Что делать пляжному фотографу в Анапе, если у каждого отдыхающего теперь есть «мыльница»? Он вынужден купить обезьянку. У отдыхающих ведь нет обезьянки
Сколько авторов жило на Земле? Под авторами я понимаю людей, способных сообщить свое мнение неограниченному кругу лиц.Google занимается оцифровкой всех книг. В 2010 году они подсчитали, что человечество сочинило 129,8 млн книг. Если
Читать!
Сегодня интернет дает возможность авторства двум миллиардам человек. Это настоящий взрыв авторства, произошедший в историческое мгновение.
Есть ли в истории примеры подобного взрывного освобождения информации? Да, можно найти аналогичные периоды.
Первое освобождение текста было связано с распространением демотического и затем фонетического письма в античном мире. Это было освобождение письма. Письменность стала доступна не только жрецам, но и купцам, даже рабам. Дворцы и храмы лишились монополии на производство текста. Вместе с этим рухнули древние царства.
Второе освобождение текста связано с Гутенбергом. Печатный станок освободил чтение. Дворцы и храмы лишились монополии на интерпретацию. Последовали религиозные войны, технические и социальные революции. Средневековый мир был разрушен, началась современная история.
Сейчас мы переживаем третий этап освобождения текста — на этот раз освобождение авторства. Старые институты авторитета, в числе которых и медиа, лишились монополии на производство новостей и мнений, то есть ориентиров.
Если исторические аналогии верны, то и последствия будут сопоставимы. Старый мир рухнет, возникнет что-то новое.
На этом графике представлен нынешний взрыв авторства. Примерно 300 млн авторов за 6000 лет письменной цивилизации — и сразу 2 млрд за последние 20 лет. Здесь видно, что мы живем внутри этого взрыва. И поэтому не очень-то можем оценить его масштаб и его последствия.
С точки зрения практических рассуждений важно понимать, что наши взоры обращены к тому состоянию, которое было до взрыва авторства. Обсуждая проблемы медиа, мы все время пытаемся восстановить картину, в которой круг авторов ограничен, а значит, медиа являются монополистами. Но прошлого больше не будет. Это не циклический кризис, это конец эпохи. Мне кажется, это очень важный контекст, чтобы трезво оценивать перспективы бизнеса в медиа.
Конечно, справедливо возражают, что не все, кто получил технический доступ, автоматически становятся авторами. Да, теперь ограничением является не доступ, а лень. Реальных авторов мало — называют величину в 1%. Однако круг авторов — величина блуждающая, охватывающая совокупно огромное количество людей. Случайным свидетелем события может стать каждый. И теперь, имея доступ к публикаторству, он ради отклика, ради социализации совершает random act of journalism.
Чем лучше публикация, тем больше отклик, тем «лучше» социализация случайного автора. Вот что заставляет людей постить в интернете. Этот мотив обеспечивает, помимо прочего, еще и позитивные фильтры отбора — добывается то, что может дать автору отклик. Жажда отклика делает людей активистами медиа и заставляет их искать то, что интересно их окружению.
В результате освобождения авторства появился новый феномен — авторствующая публика. Авторствующая публика — это все мы. Мы распространены ровно там, где информация появляется и потребляется. Поэтому все мы, совокупно, имеем доступ ко всему, что нас интересует. Все мы можем сообщить себе все, что нас интересует. Это коллективное медиа попадает в свою аудиторию с точностью 100%.
Двухмиллиардная среда «просьюмеров» способна делегировать свидетеля, аналитика или публициста по любому поводу, который ее интересует. Это обстоятельство имеет одно важное следствие. В такой среде контент стремится к бесплатности.
Среди свободных публикаторов не только частные люди, но и корпорации. Они теперь тоже авторствуют ради отклика. Поэтому бесплатным будет не только развлекательный или новостной, но также деловой или аналитический контент.
Допустим, есть бухгалтерский журнал, продающий контент бухгалтерам. И есть аудиторская компания, желающая привлечь бухгалтеров. Она будет привлекать их тем же контентом, что и журнал, потому что журналом найдены наилучшие способы привлечения. Но ей не нужна подписная плата — ей нужны сами бухгалтеры. Что в этих условиях делать старому бухгалтерскому журналу?
Всегда найдется кто-то, кому нужны вы, а не ваши подписные деньги. Ценностью становится не получение информации, а донесение информации. Оплачивать контент будет не тот, кто хочет его получать, а тот, кто хочет его донести.
Дело не в усилиях редакций, а в техническом устройстве среды. Вдруг оказалось, что прежний спрос на медиа поддерживался ограничением доступа к публикации. Оказалось, что главным активом СМИ была вовсе не способность сообщать информацию массам, а отсутствие этой способности у других.
Что делать пляжному фотографу в Анапе, если у каждого отдыхающего теперь есть «мыльница»? Он вынужден купить обезьянку. У отдыхающих ведь нет обезьянки. Номинально он вроде еще фотограф, но на самом деле продает уже что-то другое. Выяснилось, что в основе его бизнеса лежал вовсе не профессионализм, а отсутствие фотоаппаратов у отдыхающих.
Традиционный бизнес медиа строился на двух магистральных потоках — реклама и продажа копий. Эти потоки заметно оскудевают. СМИ пытаются искать какие-то новые решения, но каждое из них оказывается слишком мелким и не замещает былых потоков. Происходит дисперсия медиабизнеса. Как говорит Джон Патон, печатный рубль превращается в цифровую копейку. Теперь, чтобы добыть прежний рубль, приходится собирать его по копейке в разных и еще неведомых источниках. Помимо рекламы и подписки нужны еще обезьянка, удав и крокодильчик.
Все попытки найти новые решения для бизнеса, по сути, сводятся к двум
Читать!
1) Модернизировать старую трансляционную модель, где редакция ограждена от публики и именно благодаря этому может что-то публике продавать.
2) Найти новую модель, основанную на вовлечении, и как-то ее монетизировать.
Обе стратегии полны рисков. Обе стратегии связаны с расходами, но мало что говорят о доходах. Вкратце проанализируем эти стратегии.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444067
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340528
- 3. Норильск. Май 1268318
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897632
- 5. Закоротило 822042
- 6. Не может прожить без ирисок 781773
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758274
- 8. Коблы и малолетки 740718
- 9. Затворник. Но пятипалый 470812
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402835
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370303
- 12. Винтаж на Болотной 343176
Вот тут выдержки мной собраны, думаю будет интересно
http://www.facebook.com/notes/artem-art/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B2%D1%8B-%D0%BD%D0%B5-%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B0-jaron-lanier/364569686891329
см. 9. Три причины провала идеологии современного цифроввого мира