Кругом шуршат агенты лондонского обкома, продвигают своих людишек, тайные пружины взводятся, путины и медведевы оказываются безвольными марионетками, приводимыми в движение ужасной космополитической машиной.

Оцените материал

Просмотров: 16568

Портреты политблогеров: с пионерским задором

Максим Артемьев · 06/04/2012
Один чеховский персонаж, третьестепенный журналист, представлялся так: «Пишу по еврейскому вопросу». Пионер lj мог бы презентовать себя аналогичным образом
Сапожник и Пионер — близнецы-братья, только разнояйцевые. Один крайний либерал, другой — стопроцентный националист. Оба бывают ослеплены соответствующим доктринерством, но оба одновременно очень внимательны к событиям текущей жизни, которые, конечно, трактуют противоположным образом.

Начинал Пионер, подобно своему антагонисту, — завел в 2002 году аккаунт в ЖЖ и поначалу имел по два-три отклика, а то и вовсе обходился без оных. Но убогий старт не обескураживал его. В себе Пионер всегда был уверен — вот его самая первая запись:

«Начало славных дел
Лиха беда начала!
Пионер».

Так оно и случилось. К 2006 году он стал одним из лидеров «национал-патриотического» направления в ЖЖ. Актуальность и яркость постов умножались на загадочность автора, никто не знал, кто такой Пионер.

Как писал один из юзеров, озабоченных фигурой анонима-блогера: «Действительно ли “Пионер” является тем, за кого себя выдает. Дело в том, что с этим ником я знаком еще с 99-го года. За годы моего пребывания в инете сложилась интригующая картина — на любом мало-мальски “национально-ориентированном” форуме присутствовал “Пионер” в количествах совершенно гомерических. Куда ни сунься — везде он».

Действительно, до своего жежешного периода Пионер обретался на форумах сайтов вроде conservator.ru либо nationalism.org. На последнем, кстати, у него имеется до сих пор своя страничка с «серьезными» политологическими, культурологическими и историософскими текстами, впрочем, продублированными в его блоге.

Пионер настолько возвышался над остальными авторами в националистическом лагере, что развернулась целая охота на него — множество жежешных юзеров хотели вычислить личность анонима. В эту увлекательную игру втянулись не только коллеги-патриоты, которых оставляла в тени его фигура и которых он раздражал своим высокомерно-покровительственным отношением, но и его враги-либералы. Ольшанский писал: «Они просто трусы и люди бесчестные. Особенно Пионер лжи. Анонимные мурзилки, имеющие наглость претендовать на равенство диалога — что может быть гаже». И он же добавлял: «Пионер все же редкостный идиот, как и все наци, впрочем». Сапожник также изощрялся в версиях того, кто такой Пионер.

Одновременно с поисками автора (почти по Пиранделло) шла кампания по дискредитации этого нестандартного блогера, на которого зуб имели многие (например, олимпиец Максим Соколов). Придумывали забавные теории о том, что антисемит-Пионер в реальности — толстая пожилая еврейка Ольга Петровна Шац; что на самом деле под этим ником пишут целых три автора; что это реинкарнация Галковского (Милитарева, Крылова и далее по списку). Блогера наградили устойчивой кличкой — Пионер лжи (вариант — Пионер лужи) — от его полного ника Pioneer lj. Сам Пионер только посмеивался над незадачливыми охотниками в своих комментах.

Необычного в нашем блогере было немало. Он поражал обилием постов и усердным участием в интернет-дискуссиях. В 2007 году один «поисковик» писал, озадаченный: «Г-ном Пионером за август месяц сего года было написано 48 корневых постов объемом 5—8 тыс. знаков каждый. Сюда же приплюсуем бурную и обильную переписку в комментариях. При этом посты практически не содержат опечаток и изобилуют различными ссылками, т.е. это не просто поток сознания, а вполне профессиональная работа спецпропагандиста высокого уровня. Что характерно — среднемесячный огромный объем, 150—200 станиц 12-м кеглем через 1,5 интервала оригинального текста — для одного человека в месяц это очень много. Я потрясен и восхищен. Я только одного не понимаю, когда Пионер работает на основной работе?»

