На всех трех встречах с президентом я тоже, наверное, случайно оказался.

Оцените материал

Просмотров: 23200

«Легенда» об инноваторе

Дарья Шварц · 17/11/2011
Знакомьтесь: Антон Коробков-Землянский, двадцатисемилетний член Общественной палаты, инноватор и блогер. Механизм впечатляющего карьерного роста исследовала ДАРЬЯ ШВАРЦ

Имена:  Антон Коробков-Землянский

©  www.korobkov.tv / OpenSpace.ru

«Легенда» об инноваторе
Медиаагентство «Легенда» появилось год назад и сразу привлекло к себе внимание: его основателями были две весьма одиозные фигуры — бывший комиссар движения «Наши» Маша Дрокова и бывший корреспондент «Первого канала», блогер, поднявшийся на репортажах с Саяно-Шушенской ГЭС, Антон Коробков. Сейчас компания выросла до годовых оборотов, оцениваемых в 20—30 миллионов рублей, а ее гендиректор, 27-летний Антон Коробков, дорос до члена Общественной палаты. OPENSPACE.RU попытался разобраться, что тут важнее: компетенции, связи или лояльность режиму.


Собеседник президента

Каждый, кто внимательно следит за Дмитрием Медведевым, знает, что за последний месяц президент страны трижды встречался с молодежью. Сначала со студентами, потом с инноваторами и совсем недавно — с блогерами. Особенно наблюдательные могли на всех трех встречах заметить сидящего в первых рядах одного и того же не очень приметного улыбчивого молодого человека приятной наружности. Слегка смущаясь, он задавал вопросы про будущее «Сколково» и игру Angry Birds, гарант в ответ что-то шутил, а потом что-то уверенно отвечал, и оба они, молодой человек и президент, оставались, кажется, весьма довольны друг другом.

Искушенный в социальных коммуникациях читатель, конечно, догадался, что речь идет об Антоне Коробкове-Землянском (вторую фамилию он взял после женитьбы). Ему 27, он приехал в Москву несколько лет назад из Красноярска. Антон — бывший сотрудник ВГТРК, бывший корреспондент «Первого канала», тысячник в ЖЖ и Твиттере, сценарист нескольких телешоу, генеральный директор медиаагентства «Легенда», сотрудник фонда «Сколково» и с недавних пор член Общественной палаты РФ. В данном случае, впрочем, перечисление его заслуг и должностей не отвечает на вопрос «Кто это такой?», а, напротив, еще больше запутывает дело.


Как началась «Легенда»

Путь от сотрудника дирекции развлекательных программ «Первого канала» до члена Общественной палаты РФ Коробков проделал всего за каких-то полтора года, и продвинулся он, конечно, по нашистской линии, хотя сам это отрицает, а может быть, искренне в это не верит. Первый заметный выход на политическую арену под знаменами Росмолодежи для Коробкова состоялся летом 2010 года, когда в ресторане «Болоньезе» прошли дебаты между ним и журналистом Олегом Кашиным о том, стоит ли ехать на Селигер. Кашин, конечно, утверждал, что честному человеку совершенно нечего делать на одном озере с ликующей гопотой, которая надевает почтенной правозащитнице Алексеевой нацистскую фуражку и объявляет ее врагом народа. Коробков обезоруживающе улыбался и давил на инновации, а также на то, что Селигер — образовательный форум и социальный лифт. К консенсусу, естественно, не пришли, зато либеральная общественность запомнила Коробкова как нашиста.

Справедливости ради нужно отметить, что Коробков, вообще-то, никогда не состоял ни в каких молодежных политических движениях.

На Селигер Коробков съездил в компании комиссара движения «Наши» Маши Дроковой и своего друга, менеджера по продвижению техники Fly Евгения Козлова, и вместе с ними провел для участников селигерской смены мастер-класс про ведение твиттера. Козлов к тому моменту считался одним из самых популярных микроблогеров рунета, его твиттер читали около 50 тысяч фолловеров. Дрокова и Коробков слегка отставали.

