В 2009 году главный редактор «Русского пионера» опубликовал роман Суркова и стал главредом года по версии журнала GQ. О том, как все это получилось, он рассказал OPENSPACE.RU
Имена:
Андрей Колесников
© ИТАР-ТАСС
Андрей Колесников
— Андрей, расскажите, пожалуйста, о журнале «Русский пионер». Кто все это придумал?— «Русский пионер»? Да это я придумал.
— А название? Название тоже вы придумали?
— Там была очень простая история. Довольно долго я вел переговоры с двумя бизнесменами, которые грезили идеей создать журнал. Правда, они не знали, каким именно должен быть этот журнал, но понимали одно — его главным редактором должен был стать я. Вот эту мысль они и старались до меня донести. Это продолжалось целый год, пока я не поверил, что а) они действительно этого хотят. И б) у них действительно есть для этого деньги. А также что они готовы финансировать журнал. За то время, пока мы общались, у них появилась даже концепция этого журнала, в которой мне была отведена скорее представительская роль. Потому что они видели, что разговоры наши носят довольно мучительный характер для меня, и, видимо, решили каким-то образом облегчить мне жизнь. Журнал, по их представлениям, должен был быть корпоративным. А я у них должен был быть просто главным редактором, который получает деньги за то, что он главный редактор. Поди плохо. Но я подумал, что это не очень интересно. Хоть и деньги какие-то все-таки. Да и репутация чего-то стоит, и больше, чем зарплата в журнале.
Я понял, что намерения у них серьезные, деньги на издание журнала есть, они готовы их инвестировать. Тогда я им сказал, что у меня есть концепция журнала, который я сам хотел бы издавать. Надо сказать, что они ни секунды не колебались, сказали, что это будет очень здорово.
Во время очередной командировки в Сочи мы с моим товарищем Олегом Осиповым за два дня написали в Дагомысе эту концепцию. После того как я придумал название журнала, появилась и концепция. Можно сказать, что скорее концепция родилась под это название. Была задумка сделать чисто мужской журнал, но так, чтобы это не бросалось в глаза, чтобы это можно было заметить, только внимательно присмотревшись. Это и не должно теперь бросаться в глаза. Журнал про первопроходцев, пионеров в понимании Фенимора Купера, при этом не отрицающий прошлого, в котором жили либо сами очень многие его читатели, либо их родители. Прошлое, от которого отказываться мы не собираемся. Но для нас это название скорее игра. Игра, которая позволила организовать журнал: рубрики, колумнисты, разделение журнала на четыре четверти. Очень просто стало придумывать рубрики, как только появилась именно такая концепция «Русского пионера». Именно название помогло.
Сразу становилось понятно, что в мужском журнале должна быть колонка про автомобили. А рубрика про кино, которую сейчас ведет [шеф-редактор ИД «Коммерсантъ»]
Андрей Васильев, конечно, «Прогул уроков». И вот таким образом все рубрики журнала и журнал в целом встали на место. «Группа продленного дня», «Внеклассное чтение», «Отличники» и так далее. Повторяю — это была такая игра. Стало интересно в нее играть.
Читать текст полностью
© ИТАР-ТАСС
Владислав Сурков, Никита Михалков и Андрей Колесников (слева направо) на Пятых Пионерских чтениях
— Где, как долго и на какие деньги издавался «Русский пионер» до того, как его выкупила медиагруппа ЖV!?
— Он жил достаточно долго. Все главное, что нужно и можно было сделать для журнала — поставить его на ноги (читатели, контент, сотрудники), — мы сделали в [компании] VIP-International. Произошло это примерно за год. Это было очень трудное время. Владельцы, хочу сказать, вели себя просто образцово. Стали к тому же колумнистами журнала. Им самим стало интересно.
