Короче, фашизм не пройдет!

Оцените материал

Просмотров: 27616

Epic Hero: «Наша редакционная политика не ломается через колено»

Алексей Ивановский · 30/11/2011
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВСКИЙ узнал у авторов хипстерского блога о политике, что происходит с их проектом

Имена:  Илья Клишин · Роман Федосеев

©  Алексей Ивановский

Epic Hero: «Наша редакционная политика не ломается через колено»
— Ходят слухи, что вас купил OPENSPACE.RU.

Роман Федосеев: Возможно, для некоторых наших читателей к сожалению, но для нас — к счастью, мы подтверждаем эти слухи.

Илья Клишин: Я написал письмо Кате Герасичевой, генеральному директору OPENSPACE.RU, с подачи одного знакомого журналиста, который мне рассказал на условиях секретности про проект молодежного OPENSPACE.RU (приложение WOS — WeekendOpenSpace — в настоящее время готовится к запуску. — OS). В тот момент я просто искал редакторскую работу.

— Ты предполагал, что будешь редактором, а Epic Hero — это будет твое хобби?

Илья: Да, тем более был уже такой опыт. До этого я совмещал Epic Hero c работой в нескольких рекламных агентствах. Совмещал и в тот непродолжительный период, когда имел некоторое отношение к проектам «Сколково». Все это время Epic Hero не был связан с моей работой. Думал, что здесь будет такая же история. Но на первой встрече с Герасичевой получил предложение продать сайт целиком. Я удивился, но мы начали переговоры, которые, как теперь понятно, закончились успешно.

Суть сделки довольно проста. Полностью были выкуплены сам сайт и тексты нашего авторства. По договоренности после открытия сайта WOS (молодежного OPENSPACE.RU) человек, заходя на сайт epic-hero.ru, будет автоматически попадать на одноименный раздел на этом сайте. То есть, коротко говоря, не слияние, а полное поглощение — с сохранением, впрочем, бренда и команды.

— А где проходит грань?

Илья: До этого мы были блогом. Теперь есть возможность для перехода на новый уровень — журналистский. Делать хорошие репортажи, интервью, нетривиальные материалы, более глубоко прорабатывать темы. Меньше беспредметной публицистики, больше конкретных историй. Ведь есть полный рабочий день для этого.

— Как складываются ваши отношения с молодежной редакцией OPENSPACE.RU?

Роман: Очень доброжелательно. Молодые, интересные ребята с горящими глазами. Носятся с кучей разных идей, спорят, обсуждают. Проекты некоторых из них, как выяснилось, мы знали и раньше, и они нам очень нравились. Очень дружелюбная, располагающая к работе атмосфера.

— Были ли поставлены перед вами какие-то ограничения со стороны покупателей?

Илья: Нет никаких ограничений. Скорее можно говорить об общем понимании того, в каком направлении будет развиваться проект уже в рамках молодежного OPENSPACE.RU. Больше будет сделан акцент на общество, на конкретные, человеческие истории.

— Для вас это был вопрос исключительно денег?

Роман: Времени и ресурсов. Невозможно работать по двадцать часов в сутки.

©  Алексей Ивановский

Роман Федосеев (слева) и Илья Клишин  - Алексей Ивановский

Роман Федосеев (слева) и Илья Клишин

— Илья, как совмещалась твоя жизнь рабочая и Epic Hero как хобби?

Илья: Это был проект для души. Он задумывался как некоммерческий. На нем никогда принципиально не было рекламы. Он никогда не был аффилирован ни с какой политической партией или еще с кем-то.

Когда я уволился из РИА «Новости», я имел отношение к миру рекламы, маркетинга и пиара. Здесь не было противоречия, этот мир довольно индифферентно относится к политике, к обществу. Коллеги видели, когда я давал интервью, говорили: да, прикольно, мы читали. Ставили лайки. Хотя теперь уже можно честно сказать, что я иногда грешил против своего рабочего времени. Нет-нет и занимался делами сайта на рабочем месте. Бывшие работодатели если почитают, не обрадуются, наверное. (Смеется.)

— Это был выплеск твоего гражданского недовольства?