Начальник смены, посвященной микроблогам, Алексей Филонов потом объяснял практическую пользу от таких занятий: «За десять дней смены мы сможем не просто научить сотни ребят пользоваться популярным сервисом, но и получить профессиональные знания, умение продвигать себя и других в микроблогах, научить монетизировать свой блог, проводить общественные кампании и многое другое». «Как раз в то время именно с этими моими друзьями появилась идея создать что-то свое, и тогда придумали “Легенду”», — вспоминает Коробков. Довольно скоро появился еще один повод для пересудов в тусовке.

Маша Дрокова ранней осенью покинула движение «Наши» ради должности в медиаагентстве Антона Коробкова. Так по крайней мере эта история обсуждалась в Твиттере. На самом деле у Маши наверняка были свои причины, а медиаагентства юридически еще не существовало.

«Легенда» была зарегистрирована только в декабре 2010 года. Ее соучредителями, помимо Коробкова (25,5%) и Дроковой (8%), стали Евгений Козлов (8%), Юлия Алешина (25%), Дарья Нечаева (25%) (про этих участников ЗАО «Легенда» Антон говорит: «Они не могут состоять ни в каких молодежных движениях хотя бы в силу возраста») и Алексей Филонов, бывший министр молодежной политики Краснодарского края и комиссар движения «Наши» (8%). Кстати, Филонов утверждает, что создание агентства было именно его идеей, «Легенду» он придумал специально под проект «Блог рунета». А потом Антон, «как самый безработный», начал управлять процессом.

«Для запуска стартапа нам потребовалось совсем немного средств — минимальная сумма для регистрации ЗАО, мы ее собрали сами, скинулись, кто сколько мог», — раскрывает первоначальные инвестиции Коробков. По закону для регистрации ЗАО требуется 10 тысяч рублей или имущество, эквивалентное этой сумме. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, уставный капитал «Легенды» составил 500 тысяч рублей.


Сайт не выдержал ритма

Сейчас медиаагентством из всех соучредителей занимается один Антон: «У всех, наверное, есть какие-то другие, более важные дела», — полагает он. Дрокова в телефонном разговоре с OPENSPACE.RU отказалась говорить про «Легенду». Уже больше полугода она занимается пиаром Российского квантового центра, резидента «Сколково», и не хочет ассоциироваться с другими проектами. «К тому же я очень мало занималась “Легендой”, Антон все знает лучше меня», — говорит Дрокова.

Хотя именно Дрокову и Коробкова всегда считали основными партнерами и идейными вдохновителями агентства. В феврале 2011 года они вдвоем провели церемонию вручения премии «Блог рунета». Этот конкурс уже три года проводит РАЭК (Российская Ассоциация электронных коммуникаций); ее директор Сергей Плуготаренко — тоже большой друг Коробкова и Дроковой. «Легенда» взяла на себя всю организацию церемонии вручения и потом в своем фейсбуке разместила несколько фотографий с мероприятия, в том числе помощника президента Аркадия Дворковича, спускающегося со сцены с фирменными пакетами агентства.

Больше фотографий в аккаунте «Легенды» не появляется, твиттер агентства лишь изредка ретвитит своего генерального директора, сайт находится на реконструкции. Странно для компании, специализирующейся на пиар-сопровождении в сети. «Конечно, сайт — это своего рода визитка компании, и, наверное, действительно странно, что он у нас сейчас не работает. Но практика показывает, что клиенты очень редко приходят через интернет, в основном по рекомендациям друзей и клиентов», — объясняет низкую активность «Легенды» в интернете Коробков.

©  www.korobkov.tv

«Легенда» об инноваторе
Когда «Легенда» только начинала работать, партнеры соединили свои записные книжки и так нашли первых клиентов. Долго искать не пришлось — «Блог рунета» появился сразу же, за ним подтянулись несколько проектов Росмолодежи, например «Беги за мной», которому, как выражается Антон, «помогали» около месяца — консультировали, снимали и раскручивали ролики.

