Стартовала русская версия популярного английского журнала New Scientist. В интервью OPENSPACE.RU ее главный редактор академик Алексей Хохлов и издатель Александр Гордеев поместили свой журнал между «Наукой и жизнью» и «Экспертом»
Имена:
Александр Гордеев · Рэм Хохлов
– Какие из российских научно-популярных журналов читаете вы сами? Алексей Хохлов: Некоторое время назад я перестал включать телевизор и читать журналы в бумажной версии, переключился на интернет. Поскольку у МГУ, кроме
New Scientist, есть партнерские отношения с журналами «В мире науки» и
Science Illustrated, а в сети их нет, просматриваю эти журналы на бумаге.
Александр Гордеев: Я был подписан на «Химию и жизнь», сейчас его чаще читает мой ребенок. Нравится «
Вокруг света», хотя в новом формате я его еще не смотрел. К «Популярной механике» равнодушен, там другая сфера интересов.
– Иными словами, до рубрики про гаджеты и мобильные телефоны у вас дело не дойдет? А. Г.: Дойдет. Но скорее там будет не про то, что купить и сколько форматов поддерживается, а про появление новых классов устройств, которые расширяют возможности для креативного человека.
– Чем еще русский New Scientist будет отличаться от существующих науч-поп-изданий? На российском рынке довольно тесно, есть множество брендов, от американских до советских.
© STRF / Игнат Соловей
Алексей Хохлов
А. Х.: Да, журналов много, но для нас важно, что
New Scientist – один из наиболее уважаемых научно-популярных журналов в мире, обладающий накопленным за долгие годы авторитетом. Очень полезно, что материалы из такого журнала будут доступны российским читателям.
Если говорить про формат, то у нас главное – рассказы о последних научных достижениях, которые способны в обозримом будущем изменить жизнь людей. Нам интересны именно актуальные результаты, связанные с практикой. Отсюда уклон в технологии, им мы будем отличаться от «классических» научно-популярных изданий типа «
Природы».
В отличие от нашего ежемесячника оригинальный
NS выходит раз в неделю, и довольно много места в нем отдано новостям и информации для исследовательского сообщества. Мы вместо новостей будем давать обзоры и анализ тенденций применительно к российской науке.
Читать текст полностью
А. Г.: Я бы поместил наш журнал условно между «Наукой и жизнью» и «Экспертом». Сейчас большинство науч-поп-изданий в той или иной степени работают на массовую аудиторию и придерживаются развлекательной направленности. Мы не отказываемся от развлечения, но надеемся, что русский NS будет полезен в профессиональном отношении, будет побуждать действовать. Конечно, делать деловой журнал лучше в формате еженедельника, но мы здесь надеемся на сайт, который добавит новости и оперативные комментарии, а в журнале останутся аналитика и обзоры.
В свое время в похожей нише работала «Химия и жизнь», к сожалению, несколько утратившая популярность. Мы тоже хотим, чтобы у нас биологи узнавали о достижениях физиков, и наоборот, и чтобы эти знания хотелось использовать. Прежде всего, использовать в бизнесе, поэтому будут представлены не только исследования, но и промышленный дизайн, стартапы и т.д. Ориентируемся на разрастающийся за счет ученых и инженеров креативный класс, ведь наука и образование все активнее включаются в экономику. Это уже не только дотации и ответственность государства, это новые возможности.
– Широкий креативный класс – база английского журнала?
А. Г.: Нет. Нашим партнерам сложно отказаться от своего исторического бэкграунда. Мы бы тоже не отказались – у NS почти семьдесят тысяч подписчиков в Великобритании и бизнес очень успешный. Но их бизнес-стратегия процентов на семьдесят заключается в сохранении числа подписчиков, нам такое не подходит.
Второе бизнес-увлечение английского NS – размещение вакансий и резюме. Мы пока только планируем такую работу в будущем. Так что в целом у нас подход иной.
– Какова доля переводных статей сейчас и будет ли она меняться впоследствии?
А. Х.: По условиям лицензии, тексты из оригинального NS должны составлять не менее пятидесяти процентов. Это основа нашего контента, и мы планируем сохранить такое соотношение в будущем.
А. Г.: Качеству перевода мы уделяем большое внимание, наняли хороших литредакторов, в том числе с писательским опытом.
– Откуда берутся авторы «российской» части материалов?
А. Х.: Для оригинальных русских статей мы будем обращаться к ученым, которые либо сами сделали недавно интересные исследования, либо хорошо разбираются в происходящем за рубежом и могут квалифицированно комментировать. Но любая статья, даже от ведущего ученого, будет написана в соавторстве с журналистом.
© STRF / Игнат Соловей
Александр Гордеев
А. Г.: За время работы по проекту STRF.ru у нас подобрался состав журналистов, способных писать большие материалы для журнала. Мы плавно будем выводить их из STRF в сторону NS.
Думаю, что материалов, написанных учеными и обработанных журналистами, будет немного. Сошлюсь на наших английских партнеров: хороших материалов из тех, что им присылают непосредственно исследователи, процента три-четыре. Остальное надо переписывать целиком.