Илья: Не совсем. Мы старались приободрить людей, рассказать им о том, что происходит, и при этом дать им альтернативу. Сказать: попробуйте сделать что-то хотя бы на своем низовом уровне.

— На низовом?

Илья: Начиная с подъезда, двора, района, муниципалитета.

— Теория малых дел.

Илья: Здесь необходимо уточнение. Вот есть Василий Эсманов, известный адепт теории малых дел. Он всегда говорил, что ему противна большая политика. Он говорит: теория малых дел — да, хорошо, а большая политика — фу, мерзко и противно, в это никогда лезть не буду, интересоваться не буду, чума на оба ваших дома, на все ваши выборы, политиков, на Государственную Думу. Давайте у себя во дворе посадим деревья, проложим велосипедные дорожки.

Мне же кажется, что не надо противопоставлять теорию малых дел и большую политику. Можно прокладывать велосипедные дорожки, заниматься благотворительностью, быть модным и стильным, но при этом ориентироваться в общественной жизни своей страны. Почему сайт попал в точку? Болевой нерв, может быть, задел. Он совместил две эти плоскости, которые до этого не состыковывались нигде.

— А вы модные и стильные?

Роман: Да.

— Вернемся к моменту, когда Герасичева предложила тебе сделку. Почему ты согласился?

Илья: Уверен, многие зададут вопросы типа «что вам мешало продолжать заниматься этим независимо?». Во-первых, это действительно выход на новый уровень. Уровень блога и уровень портала OPENSPACE.RU — это два разных уровня. Это возможность выйти на более широкую аудиторию. Далее, это возможность полностью посвятить себя любимому делу. До сегодняшнего дня мы не могли просто элементарно жить, занимаясь исключительно Epic Hero — надо, знаете, снимать квартиру и покупать еду. Плюс наша редакционная политика не ломается через колено. Остается той же. И третье, последнее, но не по значимости, — все-таки именно то, что это OPENSPACE.RU, то есть не портал «Икс». Если бы на месте OPENSPACE.RU был кто-то еще, то я честно скажу, что шансы совершения такой сделки были бы существенно ниже.

Роман: Да, потому что у нас было не так много вариантов, которые бы нас устроили. К сожалению, сегмент СМИ, который мы считаем, условно говоря, интересным, который мы любим, уважаем, он очень маленький. Можно пересчитать по пальцам одной руки.

— А давайте так и сделаем.

Роман: Esquire, «Афиша», OPENSPACE.RU, «Слон», «Большой город». Что еще забыл? Практически все.

— «Новая газета»?

Роман: Это немного не то. У них другой формат, хотя я их очень уважаю тоже и регулярно читаю.

Илья: Я вообще начинаю день с чтения газеты «Коммерсантъ». Но я понимаю, что молодежная аудитория 18—25 лет, которой интересны, скажем, «Большой город», «Афиша», OPENSPACE.RU, не начинает день с чтения газеты «Коммерсантъ». И это была одна из предпосылок создания нашего сайта — заполнить чем-то этот медийный разрыв.

©  Алексей Ивановский

Илья Клишин  - Алексей Ивановский

Илья Клишин

— А вы хорошо представляете себе эту вашу аудиторию — 18—25?

Роман: Вполне представляем себе, в том числе потому, что было много писем от читателей, которые к нам приходили. Возможно, стороннему наблюдателю это покажется слишком пафосным и трогательным, но люди часто пишут: мол, я никогда не интересовалась политикой, ничего об этом не знала и вдруг как-то наткнулась на ваш сайт и увлеклась.

Илья: Читала до этого только глянцевые журналы.

Роман: Да, и вот она узнала о том, какие стыдные, несправедливые вещи происходят в нашей политике, и задумалась: как же так, почему мы так живем? Теперь, пишет, собирается пойти на выборы.

Илья: Мы просто сказали: мы предполагаем, что условным хипстерам интересна политика.

— Думали ли вы, что вот есть мы — хипстеры, которые интересуются политикой, и есть другие такие мы.

Роман: Да, конечно.

— То есть вы считали себя частью этой аудитории?