Искатели внимательно отслеживали периодичность его постов, выяснив, что по выходным он, как правило, не пишет. Почти как анекдот выглядит недавний контент-анализ, проведенный одним юзером, который изучал, как часто Пионер использует выражение «на четвереньках»: «Во избежание недоразумений я сделал поиск и привожу часть из 77 полученных результатов (*четвереньках*, поиск по блогу pioneer_lj.livejournal.com)». Следом другой юзер выдвинул гипотезу: «Может быть, для Пионера “бегать на четвереньках” — это какой-то фетиш. Почему бы и нет?» Пришлось вмешаться самому Пионеру: «За 10 лет в 5803 записях в журнале и 53 264 написанных комментариев обнаружено 25 случаев употребления выражения “бегать на четвереньках”».

Был создан особый блог «О Пионере», посвященный раскрытию инкогнито. Поиски в конце концов вроде бы привели к успеху — Пионер как-то неосторожно обмолвился, в каком году и какой он окончил вуз, а также упомянул свое настоящее имя. Методом исключения вычислили наиболее вероятного претендента — директора по логистике крупной торговой сети (и, вероятно, совладельца — моя догадка). Я склонен верить тому, что этот менеджер и есть Пионер — он как-то в блоге упоминал свой бизнес-трип в мою родную Тулу, а там как раз имелся магазин этой сети. Да и стилистически реклама компании совпадает со стилистикой ЖЖ Пионера. Но, как говорит русская пословица, «не пойман — не вор» — развиртуализации Пионера не произошло, догадка так и осталась догадкой, сам он никак открытие не комментировал. Более того, некая заурядность обнаруженной фигуры, ее обывательская буржуазность не вызвали ожидаемой сенсации. Поэтому я буду и далее называть его именно по нику.

***

Как и большинство блогеров, Пионер очень разнообразен в сюжетах. Хотя текущая политика и занимает большую часть его внимания, он откликается на многое. Впрочем, и новости культуры, и экономические новости он всегда увязывает именно с политикой. Пионер был ярким явлением эпохи безвременья. Именно на самые глухие путинские годы парадоксальным образом пришелся расцвет его публицистического дарования. Он блистал как политический блогер, когда политики, собственно, не существовало и вся она была вытеснена в интернет, в обмен пикейных жилетов уколами. За это время он из заурядного антисемита-антизападника вырос в интересную фигуру, сумев преодолеть многие свои былые антипатии.

Как все или почти все блогеры происходят от Галковского, так и Пионер долгое время ориентировался на гуру. Правда, у него оказалась сложная история отношений с мэтром; если я не ошибаюсь, Галковский в итоге забанил ученика, метко подметив: «90% Ваших высказываний — это моральная проповедь и этические оценки». Впрочем, на популярности Пионера ссора с Галковским никак не отразилась, и он пошел своим путем, все реже оглядываясь на учителя.

До начала работы над этим циклом я не задумывался об отношениях блогеров между собой. Но оказалось, что связь имеется самая прямая, и все они напрямую или «через одно рукопожатие» между собой связаны. Пионер собачится с Сапожником и время от времени что-то комментирует у Мальгина. Ольшанский ругает и Ройзмана, и Пионера, и т.д. Мирок блогерства весьма тесен, любая новая значительная фигура тут же отслеживается, обсасывается со всех сторон. Каждый популярный блогер ревностно следит за успехами другого, пусть даже из противоположного лагеря.

{-page-}

 

Пионер пробовал себя как колумнист на сайте АПН, выступая под псевдонимом Иван Жуков. Ничего хорошего из этого не вышло — статьи его теряли блеск, присущий текстам в ЖЖ. Чувствовалось, что официальная журналистика — не его жанр. Пионер хорош именно тогда, когда не скован никакими ограничениями, когда он царь и бог в своем блоге и ведет активный диалог с читателями. Талантливое любительство, переходя на стезю профессионализма, сразу же что-то теряет в своей непосредственности и привлекательности.