Журнал прекрасно себя чувствовал, хотя многие отводили ему немного времени, — даже колумнисты, которых я уговорил сотрудничать с журналом, соглашались. Им было интересно заниматься такой непрофильной для них деятельностью. Только Андрей Васильев с журналом давно в качестве кинокритика, с чего, собственно, он и начинал свою карьеру. А остальные вообще первый раз написали что-нибудь.
Когда [Владислав] Сурков согласился написать для журнала, ни он, ни Андрей Васильев не верили, что выйдет больше трех-четырех номеров. А Сурков так прямо и сказал, что про наш журнал можно будет сказать, что жизнь его была короткой, но яркой. Я, продолжил он, люблю участвовать в таких проектах — и написал. И другие колумнисты, с которыми я говорил, поступили точно так же.
В последнем номере уже 29 полос рекламы, тогда как в предыдущем их было намного меньше. Есть и еще один положительный факт. Журнал наш выходит раз в два месяца, и уже через месяц после выхода последнего номера его нельзя было купить, мы даже хотели сделать допечатку. Всё продали. Тираж десятого номера журнала был распродан полностью. Это позволяет нам говорить, что «Русский пионер» имеет тенденцию к самоокупаемости. С учетом же рекламы, в последнем номере есть даже маленький плюс. А для нас это, конечно, очень важно.
— А как вам удалось сделать колумнистом Путина?
— Есть такие технологии (смеется). Всего-навсего надо было поработать восемь лет в кремлевском пуле корреспондентом (Андрей Колесников является также специальным корреспондентом ИД «Коммерсантъ». — OS). Но и это не гарантия. Скорее всего, было еще что-то, что позволило мне это сделать.
Я заметил, что люди хотят писать, хотят высказаться. Например, [глава «Газпрома»] Алексей Миллер выступил у нас колумнистом. Он вообще никогда не выступал, потому что ему никогда это не надо было, потому что он даже интервью не дает. У него берут, а он не дает. А на самом деле надо было просто поговорить с ним, найти тему, которая его задевает. Поскольку он родом из Петербурга, то на некоторых совещаниях он занимается тем, что изучает историю Петербурга. И он написал колонку про неизвестные памятные даты Петербурга, которые он сам откопал. Это ему безумно интересно.
Так появилась колонка Миллера. Но общественность привязала это к строительству Охта-центра. Просто у Миллера была мысль про Охтинский мост, про пример голого инженеризма, который не сразу прижился в умах петербуржцев. Тут же связали это с попыткой оправдать строительство Охта-центра и опять начали писать в связи с этим про скандальный журнал «Русский пионер». Должен сказать, что никакая платная реклама никогда не сделает того, что сделала одна такая заметка.
— Можно ли вообразить себе, что «Русский пионер» со временем будет выходить и в Англии, и в Америке — и будет считаться там лицензионным, как у нас GQ или Esguire? Есть ли такие «пионерские» планы?
— Я бы сказал, что скорее по этому пути идет другой журнал группы ЖV! — «Сноб». Именно он делается как международный проект. Я наблюдаю за ним со стороны, но мне кажется, что Владимир Яковлев делает его как международный проект. А у Яковлева все проекты, рассчитанные на длительное время, получаются, — такие как газета «Коммерсантъ». Яковлев придал этому проекту такое движение, инерция которого позволяет ему до сих пор успешно существовать. Поэтому я верю в будущее журнала «Сноб».
— Андрей, почему вы решили проводить Пионерские чтения? Что подтолкнуло вас к этой форме?
© ИТАР-ТАСС
Андрей Колесников на церемонии вручения премии журнала GQ «Человек года-2009»
— Пионерские чтения преследуют несколько целей. Есть цель высокая, благородная, состоящая в том, чтобы возродить традиции литературных чтений. Возродить их в новом, совершенно необычном формате. Никто никогда не привлекал колумнистов, тем более таких, как в «Русском пионере», к чтению своих же произведений для достаточно большой и демократичной аудитории. Мало того, они же еще и на вопросы отвечают.
