Ковчег строили дилетанты, а «Титаник» – профессионалы.

Оцените материал

Просмотров: 15740

Виталий Дымарский: «Мы запускали журнал вопреки всем канонам»

Ксения Чуркина · 17/04/2012
С начала 2012 года выходит исторический журнал «Дилетант». Его главный редактор рассказал OPENSPACE.RU, кого он считает дилетантами от истории

Имена:  Виталий Дымарский

— Если позволите, я начну с названия. Почему «Дилетант»?

— Вопрос стал уже традиционным. Мы долго выбирали название, остановились на этом. Во-первых, если говорить формально, то небольшое лингвистическое исследование вам подскажет, что слово «дилетант» в переводе с итальянского означает «развлекать» (dilettante образовано от глагола dilettare — «радовать, услаждать». — OS). Во-вторых, все мы в истории, науке не точной, дилетанты, как заметил Дмитрий Медведев, получая в подарок первый номер нашего журнала. Кстати, и профессиональных историков название не смущает, и они охотно с нами сотрудничают, не видя в этом ничего зазорного. Ну а если кто-то из авторов засомневается, у нас есть «отмазка»: дилетантами мы считаем наших читателей. Ведь мы хотим делать очень популярный журнал для семейного чтения и смотрения, поскольку в нем до половины объема занимают иллюстрации.

В чем мы уверены, так это в общественном спросе на популярную историю, интерес к которой в последние годы заметно возрос. У нас даже власть озаботилась историей, постоянно ссылаясь на деятелей и события прошлого. Главное, чтобы она не вмешивалась в историческую науку и в те дискуссии, которые история вызывает. Наша задача — не разрешать эти споры, не расставлять все точки над i, а рассказывать о прошлом, просвещая и развлекая. В общем, по-дилетантски.

В конце концов, как говорится, ковчег строили дилетанты, а «Титаник» — профессионалы. И вообще множество открытий в истории человечества принадлежит дилетантам.

— Афоризм «Я знаю, что ничего не знаю» на обложке — таким образом, своеобразный девиз журнала?

— Эта сократовская фраза тоже объясняет название журнала. Если уж так Сократ считал, то чего же нам быть высокомерными и высоколобыми.

©  Предоставлено «Дилетант»

Виталий Дымарский

Виталий Дымарский

— На сайте название «Дилетант» написано латиницей, а цифра 1 символизирует статус — первый популярный исторический журнал. Почему название самого журнала обозначено русскими буквами?

— Таков наш выбор. В России, мне кажется, надо выпускать прессу на русском языке. Если, конечно, речь не идет о мировых иностранных брендах. А почему латинскими буквами в интернете, думаю, понятно: кириллица в сети не в чести.

Признаюсь, дизайнеры предлагали нам варианты обложки и логотипа латиницей, но мы от них вполне сознательно отказались.

Давайте дождемся, когда журнал станет международным брендом, тогда посмотрим.

— А как появилась идея создания исторического журнала в России?

— Идея давняя, родившаяся в 1990-е годы, когда я работал во Франции. Часто туда приезжал [главный редактор «Эха Москвы»] Алексей Венедиктов, как известно, вполне профессиональный историк. И мы всегда с завистью изучали тамошние популярные исторические журналы. Во Франции, да и в других странах, таких изданий огромное множество. А журнал Historia, к примеру, выходит с 1903 года. На Западе это довольно распространенный журналистский жанр. Подчеркиваю: журналистский, а не научный. Там много иллюстраций и очень популярное изложение материала.

У нас же, хотя российский рынок за 20 лет заполнился почти до отказа изданиями самого разного толка и тематических направлений, такого журнала нет. Вернее, не было до появления «Дилетанта». Мы не претендуем на то, чтобы публикации в нашем журнале расценивались как строго научные и засчитывались при защите диссертаций. Мы — дилетанты и на такие высоты не претендуем. Для этого есть другие издания.

— Встречный вопрос. Кого журнал «Дилетант» считает своими конкурентами?

— Как это ни самоуверенно звучит, я не вижу прямых конкурентов. У каждого исторического издания свои непересекающиеся задачи. Если нас кто-то считает своим конкурентом, на здоровье, что называется! Мы ни с кем не соревнуемся, делаем свое дело так, как нам представляется правильным, и в собственном жанре. Общение с читательской аудиторией, которая понемногу формируется, доказывает это. Мы слышим немало критики, что правильно и естественно: и вкусы у всех разные, и журнал далек от идеала. Зато один плюс замечен всеми: ничего похожего на российском журнальном рынке нет.

