Главный редактор газеты «СПИД-инфо» Олег Кармаза рассказал ЕГОРУ МОСТОВЩИКОВУ, кто и зачем читает старейший российский таблоид
© СПИД–инфо
Олег Кармаза
«С Пресняковым я спала пять лет», «Киркоров сцеживает молоко у Ани Лорак», «Внезапная страсть — средство от бесплодия», — кричит обложка газеты «СПИД-инфо». «СПИД-инфо» — одно из старейших желтых изданий в стране и первое, которое вспоминаешь, когда думаешь о желтой прессе, бессмысленной и беспощадной.
В принципе, на этих страницах есть все, о чем только можно подумать, если вдруг будешь долго думать о хтоническом. Селин (Толя Дукалис) напился на пляже, потерял плавки и порвал штаны Нилова, другого «мента». Маша Распутина делает пластику попы. Известный порнорежиссер Пьер Вудман поил питерских студенток соком с психотропными веществами, а затем брутально насиловал перед камерой. Прошло соревнование по расстегиванию лифчиков. Один из Кличко заключил контракт на миллион долларов с чернокожей моделью, чтобы лишить ее девственности. Альбина Сексова вспоминает, как потеряла невинность с бисексуалом, который потом спал с каким-то старым мужчиной, о чем она написала песню. Ну и, конечно, голые тела, секс, проблемы потенции и кишечника, полезные советы и криминал. Тираж — 850 тысяч экземпляров. О том, как и для кого производится хтонь, OPENSPACE.RU рассказал главный редактор газеты ОЛЕГ КАРМАЗА.
— Что, по-вашему, есть «СПИД-инфо»?— Лучшая газета в России. Это одна из немногих газет, в которой нет грязи, связанной с политикой, поэтому читать ее интересно, познавательно и развлекательно.
— Что это за грязь, связанная с политикой?— У нас нет пиар-заказных материалов, которыми наполнены другие газеты, в том числе и таблоиды. Мы, разумеется, таблоид, но, как другие таблоиды, не занимаемся политикой. Например, «Комсомольская правда», моя прародительница, где я проработал десять лет, и газета «Твой день», «Экспресс-газета».
— А «Экспресс-газета» и «Твой день» — это ваши главные конкуренты, правильно?— Если вы знакомы с миром таблоидов, то понимаете: здесь ситуация отличается от рынка качественной прессы. Есть газета «Ведомости», у нее есть конкурент «Коммерсантъ», и в последнее время жалкие попытки стать вровень делают «Известия», что у них вряд ли получится. У таблоидов более четкое разделение — у «Комсомолки» свой имидж, своя ниша, у «Твоего дня» своя ниша, у «Экспресс-газеты» своя — они занимаются исключительно вопросами шоу-бизнеса. «Комсомолка» занимается экономикой и политикой. У нас, помимо шоу-бизнеса, эротика, секс, вопросы межличностных отношений. Ну какая может быть у нас конкуренция с «Комсомолкой» или «Экспресс-газетой» в вопросах секса и эротики, если они иногда позволяют себе публиковать фотографию обнаженной актрисы? Также нам смешно конкурировать с газетой «Твой день», которая выходит ежедневно, а мы выходим два раза в месяц: конечно же, они более информированы ежедневными слухами в шоу-бизнесе, чем мы. У нас самый большой тираж, мы вошли в Книгу рекордов Гиннесса как газета с самым большим месячным тиражом в мире. Как и 22 года назад, когда начался «СПИД-инфо», это уникальное издание, какого в стране больше нет. Наша газета — это путеводитель в страну секса, любви, межличностных отношений, научных знаний об интимной стороне деятельности человека.
— Как появился этот путеводитель?