Традиция литературных чтений практически утеряна, но возродить ее можно и в таком формате, причем сделав их модными. Почти невозможно в настоящее время собрать людей в районной библиотеке на встречу с модным писателем. А вот если на литературном вечере свою заметку прочитает Петр Авен, или Владислав Сурков, или кто-то еще такой же, — совсем другое дело.
Недавно у нас были такие закрытые мини-чтения в клубе «Цвет ночи», отрывки из своей колонки, а затем и стихи Иосифа Бродского читала Джохан Поллыева. Она так увлеклась, что потом стала читать и свои стихи. Это были хорошие стихи. Слушатели, когда узнали об этом, были очень удивлены, им это понравилось. Они даже не поняли, по-моему, когда она перестала читать стихи Бродского и начала читать свои. Если будут чаще ходить на наши чтения, начнут понимать.
— Да, эти люди благодаря такой вашей работе открываются с самых неожиданных сторон. Многие ведь считают их ограниченными, способными разбираться только в своей работе. И вдруг выясняется, что это всё люди умные, интересные, разносторонние.
— Может быть, поэтому им и хочется высказаться. А еще им есть что сказать. Когда мы делали номер, посвященный смыслу жизни, то многие высказались на этот счет, например Михаил Прохоров. Но мне кажется, что в «Русский пионер» даже те, кто пишет регулярно и хорошо известен в своих изданиях, пишут иначе, совсем по-другому. Кроме того, мы активно привлекаем к сотрудничеству блогеров из первой десятки, они у нас выступают под своими именами.
Думаю, что надо продолжать развивать тему, связанную с романом «Околоноля».
Старшее поколение хорошо помнит такое издание, как «Роман-газета»; кто забыл, тем напомнили, кто не знал — рассказали. «Роман-газета» появилась не случайно и пользовалась чрезвычайной популярностью. Мы хотим продолжить линию, начатую романом «Околоноля», и уже готова к выпуску вторая книга.
— Инвесторы сейчас вкладывают деньги в медиапроекты? Реально ли сейчас найти инвестора для проекта вроде «Русского пионера»?
— Мне кажется, что рекламодатели оживляются. Вот это совершенно точно. Например, в начале этого года компания Bosco di Ciliegi давала рекламу только в одном журнале, в журнале «Русский пионер». Сейчас компания возвращает рекламу в другие издания: в газету «Коммерсантъ», журнал Weekend, в целый ряд глянцевых журналов. Да и по другим изданиям стало заметно, что рекламные бюджеты у компаний появились. Возможно, что они появились не от хорошей жизни, так как поняли, что без рекламных бюджетов, как ни странно, не выжить. И это при том, что поначалу многие компании были уверены, что именно рекламные бюджеты помешают им выжить. Однако вышло иначе. Мне кажется, что уже в начале 2010 года есть надежда увидеть серьезный позитивный сдвиг в части рекламных бюджетов.
Сейчас наш тираж — тридцать тысяч. Продажи в розницу, подписка и бесплатное распространение. Благодаря этому мы можем совершенно спокойно планировать такие проекты, как «Библиотека пионера», не рассчитывая при этом на быструю окупаемость. Например, роман «Околоноля» мы могли бы продавать и год, и два, но мы его уже продали целиком. Хотя следующий роман может продаваться дольше. Но в медиагруппе ЖV! мы чувствуем себя уверенно, потому что есть стабильное финансирование и в целом решен вопрос с бюджетом издания не следующий, 2010 год. И это несмотря на то, что последние данные о состоянии рекламного рынка не показывают позитивную динамику. Медиаиндустрия пройдет пик кризиса, но это не означает, что в компаниях-рекламодателях кризис миновал. Просто рекламодатели стали понимать, что товар надо продвигать, что от этого никуда не деться.
Вопрос от читателей - таки писатели будут? Или Роман-газета "Пионэр" будет продолжать печатать хобби-сочинения чиновников?