Есть еще отдельная категория людей, много занимающихся журналистикой, но изначально являющихся учеными и продолжающих активно заниматься наукой. С ними мы тоже работаем.
– Можете назвать имена конкретных ведущих ученых, от которых вы ждете материалы?
А. Х.: Посмотрите на состав редсовета1. От этих коллег нам уже поступают предложения по темам, причем вовсе не только по достижениям российской науки.
А. Г.: Добавлю, у нас есть возможность недорого заказывать материалы английской редакции. Первый опыт – интервью с нашими нобелевскими лауреатами из Манчестера, которое берут для нас британские журналисты.
– Алексей Рэмович, вы сами хорошо известный в мире ученый, а теперь и крупный университетский менеджер. Сколько времени при вашей нагрузке остается на работу главредом NS?
А. Х.: Да, у меня много административных обязанностей, и я веду научные проекты. Но я считаю, что популяризация науки – очень важное и благородное занятие, особенно сейчас. Из СМИ мы узнаем все больше разной белиберды, и очень жалко, что позитивное научное знание заменяется домыслами и суевериями. Пропаганда научного подхода к жизни в моей системе приоритетов стоит очень высоко. Помимо журнала я отвечаю за «Фестиваль науки», организую публичные лекции в МГУ. Стараюсь не посещать заседаний, в работе которых я не играю большой роли. Это освобождает много времени.
– К вопросу о пропаганде научного образа мышления: будут ли у вас освещаться темы типа введения преподавания религии в школах?
А. Х.: Да, взаимоотношения науки, религии и общества нам очень интересны. В чем-то научный и религиозный подходы не сходятся, но в каких-то вопросах, наоборот, являются союзниками. Например, церковь тоже не приемлет колдунов и суеверий.
– Вы планируете влиять на власть, на ход реформы науки?
А. Х.: Организация науки – одна из приоритетных тем, но касаться ее в журнале мы будем в аналитическом, а не в новостном ключе; заниматься просвещением, в том числе чиновников. Хотелось бы видеть в журнале развернутые и обоснованные предложения по реформе организации и финансирования российской науки, а не короткие письма протеста.
А. Г.: Мы будем стремиться менять условия существования креативного класса в России. Политизированным журнал не будет, мы более прагматичны.
– Скажем, насколько далека от прагматичных интересов креативного класса текущая проблема сворачивания финансирования РФФИ?
А. Г.: Мы рассматриваем науку как важнейший компонент постиндустриальной экономики, поэтому финансирование R&D нам интересно. Вопрос в подаче материала. Сравнение эффективности разных грантовых фондов мира – да; отдельная большая статья про судьбу РФФИ – скорее нет. Это для интернета. Но здесь у редсовета может быть другая точка зрения.
Кстати, первое время мы будем проводить открытые редколлегии, на которых задать подобный вопрос по тематике сможет любой читатель. Состав участников у нас гарантирует интересные обсуждения.
– Гуманитарные и общественные науки редко освещаются в наших науч-поп-журналах, дело обычно ограничивается историей, филологическими анекдотами или гендерными исследованиями британских ученых. У вас будут большие материалы по социологии и экономике?
А. Х.: Надеюсь, у нас будут достаточно образованные читатели, способные всерьез интересоваться экономикой и социологией. Но тут мы всецело зависим от авторов.
А. Г.: К журнальному разделу «Наука» мы относим скорее естественные и точные дисциплины. Для остальных есть раздел «Общество». Кроме того, во всех разделах будет встречаться экономика инноваций. Следующий номер у нас посвящен фармацевтике и фармакологии, там затрагивается много подобных проблем.
– С какого тиража стартует журнал и что планируете на начало следующего года?
А. Г.: Тираж – десять тысяч в этом году и пятнадцать – в следующем.
– На какие средства сейчас выпускается журнал и когда собираетесь выйти на окупаемость?
{-tsr-}А. Г.: Сейчас издаем на собственные средства компании «Парк-Медиа». Безубыточными мы хотим стать к концу второго года издания, но это зависит от рынка рекламы. Восстановление после кризиса идет медленно, потому что плохо понятно, какой будет новая модель рекламы. Все обсуждают перспективы форматов и носителей, рост интернета. Если реклама принесет меньше ожидаемого, будем работать над подпиской.
– На какое соотношение доходов от рекламы, подписки и розницы вы ориентируетесь?
А. Г.: На следующий год рассчитываем около сорока процентов получать с рекламы, столько же – с розницы, остальное – подписка. Добавлю, мы открыты для стратегических инвесторов.
___________________
1 Состав редсовета NS: А.А. Аузан, И.П. Биленкина, С.Д. Варфоломеев, С.А. Васильев, В.В. Воеводин, Э.М. Галимов, В.М. Говорун, Е.А. Гудилин, В.Н. Задков, К.В. Киселев, С.А. Лукьянов, А.Н. Озерин, Р.Р. Петров, В.А. Рубаков, Н.В. Соболев, А.М. Черепащук, М.А. Цфасман. – Прим. OS.
Otradno videt`scientific interview na stranicah zhurnala, da k tomu zhe s takimi vydayushimisya lyud`mi.