Читать текст полностью
© СПИД–инфо
Обложка «СПИД–инфо»
— «СПИД-инфо» в 1989 году запустил наш владелец Андрей Манн. Что мне нравится, человек пришел и на голом месте придумал такую газету, эту идею. Не воровал нефть и газ, не торговал акциями, не приносил портфели на завод и говорил: теперь это мой завод. Тогда началась кампания против СПИДа, говорили, что секса в стране нет. А в свободной стране должна быть свободная газета, в которой говорилось бы про запретное. Газета каким-то чудом пробивалась через ЦК КПСС, в этом была задействована куча людей и экспертов. Первый номер, его обложка по сравнению с тем, что сейчас есть на прилавках, — девственный листок. Но он вызвал взрыв — люди были в шоке. Я сам, тогда еще работая в «Комсомолке», был удивлен: ничего себе! у нас в стране выпускают такую газету! и ее печатают! Они писали о лучших позах для зачатия, презервативах, методах контрацепции, как упорядочить дни зачатия. Это сейчас каждый школьник знает это всё, а тогда был ядерный взрыв. Газету, как «Искру» в 1905 году, передавали из рук в руки, показывали друг другу, читали всем цехом. Тираж моментально взлетел — 50 тысяч, 70 тысяч, 100 тысяч, 200 тысяч, 500 тысяч, миллион, полтора, два миллиона: цифры посыпались, как снег с веток. Сначала газета была черно-белой, и ее нужно было резать, чтобы удобно было читать. На успехе «СПИД-инфо» вырос издательский дом: «Декамерон», «Изюминка», «Эгоист», «Вырастайка», «Смак», где [Андрей] Макаревич заведовал, появилось издание школьных учебников.
— Как вы попали в «СПИД-инфо»?
— Первый раз меня позвали сюда работать в середине 90-х: я тогда был хорошим репортером в «Комсомолке», в 96-м году получил премию как лучший газетный репортер России. Меня позвали, сказали, что читают мои тексты, и предложили писать в «СПИД-инфо». Тогда газеты имели совсем другой авторитет. Это сейчас газета что-то написала, ну и отлично, написала. А тогда на каждый опубликованный материал нам приходили мешки писем. Мы в «Комсомолке» смотрели на всех свысока и считали, что «Комсомолка» — это уже где-то у ступней Бога. От суммы, которую мне предложили, у меня волосы встали дыбом — что-то вроде тысячи полторы долларов за материал, «Сноб» рядом не валялся. Я был в шоке, но отказался. Позже я ушел из «Комсомолки» в «Известия», работал с 1998 по 2001 год завотделом информации, потом произошел раскол в «Известиях», и я оттуда ушел работать исполнительным директором пиар-агентства, занимался заказными материалами, политтехнологиями, всем. Что надоело. В 2002 году мне позвонили знакомые из «СПИД-инфо» и позвали на работу. Тогда главным редактором был Андрей Манн, и здесь была очень жесткая субординация, главного редактора не все сотрудники знали в лицо — его общение было как сошествие Иисуса Христа с небес, он был как Стив Джобс. Не уверен, конечно, что людей в лифте увольняли, но все равно. Меня посадили выпускающим редактором молодежной газеты «SUPER», потом я стал спецкором при шеф-редакторе «СПИД-инфо», потом замглавного, а три года назад стал главным редактором.
— За эти девять лет, что вы здесь работаете, что вы поняли про людей, которые читают вашу газету? Кто эти люди? Зачем они это делают? Зачем им «СПИД-инфо»? Только, пожалуйста, не говорите, «потому что интересно».
— (Смеется, пауза.) Понимаете, сейчас в интернете много эротики, порнухи, эротических рассказов, советов, но хочется иметь в руках что-то, где в одном месте все это собрано и приправлено вкусностями шоу-бизнеса, криминалом, обнаженными звездами, откровениями, прикольными вещами и юмором. Наш основной читатель — это тот, кто хочет узнать, почему у него проблемы в интимной жизни. И не обязательно о том, почему у него импотенция, а у нее — фригидность. Это люди, у которых беды в семье: муж не любит, любовницы, он хочет свинга, а она хочет развестись и любовь впятером. Все это многообразие приводит к «СПИД-инфо». Этого, говорят наши читатели, прочитать больше негде.