Илья: Мы немножко старше. Роме сейчас 26, мне 24. В основном это студенты-старшекурсники около двадцати лет. Им нравятся iPhone, «Старбаксы», модная одежда, они читают журнал «Афиша», но они не являются какими-то завсегдатаями «Солянки»…

— А вы себя идентифицируете как хипстеров?

Роман: Как постхипстеров.

— А знаете ли вы, что определением «хипстер» пользуются только провинциалы?

Роман: Честно говоря, первый раз слышу такую точку зрения. Возможно, так думают люди, живущие в пределах Садового кольца. Мы с друзьями время от времени совершаем, как мы их в шутку называем, этнографические экспедиции в города центральной России — Тверь, Рязань, Орел. Так вот, там люди в большинстве случаев или еще не знают этого слова, или по-прежнему смутно представляют, что это такое.

Илья: Мы немного отстранены от этого все же. Мы понимаем, чем живет этот мир, я не хотел бы здесь говорить слово «субкультура», но при этом не погружаемся в него полностью.

Опыт ведения сайта показал, что если бы сайт был для хипстеров, то его аудитория состояла бы из пяти тысяч человек в Москве и Санкт-Петербурге. Ну, может быть, десять тысяч человек. А это получился молодежный, независимый, некоммерческий проект об обществе, о том, что интересного происходит в общественной и политической жизни. Слово «хипстеры» здесь стало просто, скажем, канвой или чем-то таким привычно-ритуальным. В самом начале ведения сайта мы часто делали акцент на это, намеренно, карикатурно, но потом постепенно отошли от этого.

{-page-}

 

©  Алексей Ивановский

Роман Федосеев  - Алексей Ивановский

Роман Федосеев

Ведь мы зачастую говорим про вещи, которые легко сделать каждому двадцатилетнему человеку. Он не знает, что происходит у него в муниципалитете, как проходят выборы, зачем на них ходить, почему в его дворе огромная яма, почему там спилили деревья. Или загаженный подъезд, когда жильцы не могут договориться со своим ТСЖ. Это не где-то там Путин, Зюганов, Жириновский, а вот эта у него яма. Он каждый день выходит на работу или в институт, а у него там…

- А вы расскажете ему, как от этой ямы избавиться?

Илья: Мы этим занимались периодически. Сейчас будет больше времени, возможности, чтобы такими вещами заниматься. Мне кажется, что об этом говорится недостаточно.

- Недостаточно? Или вы их недостаточно нашли?

Илья: Летом мы делали материал про студентов — про то, как ребята в разных вузах самоорганизовывались и решали свои проблемы. В столовой тараканы, в общежитие перестали пускать гостей. Реально ребята собрались, писали какие-то письма на имя ректора, устраивали пикеты. В каком-то смысле это тоже политика.

— Из кого состоит ваша команда?

Роман: Сначала мы с Ильей вдвоем создали этот сайт. Я зарегистрировал его в мае 2010 года, сходил 31-го числа на Триумфальную площадь, написал довольно необязательный текст об этом и забросил идею — даже никому не рассказал, не дал на него ссылок. Просто на тот момент увлекся чем-то другим, не думал, что из этого что-то выйдет. Но в июне Илья написал колонку на Lookatme, где в ироничной, провокационной манере заступился за хипстеров, которых тогда кто только не поносил. Дескать, они — важная часть социума и за ними будущее. Колонка имела успех — было очень много перепостов, споров, комментариев. И вот только к октябрю мы поняли, что нужно срочно браться за заброшенный сайт и развивать идею. В качестве хорошей традиции сходили 31 октября на Триумфальную и опубликовали на следующий день текст «Хипстерский прорыв». Вот тут уже довольно быстро все понеслось, к нам присоединились другие люди на добровольной основе. В первую очередь, конечно, нужно отметить нашего питерского друга Юру Болотова, который фактически стал третьим редактором и написал для сайта ряд очень сильных текстов.

— В 2008 году к тебе было применимо слово «хипстер»?

Роман: Я думаю, да, потому что как раз это был 2008 год, это была колонка Сапрыкина на «Сложных щах» про хипстеров. Он тогда наконец обобщил всю историю.

