Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире.

Оцените материал

Просмотров: 27831

Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост

Дмитрий Соловьев · 15/06/2012
Страницы:
 

Теория взаимодействия человека с медиа

Со временем, конечно, понимание новой среды жизни сформируется на уровне навыков, просто сейчас идет слишком быстрое развитие, и иногда восприятие человека не успевает привыкнуть к среде, к тому, как она меняется, и поведение дает сбой. А наука обязательно проявится — сейчас пишут про это статьи, делают доклады. Единственное, что у нас пока очень мало институтов и исследовательских центров, и мало серьезных ученых, которые этим занимаются. Хорошая школа в ВШЭ, РИА Новости недавно создало Медиалабораторию для изучения медиа.

Думаю, мы будем долго идти, но в конце концов придем к созданию единой доступной теоретической базы. Уже сейчас заметны первые тенденции — люди про это стали говорить. Одна моя знакомая, которая занимается медиаобразованием, говорит, что у нее аспирантка готовила работу о программе медиаобразования для школьников, а вторая подготовила программу для дошкольников! Родители и дети рады. Почему, если мы изучаем в школе Достоевского, нам не надо изучать Бэтмена и «Аватар»? Много интересного можно сказать. Маклюэн, кстати, так и поступал. Он вообще был уникальный мыслитель — филолог по образу мыслей и образованию, он обучал своих студентов пониманию механизмов рекламы и телевидения. К нему приходили на экзамен в надежде писать сочинение про Шекспира, а получали задание писать про Бэтмена или рекламу — он считал, что понимание массовой культуры необходимо для самоидентификации человека в современном обществе, а средства массовой информации как раз выполняют обратную задачу — подавляют возможность самоанализа и осознанных действий.

Интернет полон тем, которые просятся на исследования. Например, мемы и сетевой юмор — это же просто огромная область для исследований и понимания как коллективного бессознательного, так и психологических процессов внутри отдельного человека. На тему «Почему людям нравятся видео с котятами и кошками» можно написать целую диссертацию, что уж говорить про мемы.


Популяризация

Вообще, тема коммуникации намного шире, чем обычно думают — она не ограничивается медиа и журналистикой, а вплетается непосредственно в жизнь человека. Коммуникация — это скорее философское направление, которое требует серьезного осознания в связи с ростом времени, которое человек стал проводить с медиа. И обязательно популяризации. Не имеет смысла делать то, что не будет доступно для людей. И как показывает мой даже небольшой опыт — очень много людей ощущают потребность, чтобы с ними говорили на эту тему.

Если говорить о методе анализа, то за основу можно взять ту аксиому, что человеческая жизнь — это непрерывная коммуникация с самим собой, миром и людьми. Кто-то вводит в эту систему Бога, и тогда мы получим отдельное направление, как богословие коммуникации, которое некоторое время назад разрабатывал Сергей Чапнин — ответственный редактор газеты «Церковный вестник».

Лавина информации ставит вопрос о соотношении реальных дел и разговоров о них — часто современные люди попадают в ловушку, когда проще говорить о чем-то, чем стремиться к этому делами. Кроме того, я бы отметил психологическую проблему — из-за длительного времени, которое человек проводит в вербальном мире интернета, он приучается воспринимать живых людей из плоти и крови, чувствующих, переживающих, страдающих, принимающих решения на основе чувств, а не рациональных аргументов, как героев романа, который пишется в его воображении. В интернете все стало текстом — и люди тоже. И возникает обман восприятия: текст — это идеальный мир, и есть опасность начать воспринимать окружающий мир и людей как текстовое произведение. Постоянное удерживание в памяти того, что люди — это не текст, возвращает им реальность.
(Прочитать подробнее о медиааскетике можно в ЖЖ по тегу «медиаскет»)


Как человек меняется под воздействием социальной сети

Человек общается в социальной сети. А общение на расстоянии строится совсем по другим законам, чем когда вы, например, общаетесь в кафе. Это целая область исследований, тут можно писать гайд по общению на расстоянии.

Изменений на самом деле довольно много. Например, расстройство структуры времени, когда время схлопывается при потреблении информации и течет в интернете совсем не так, как в реальном мире. Время в интернете равно информации. Если раньше мы ложились спать, когда сядет солнце, с изобретением электрического света стали ложиться, когда выключим свет, то теперь тогда, когда закроем браузер.

Или расстройство структуры информации. Раньше люди потребляли книги, а сейчас читают маленькие тексты — твиты или посты. А есть мысли, которые можно передать только большим текстом — все эти афоризмы и цитаты, они не дают понимания, если у человека нет базиса. И у человека теряется навык выстраивать логические цепочки и видеть причинно-следственные связи. Раньше он видел их в тексте, теперь информация идет в виде разноцветных лоскутков, и мозгу требуется тратить энергию на собирание этих лоскутков в одну мозаику — а энергии на выделение смысла порой даже не остается. Как говорят, в современном обществе выигрывает тот, кто умеет читать большие тексты, и писать маленькие.

На западе даже есть целое направление — терапия историями. Людей учат понимать и рассказывать истории, чтобы снова научиться видеть причинно-следственные связи. Выделить главное и невидимое в тексте. По той же причине, кстати, так популярны сейчас кино и сериалы — там история уже готова, и мозг отдыхает, его ведут, и ему не надо тратить энергию на собирание мозаики из разрозненных кусков информации.


Эскапизм — это не выход

Иногда меня спрашивают: «А может быть, правда нужно отключить все эти устройства и уехать в деревню?» Но эскапизм ни к чему хорошему не приведет. Если все станут дауншифтерами, что мы будем производить? И вообще — что будет с миром? Конечно, это не выход. Хотя иногда отключать надо. Информации стало столько, что человек оказывается погружен в лавину данных, часто ему не нужных, поэтому стоит осознанно относиться к экологии пользования медиа. Один мой знакомый, например, на время православного поста удаляет свой ЖЖ. А один раз на Великий пост он удалился из фейсбука — эффект, говорит, даже сильнее, чем когда он бросал курить. Правда, потом вернулся. Попробуйте — глоток свежего воздуха.​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:32:26
    " Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом".
    Очень хочу узнать, что же это за такие "психологические структуры" в "самом человеке и всем человечестве". Особенно интересны "новые структуры".
    И почему появление этих неведомых структур стало "травматическим опытом"?
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:37:03
    К вопросам хотелось бы сделать краткое замечание.
    По моим наблюдениям, человек, употребляющий слово "осознание" в любых формах, либо глуп, либо наивен. А чаще - то и другое вместе.
    И всегда этот человек не знает значения этого слова. Потому что, если бы он это значение знал, то не стал употреблять его по любому поводу.
    А уж, тем более, по отношению к таким персонажам, как пользователи социальных сетей.
  • Андрей Дьяконов· 2012-06-16 00:25:11
    Рашкофф об этом целую книжку написал. Называется Program or Be Programmed: Ten Commands for a Digital Age. И наверное не один он
Читать все комментарии ›
Все новости ›