— Какой материал вам больше всего запомнился?
— В этом году однозначно — полностью голая олимпийская чемпионка Марина Анисина и тот гемор, который я получил от ее ворвавшегося ко мне в кабинет мужа Никиты Джигурды. Он орал мне: «Ты — духовный пидорас!» Он сидел здесь в креслах с Анисиной, и три часа мы орали друг на друга. Я его первые двадцать минут слушал, а потом сам на него наорал: «Если ты думаешь, что ты один умеешь орать, я сейчас покажу тебе, что я тоже умею это делать». В конце аудиенции мы с ним обнялись, расцеловались с Мариной. Но в самом начале Марина здесь ревела и доказывала, что ее загипнотизировали и заставили раздеться полностью. Я ей говорил: «Марина, солнышко мое, сколько тебе лет?» Она пришла в нашу студию на пятом этаже, где у нас фотографируются все звезды, ее привел человек, который делал про нее материал. Она пришла сниматься в чем-то эротичном, каком-то пеньюаре, не дай бог что-то открыть. А на выходе вышла фотография на обложке: абсолютно голая Анисина прикрывается пучками соломы. Гипноз, конечно, это бред: была просто профессиональная работа фотографа.
— Почему вообще у Джигурды эта съемка вызвала проблемы? Он ее сам постоянно голой снимает и делал ролики, как он Анисиной на гитаре играет, пока она рожает.
— Я то же самое спросил. Джигурда сказал: роды — это другое. Это не эротика, это, как он любит выражаться, «гимн любви вселенскому женскому началу». А здесь — голая женщина. Он так взбесился, что орал благим матом. Там еще, кстати, была в материале фотография обнаженной Анисиной, которую они сами же и прислали нам. Объясняли потом: вот здесь она только с голой грудью, но без трусов никогда не снималась.
— Часто такая байда происходит?
© СПИД–инфо
Обложка «СПИД–инфо»
— Через два номера на третий точно. Меня это каждый раз удивляет. Приходят серьезные, взрослые люди. Например, актриса Гуля Нежинская, дочь президента гильдии российских адвокатов. Пришла, снялась в студии. Утром спрашиваю у ребят: как снялась? Отвечают: отлично, голая снялась, прекрасный большой бюст. Приходит журналист: Нежинская просит прислать фотографию с обложки посмотреть. Прибегает журналист обратно, весь белый: «Я никогда ничего подобного в жизни не слышал! Кошмар! Она требует остановиться, прекратить выпуск газеты, никаких фотографий, никаких материалов». А в чем дело? Она снялась с голой грудью? Снялась. В чем проблемы тогда? В том, что она не хочет фотографии с голой грудью? А чего снималась тогда? У нас же в студии не работает Кашпировский.
— Но ваши фотографы целенаправленно разводят приходящих в студию женщин на обнаженную съемку?
— Они делают свое дело. Их дело следующее — показать максимум эротики в красивой женщине. Или мужчине. Кроме того, они постоянно показывают звездам получившиеся кадры, и звезды сами выбирают ракурсы, предлагают часто сами, как еще можно встать, какую позу принять.
— Женщины часто соглашаются раздеться?
— Нечасто. Бывает так, что до какой-то критической точки доходят, но дальше все. Муж убьет или контракт телевизионный жесткий.
— С кем еще пришлось общаться, кроме Джигурды?
— Очень со многими, нам очень многие предъявляют претензии. Ирина Апексимова, Рената Литвинова, Андрей Соколов — с ним вообще жуткий был скандал, до суда дошло.
— Часто в суд обращаются?
— Не то чтобы часто, бывает.
— Звезды вас ненавидят, правильно?