— И вы к ней принадлежали?

Роман: Ну, скажем так, были пересечения по нескольким направлениям. Я увлекался музыкой, мне нравились истории с инди-роком, психо-фолком, с группами достаточно редкими, читал нишевые сайты. То же самое с кино. Покупал одежду, которая считалась по брендам хипстерской, но делал это скорее потому, что она была демократичной по цене, удобной, стильной. Но нельзя было сказать, что я чувствовал принадлежность к некой тусовке, группе людей, ловил все тренды, считал необходимым появиться в условной «Солянке» раз в неделю.

©  Алексей Ивановский

Роман Федосеев и Илья Клишин  - Алексей Ивановский

Роман Федосеев и Илья Клишин

Илья: Есть такое понятие, как бихевиоризм, это от английского слова behavior — «поведение». Это когда мы оцениваем человека или группу людей по внешним проявлениям. Что ты носишь, какой у тебя фотоаппарат, какой телефон, в какие ты ходишь кафе и бары. Если у тебя этого нет, то ты как бы не имеешь отношения к этой группе. Мне кажется, интереснее смотреть на людей с точки зрения их мировоззрения.

Моя мысль заключается в том, что есть неизбежные вещи, связанные с развитием. В 20 лет человеку хочется больше тусоваться, а в 25, в 30 у него расширяется круг интересов, происходит процесс взросления. И людям в том числе становится тесно в медийном поле, в котором они привыкли находиться.

— Ваша функция заключается в том, чтобы этому переходу от аполитичного двадцатилетнего к интересующемуся социальными и политическими вещами двадцатипятилетнему помочь.

Роман: Ну да. Иногда нужно просто бросить первый якорь, который зацепит, а иногда развить те зачатки, которые уже есть.

— Кто тогда ваша аудитория?

Илья: Есть такое понятие — креативный класс. В том числе в социологии.

— Вы к нему принадлежите?

Илья: Думаю, что да. Мы ведь не похожи все здесь собравшиеся на сталеваров и на пролетариев тоже не похожи. Безусловно, назовем его креативный класс, средний класс...

— А это одно и то же?

Илья: Ну, социологи расходятся.

— Менеджер среднего звена в банке — это средний класс или креативный?

Илья: Менеджер в банке как раз скорее средний класс, а работающий там дизайнер — это как раз креативный класс, но они живут примерно в одной системе ценностей.

Роман: Я не согласился бы. Мне кажется, что средний класс, если мы говорим о малом бизнесе и среднем менеджменте, довольно аморфный и куда менее восприимчивый к новым тенденциям, к изменениям. Средний класс скорее готов поддержать человека с достаточно жесткими националистическими взглядами.

— А это плохо?

Роман: Конечно.

Илья: Я плохо отношусь к национализму.

— Националисты все скинхеды?

Илья: Не все националисты скинхеды, но все скинхеды, безусловно, националисты.

Роман: Илья, ты сейчас не прав. Потому что есть антифа-скинхеды.

Илья: Не знаю.

Роман: Короче, фашизм не пройдет!

— Давайте представим идеальную ситуацию: у вас все получилось так, как вы хотели. Что произошло?

Роман: Мы тоже пару раз уже над этим думали. Наша главная цель — это совершить какой-то сдвиг в сознании людей. И результат, естественно, будет виден не сейчас, не через год, а через пять, может, через десять лет.

Илья: Мне интересно разговаривать с людьми, рассказывать им о чем-то. Создавать смыслы, доносить идеи и, может быть, подсказывать, помогать, но не навязывать. Очень важно никому ничего не навязывать, просто предложить, попробовать заинтересовать.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • spb4· 2011-11-30 17:16:25
    а чего грамотно лук не за...шили?) ну хоть для прикола)
  • Ortem Jorgi· 2011-12-01 02:35:51
    а что, openspace сейчас не молодёжный сайт? молодёжный openspace будет типа look at me?
  • katia Gerasicheva· 2011-12-01 12:12:01
    аудитория опенспейс сейчас 30-65
    молодежное приложение выходные опенспейс рассчитывает на 18-30
Читать все комментарии ›
Все новости ›