Поначалу главной темой Пионера (в те годы я его еще не читал, обнаружив этого блогера сравнительно поздно, когда инет уже успел им переболеть) была борьба с либералами. Изничтожая их, он выступал с позиций не классовых или государственнических, а скорее сугубо националистических, обличая их как врагов русского народа. Отсюда шел плавный переход ко второй излюбленной теме — еврейству, российскому и мировому. Один из чеховских персонажей, третьестепенный журналист, представлялся так: «Пишу по еврейскому вопросу». Пионер, наверное, мог бы презентовать себя аналогичным образом. Для детального изучения вопроса он даже побывал в Израиле.

Антисемитская составляющая — самая слабая и неинтересная у Пионера и по своей вздорности вполне соответствующая еще одному его коньку — навязчивому разоблачению козней Англии, темы, позаимствованной у Галковского (лондонский обком продвинул Шойгу на пост губернатора Подмосковья — и все в таком духе, кому это всерьез будет интересно?). Антилиберальное направление более реалистично. Основной его упрек либералам — обвинение их в советчине. Для него все они родные либо духовные дети и внуки чекистских палачей, сталинисты в душе. Его неприязнь к подсоветско-постсоветской интеллигенции во многом идет от солженицынского неприятия «образованщины», сложившегося к началу 1970-х.

Любовь к заговорам у него и их разоблачение — также очевидное слабое место. Пионер —«не вхож», и потому его бесконечные домыслы — фантазии больного мальчика о войне, говоря словами кого-то из классиков. Но публике нравятся загадки и их отгадки, и потому Пионер идет у нее на поводу, фабрикуя чуть ли не еженедельно по заговору, а после раскрывая их. Получается у него поинтереснее, чем в газете «Завтра». В той конспирология откровенно убогая и предсказуемая, а Пионер — ас по сочинению качественных и неожиданных теорий заговора. Он даже придумал теорию теорий: «Конспирологическая версия считается наиболее правдоподобной, если альтернативные версии или неконспирологические объяснения некоего явления оказываются более сложными или абсурдными (безумными)». И вот пример — из одного из его биографически-конспирологических очерков: «Как и почему глубоко провинциальный мелкий партфункционер С. Шойгу, не имея никаких заметных дарований и способностей, сделал феноменальную карьеру в Москве, стал аксакалом в правящей элите РФ, без конспирологии объяснить невозможно».

Будучи политическим блогером эпохи тотальной аполитичности, Пионер не мог не прибегать к занимательной конспирологии — только так можно было раскрасить унылый серый пейзаж. Под его пером захолустная, по мировым меркам, Россия с ее безнадежной бессобытийностью преображается. Кругом шуршат агенты лондонского обкома, продвигают своих людишек, тайные пружины взводятся, путины и медведевы оказываются безвольными марионетками, приводимыми в движение ужасной космополитической машиной.

На конспирологии у Пионера замешены биографические очерки разных ярких современников. Но если откинуть домыслы, то выясняется, что Пионер обладает чутьем на «белые пятна» в их официальных жизнеописаниях. Он с удивительной проницательностью находит слабые места, недоговоренности, несостыковки и с щедрым применением фантазии заполняет их.

Шедевром этого жанра у него стали пространные разыскания об оружейнике Калашникове. Отсюда уже близко до историософских штудий. Его девиз: «К любым историкам, а особенно их историям вообще следует относиться скептически». Пионер, помимо прочего, еще и писатель жанра, называемого на Западе «фолк-хистори». Тут и нашествие монголов на Русь, и Великая Китайская стена, и китайский же фарфор, и древние цивилизации Америки. И не все, между прочим, вздор. Например, посты в ЖЖ о логистике татаро-монгол ставят много закономерных вопросов, поддерживаемых современной исторической наукой.