— Я бы так не сказал. Например, у нас Эвелина Блёданс на обложке выходила, очень хорошо, потом вела корпоратив на 20-летии газеты. Приходила однажды Елена Соколова, фигуристка, и разделась в студии по полной программе, почти порнография. Соколова сначала тоже пыталась отнекиваться, а потом в раж вошла. Отлично, а у меня люди работали до ночи, свет ставили, фотографировали. Я объяснил ей: ты сама сфотографировалась, а перечеркнуть работу ребят и сказать, что они впустую потратили время, не могу. Согласились, претензий не было, дружим теперь с ней.
Вообще же, 99 процентов звезд могут сказать, что они не переносят таблоиды. Недавно видел по НТВ, как в какой-то программе Алексей Панин говорил, что желтая пресса — это плохо и надо ее уничтожить. Это при том что раньше Панин здесь с голым торсом и девушками у меня в кабинете снимался, визировал интервью, всё ему понравилось у нас. Если бы я оказался на той передаче, он бы и мне сказал, что «СПИД-инфо» плохая газета и ее тоже надо закрыть. Но правда в том, что звезды не могут существовать без желтой прессы — страна про 95 процентов звезд не будет ничего знать, если о них не будут писать в таблоидах.
— Врете часто?
— Бывает, но в том плане, что недоработали и дали неточную информацию.
— При этом ваш самый любимый ход — это преувеличение, правильно?
— Стараемся этим не злоупотреблять.
— Но как же? Вот смотрите, у вас написано: «Я пять лет спала с Пресняковым», хотя речь о том, что певица держала под подушкой фотографию Преснякова пять лет.
— Это другое совсем, это пиар статьи. Пиар статьи ради выноса на обложку. Мы же не пишем, что она трахалась с ним, нет. Мы пользуемся журналистским приемами так, чтобы заинтересовать читателя. Технически мы не преувеличиваем. Какой-нибудь таблоид пишет: «Алексей Кравченко сгорел на съемках». Все немедленно открывают материал: как, что?! Оказывается — играл в фильме роль пожарного. Мы стараемся делать очень сильные анонсы, и все, кто с нами работал, знают об этом. До выхода газеты мы показываем звездам и фотографии, и текст, но не показываем им анонсы — я запрещаю это делать. Анонс — это все.
У нас была прекрасная история с Алексеем Паниным. Он проверил интервью и фотографии, завизировал все, а в дверях, с дрожью в голосе, спросил: «Олег, какой будет анонс?» Я ему ответил: «Старик, анонс будет хороший, крепкий». Он у меня долго допытывался, не хотел уходить, пока я ему не скажу, какой анонс. А я и сам тогда не знал: за день до подписания я собираю двух своих заместителей, и мы устраиваем мозговой штурм. И мы втроем придумываем анонсы. Автор текста у меня тоже допытывался, какой будет анонс. Когда газета вышла, она мне позвонила и сказала, что была в шоке, когда купила газету в палатке: «Как вы могли вообще такое придумать?» А мы придумали, мне кажется, хороший анонс тогда. Он был такой: «Алексей Панин: Я занимался проституцией».
— А на самом деле он что сказал?
— К логике придраться было нельзя. Панин говорил, что есть фильмы, в которых он снимался, которые ему не нравятся, в том числе фильм Балабанова. Он сказал, что никогда бы больше у него не стал сниматься и такие фильмы — настоящая проституция. То есть он занимался проституцией. Работа всех таблоидов в этом заключается.
— Как работают ваши журналисты? Где они добывают эти новости?
— У нас есть два светских хроникера, которые не пропускают ни одного фестиваля, светского мероприятия, ни одного значимого сборища, несмотря на то что, когда узнают, что они из «СПИД-инфо», хотят их немедленно расстрелять. Они оттуда в любом случае какую-нибудь новость принесут. У этих девушек совершенно разные темпераменты. Одна настырна, как танк, проще дать, чем объяснить, почему отказываешь. Она вцепится и не отпустит. Человек ей в любом случае даст интервью. У нас так вышло в этом году одно из лучших интервью — с Юрием Кузнецовым, Мухомором из «Ментов». То было великолепное по силе интервью о том, как он нищенствовал, прозябает в нищете. У нас был и заголовок такой: «Мне реально не на что жить». Она его достала, и он ей раскрылся. Другая девочка у нас утонченная, красивая, располагает своей внешностью, на нее мужики западают, тают перед ней.