Вообще мы запускали журнал вопреки всем канонам. Подготовительный период для такого проекта должен составлять как минимум полгода: концепция, целевые аудитории, договоры о распространении, переговоры с рекламодателями… Это, что называется, по уму. А мы пошли по дилетантскому пути. В конце октября получили финансирование, решили выпускать журнал и уже в январе выпустили первый номер. Просто нам так захотелось: в январе — первый, в феврале — второй и т.д. Так что в процессе работы над текущими номерами приходится доделывать то, что не успели сделать на подготовительной стадии. Как есть дилетанты!

По ходу дела формируем рубрики. В третьем номере начали искать жанр обучающего развлечения — напечатали викторину в картинках про Жанну д'Арк, в следующем номере будет Юлий Цезарь. Мы не играем в сверхсложность. Не знаешь ответа — загляни в конец номера. Получишь хоть какую-то информацию об историческом персонаже. А заодно и кроссворд решишь. Тут же легко перейти на более серьезную вещь — очень интересные, на мой взгляд, портреты русских писателей разного периода, исполненные Дмитрием Быковым.

С четвертого номера добавляем рубрику, которую задумывали с самого начала, — «Репетитор». Предназначена она старшим школьникам и студентам. Стартуем с тестового ЕГЭ по истории, который презентует министр образования Андрей Фурсенко. Хотим пробудить интерес к истории у молодых людей, для чего все жанры хороши, кроме скучного. Ищем и другие формы для этой рубрики.

Пока дело не дошло до серьезных социологических исследований, проверяю журнал на своих студентах. Им вроде нравится. Да и раскупается он неплохо, даже стал лидером продаж в книжном магазине «Москва».

— То есть аудитория широкая и неспециальная.

— Во всяком случае, мы к этому стремимся. Пока мы определяем свою целевую аудиторию очень просто и опять же по-дилетантски — все, кто в том или ином виде интересуется историей. Журнал для семейного чтения. В очень популярном, занимательном изложении. При этом историки не обижаются и без высокомерия сотрудничают с «Дилетантом». Один уважаемый ученый сказал мне как-то: «Молодцы, правильное дело затеяли!» И не без горечи добавил: «Я бы сам с удовольствием поучаствовал, но не умею я писать популярно, не умею!» Многие историки умеют. И немало есть коллег-журналистов, неравнодушных к истории. Так что недостатка в перьях и материалах не испытываем, скорее — недостаток места в самом журнале, который становится тесным. Но и расширять его не спешим. Надо поработать в изначальном формате.

— Кто инвестировал в журнал?

— Один хороший человек, заразившийся идеей такого журнала. Это наш с Венедиктовым хороший друг, поэтому мы чувствуем особую перед ним ответственность за коммерческий успех проекта. Друзей нельзя подводить, вложения должны окупиться. Что, признаюсь, непросто в условиях нашего деформированного рынка печатной продукции, где распространение стоит дороже производства, а раздавать журнал бесплатно чуть ли не выгоднее, чем продавать.

— Не было ли мысли распространять «Дилетант» и за границей?

— Мы получаем такие заявки прежде всего из стран с достаточно многочисленными русскоязычными общинами — СНГ, Прибалтики, США, Германии, Израиля… Сложностей много, хотя и до этого руки дойдут. Пока мы в большей степени озабочены распространением в России, выходом за пределы Москвы. Журнал должен уже появиться в Санкт-Петербурге. Буквально на днях я вернулся с презентации «Дилетанта» в Фонтанном доме. Был аншлаг, что дает надежду на успешное распространение во второй столице. На очереди Екатеринбург и другие города. Запустили с четвертого номера подписку на нашем сайте Diletant.ru. В общем, стараемся. И готовы рассматривать любые взаимовыгодные предложения.

— Сайт Diletant.ru — самостоятельный проект или приложение к бумажной версии?

— Пока у нас нет ответа. С одной стороны, это единый проект, но сайт не может оживать раз в месяц, в ритме бумажной версии, его нужно каждый день обновлять. Поэтому волей-неволей он становится самостоятельным проектом. Кое-что координируем, какие-то опросы, проводимые сайтом, воспроизводим в журнале. Для многих людей важно и престижно быть напечатанными в журнале.

Но, откровенно говоря, не нашли мы еще эффективного сопряжения с сайтом.

— Каким вы видите будущее журнала?

— И будущее радужное, и планы есть. Да и стоит ли думать о будущем, когда у нас даже прошлое непредсказуемое?!

Если серьезно, то, естественно, мы хотим развиваться, увеличивать тираж, привлекать больше рекламодателей. Потом, возможно, заняться разного рода проектами вокруг журнала — iPad-версия, спецвыпуски, книжная серия (такое предложение от издательства мы уже получили)… Посмотрим. Сейчас для нас главное — перейти от работы, замешенной на голом энтузиазме, к работе рутинной, технологичной, регулярной и размеренной. Но чтобы по-прежнему у всей команды горели глаза.​

 

 

 

 

 

Все новости ›