Если Сапожник для поднятия популярности периодически вбрасывает для обсуждения тему ВОВ, то Пионер создает перлы антикоммунизма, на занимательных примерах из недавней советской жизни разоблачая «совок». К нему в комменты моментально сбегаются фанаты СССР, и в блоге разворачиваются битвы, в которых Пионер принимает живейшее участие, показывая мастер-класс интернет-дискуссий. Как антисоветчик Пионер не знает себе равных и разит оппонентов наповал. По его ЖЖ раскидано очень много интереснейших воспоминаний о совковом быте и жизни, он мастер кратких, но точных заметок «о былом», причем не только описаний, но и выводов из житейских наблюдений. Например, посвящая свои посты всеохватному советскому алкоголизму, он подмечает, что сегодня на улицах Москвы увидеть алкашню — редкость, и подводит под это вполне убедительную теорию. То же самое насчет бытового хулиганства. У него в ЖЖ бывают любопытнейшие рассуждения по текущей экономике, основанные на собственном предпринимательском опыте (Пионер не скрывает, что сам он — бизнесмен). Одновременно блогер скрупулезно подбирает иллюстрации к своим постам, создавая, так сказать, визуальную опору для глаза.

Есть что-то в Пионере от викторианских джентльменов (да и нынешних английских оригиналов, например тех, кто выступает против метрической системы) с их «коньком» (hobby) — забавным чудачеством. Пионер — азартный спорщик, хотя никогда не переходит на личности, не грубит, не оскорбляет, в лучшем случае назовет прилипчивого тролля «чекистской мурзилкой». Он редко трет комментарии в своем блоге и позволяет писать в нем анонимам. Нередкий зачин его постов — ссылка на дискуссию с его участием в чужом блоге, которую он предлагает продолжить.

***

Но нет ничего вечного — в России постепенно начинается оттепель. А это для политически ориентированных блогеров не так уж и хорошо, в смысле их влиятельности. Российское блогерство процветало в условиях вытесненной политики, жестко цензурируемых СМИ, как эрзац. Сегодня, когда открываются возможности для прямого действия, а медиа вздохнули чуточку свободнее, разговоры типа «Гинденбург — это голова» стремительно теряют свою популярность. Беспонтовая трепотня в сети сменяется возможностью пойти на демонстрацию со смешным плакатом — и это куда привлекательнее.

Найдет ли свое место в изменившейся ситуации Пионер — вопрос открытый. Его позиция нынешней зимой отличалась гибкостью — он поддерживает Навального, выступает за тактический союз с либералами. Кстати говоря, он всегда отстаивал демократию и свободу слова, которые, как он считал, узурпировали враги русского народа. Но сидящий в инете анонимный блогер — фигура не для нынешнего времени. Я пока плохо представляю, о чем будет писать Пионер, скажем, через год-два. Точнее, я понимаю, что он будет писать, но вот кто его будет читать — нет. Вопрос заключается в том, сможет ли он сохранить свою аудиторию? Ему надо будет либо выходить из потемок на белый свет, включаться, так сказать, в реальную политику, либо уйти целиком в фолк-хистори. Сохранить позицию авторитетного критика текущих событий, вещающего из тени, ему вряд ли удастся.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • pv· 2012-04-06 15:18:53
    пусть ими всеми тимур какой со своими коммандос занимаются...тьфу
  • tridi· 2012-04-09 23:38:45
    Много букв - м.б. автору гонорар выплачивается за строчку?))

    А если серьёзно - то автору следует больше уважать время читателя и не напрягать его длиннотами, чай не Франц Шуберт, у которого длинноты были Божественными))
  • Maksim Tabarhsak· 2012-04-12 21:25:00
    Есть версия Адольфыча что Пионер это женщина.

    Кстати, если уж взялись описывать блогеров.

    То надо описать и Адольфыча, как редкого представителя бандитского вида в ЖЖ.
    Кстати вы его почитайте.
    Он не смотря на своё пейсательство.
    За годы пребывания на зоне полностью стал полууголовником, это у него уже в подкорке.
    У меня много знакомых с большими сроками, сидевшими и за убийства но не воров.
    Так вот у Адольфыча эта тюремщина не показная, он ей пропитан полностью и так и помрёт, таким недописателем недоуголовником.
Все новости ›