— Но звезды — это не все. У вас еще есть жизненные истории — например, про то, как один человек убил другого за женщину и сел в тюрьму. Или как автогонщник любил женщину без ног.
— Это да. У нас есть очень сильный журналист, одна из лучших в стране, Мария Рипинская, она печатается под псевдонимом Рождественская. У нее много связей, великолепные связи с УФСИН, ездит по колониям, общается.
— Вам, полагаю, приходит много писем от читателей?
— Это очень важно. Я в молодости работал в АПН, в редакции, которая выпускала в Западной Европе журналы, подобные Soviet Life. Это было дико блатное место, где работали дети генералов КГБ и дипломатов. Я попал туда после того, как на втором курсе журфака МГУ поехал на Камчатку в командировку и написал заметку про мальчика, который заблудился и месяц плутал в тайге, а потом вышел к людям. Заметку опубликовали в «Комсомольской правде», позвали на практику в АПН, а затем, после окончания журфака, позвали на работу. Я уволился оттуда через три месяца: в наши зарубежные журналы совсем не писали писем, 70 штук в месяц, чем они, кстати, гордились. Я понял, что работаю в пустоту. Мне сказали, что я сбрендил, из АПН никто не уходил по своей воле. Но мне всегда был важен отклик. И когда я пришел в «СПИД», то узнал, что сюда мешками приходят письма. Я их до сих пор читаю. Люди пишут истории своей жизни, драмы, проблемы, всё очень подробно и интимно рассказывают. У нас есть отдел писем, там работают два человека, и в месяц нам приходит 10—15 тысяч писем.
— Что людей беспокоит?
— Проблемы собственного счастья.
— У «СПИД-инфо» слоган: «Лучшее развлекательное издание России». Вы, когда его читаете, развлекаетесь?
— {-tsr-}Иногда я вбегаю в ньюсрум и со смехом спрашиваю, кто написал этот текст. Помню, из Питера прислали текст про то, как в некоторые арбузы, чтобы они были красными внутри, вводят шприцем менструальную кровь. Или однажды решили съездить на птичий рынок, потому что там много сумасшедших есть. Нашли продавца голубей, и он рассказал, что у него есть ученый голубь, к которому он приделывает маленькую видеокамеру.
— И снимает фильм «Птицы»?
— Если бы. Голубь садится на подоконники и снимает, что творится в квартирах, а хозяин сидит за монитором и делает свои черные дела.
— Помните сцену в фильме «Люди в черном»? Они узнавали все самые главные новости про действия инопланетян на Земле в каких-то запредельных желтых таблоидах, которым никто не верит.
— Абсолютно правильно. Жизнь в таблоидах представлена в гораздо более точном и ярком цвете, чем в качественной прессе. Качественная пресса иногда юлит, что-то недосказывает, а желтая пресса говорит все четко, остро, честно.
- Егор Мостовщиков. Другие СМИ. «Будем писать, что у нас плохая власть – тиражи у нас будут как у “Новой газеты”», 10.10.2011
- Егор Мостовщиков. Другие СМИ. «Если я буду верить во все, что я печатаю, я сойду с ума», 05.05.2011
- Егор Мостовщиков. Другие СМИ. «Я не знаю, где у меня поджелудочная. Нет газет, которые рассказали бы мне, как жить, чтобы я никогда не узнала об этом», 21.03.2011
- Егор Мостовщиков. Другие СМИ. Андрей Туманов: «Я всегда сижу в первом ряду перед Путиным», 24.02.2011