинцев и Сергей Пономарев, решили привлечь внимание к сложившейся парадоксальной ситуации — огромному количеству людей с дорогой профессиональной фототехникой и острой нехватке настоящих фотокоров. И первое заседание клуба они посвятили самой, наверно, горячей во всех смыслах теме — «Фотожурналист в горячей точке». Для этого на заседание были приглашены три фотокора, отснявшие южноосетинскую кампанию: Денис Синяков, работающий на Reuters, Дмитрий Костюков из Agence France Presse и киевский фрилансер Мила Тешаева.

Синяков прийти не смог по уважительной причине — его срочно послали в Кишинев. Но это оказалось и к лучшему: оказавшись один на один, два фотокора продемонстрировали диаметрально противоположные подходы к фотожурналистике. Дмитрий — штатный сотрудник крупнейшего мирового агентства, со всеми официальными аккредитациями, страховками и пресс-картами, перед которым поставлена конкретная задача. Он работает в связке со своими коллегами-конкурентами (другим способом по местам боевых действий — и, главное, действий мародеров — мужчинам, обвешанным дорогой хрупкой техникой, ходить просто невозможно). Мила — фрилансер; перед очередной поездкой она принципиально не берет на себя никаких обязательств перед конкретным изданием; едет на свой страх и риск и на свои, точнее, одолженные деньги. А главное, она принципиально пробирается в нужное ей место одна, чуть ли не автостопом, рассчитывая только на свое парадоксальное обаяние хрупкой девушки и на помощь местных жителей. Не говоря уж о том, что Дмитрий снимал в Южной Осетии на российской стороне, а Мила — на грузинской, в Горийском районе, оказавшемся буферной зоной (впрочем, в Южную Осетию, с ее украинским паспортом, ей просто не было хода).

Неудивительно, что при таких изначально разных установках результат оказался тоже разным, что и продемонстрировали показанные обоими фотожурналистами слайд-шоу — фотографии, расставленные авторами в определенном порядке, которые сменялись под выбранную музыку в заданном ритме. Костюков заявил в начале, что «главное, чтобы перед объективом что-то происходило», и что им повезло — один фотокор работает на огромной территории, в отличие, скажем, от Палестины, где на крохотном пятачке от каждого агентства — десяток фотокорреспондентов и у каждого из них узкая специализация. И действительно, его снимки — это целое батальное полотно: стреляют окутанные огнем танки; валяются трупы; бегут солдаты; деревенский старик несет на плечах из горящего дома 90-летнюю старушку, видимо свою мать; житель Цхинвали после окончания боевых действий тащит под мышкой оконное стекло.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Zuppaheroine· 2009-04-22 15:14:54
    по-мнению меня, как активного потребителя СМИ, профессионализм журналиста заключается в умении оставить вне раскрываемой темы свои желания карьерного роста, сострадания и прочие эмоции, а объективно и четко предоставлять информацию о происходящем...что бы это ни было. В мире происходят страшные вещи...и дело журналиста дать мне об этом знать. Журналист не призма событий, а их передатчик. И не его вина в том, что на снимках или в статьях есть жестокость или что-то неприемлемое - это есть в мире. Я должна об этом знать, потому что я в этом мире живу...именно в этом..., где есть жестокость. Люди должны знать. А так...конечно, смотреть не приятно, конечно...ты-то утром с кофе, а там где-то война..."не надо портить настроение человеку, который живет в другом мире".
    Просто люди не могут изменить ситуацию в реальности, пытаются изменить ее хотя бы в своем каком-то утопичном существовании.
    Этично ли знание читателя о том, что происходит на самом деле? Вот на этот вопрос пусть отвечают.
Все новости ›