Коммерческие клиенты тоже стали появляться. «Легенда» работала с «Билайном», организовывала для оператора сотовой связи несколько мероприятий с пиар-сопровождением; для интернет-магазина обуви Sapato агентство разработало стратегию продвижения в социальных сетях. Баннер Sapato долгое время висел в Фейсбуке на спонсорских местах. Коробков не раскрывает оборотов, но один из его бывших сотрудников утверждает: самый большой контракт, заключенный с «Легендой», на его памяти составлял 5 млн рублей в месяц. Оборот агентства, по оценкам участников рынка, может быть равен 20—30 млн рублей в год. В «Легенде» около 12—15 штатных сотрудников и очень большая текучка. «Не выдерживают напряженный ритм», — вздыхает Коробков.


Раскол тандема и призовой блог-тур

Подробнее говорить о проектах и кампаниях, которые проводило агентство, Коробков отказывается, мотивируя это коммерческой тайной: «У всех агентств есть свои схемы построения кампаний, и, если конкуренты узнают, какие они у нас, они могут начать работать на опережение», — объясняет он свою скрытность. По сути, основная специализация агентства — продвижение в интернете. То есть раскрутка сайтов, социальных сетей селебритиз, создание информационного шума вокруг того или иного события. Плюс организация мероприятий, съемок и т.д.

Весной 2011 года в «Легенде» случился акционерный конфликт, о котором знают все многочисленные бывшие сотрудники агентства. В итоге компания разделилась на два лагеря, в одном остался Коробков, в другом — Алексей Филонов и его люди. В октябре 2011 года Филонов представил собственный проект «Открытый интернет», провел чемпионат по игре Angry Birds и снова пообещал всем научить «монетизировать твиттер». «Это были разногласия не из-за бизнеса, а из-за человеческих качеств, Антон в какой-то момент по-хамски себя повел», — рассказывает Филонов. Несколько клиентов после этого «Легенду» покинули, и один из них, поблуждав по рынку, пришел к Филонову и до сих пор работает с ним (название компании не разглашается).

Один из бывших нештатных сотрудников «Легенды» Александр Зимарин обвинил Коробкова в том, что тот использует интернет-боты для раскрутки клиентов. Так, при промоушене пермского фестиваля «Белые ночи», организованного галеристом и политтехнологом Маратом Гельманом, 1000 из 1400 упоминаний в Твиттере были — купленными по 2—4 рубля за пост — ботами. Это, впрочем, не самый существенный «компромат» на «Легенду»: фальшивыми аккаунтами пользуются даже самые уважаемые агентства.

Еще один показательный случай — проект «Блог-тур ко Дню Победы», организованный Росмолодежью и компанией «Билайн» в рамках турне по городам воинской славы. Антон рассказывает о нем с воодушевлением, вспоминает, как был впечатлен Мамаевым курганом. В недельное путешествие вместе с ним отправились еще семь человек, трое из них — сотрудники агентства «Легенда» — Дрокова, Козлов и продюсер-координатор Анна Васильева. Топовых блогеров в поездке не было, вместо них собрались молодые журналисты, у которых есть социальные сети. Видеоканал Blogtour на YouTube собрал, согласно статистике, на данный момент 9,8 тысячи просмотров, при этом три последних видео из 26 в сумме посмотрели 397 раз.

При таких показателях проект вряд ли можно считать успешным с медийной и коммерческой точек зрения. Однако в минувшем октябре он стал одним из призеров 2-го Всероссийского конкурса «Связь поколений» в номинации «Социально-ответственное СМИ», который проводится Комиссией по защите здоровья нации Молодежной общественной палаты и Благотворительным фондом помощи пожилым людям «Связь поколений» при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Пенсионного фонда России.


Мильон совпадений

Сейчас Коробков в основном занят работой в фонде «Сколково»; он — штатный сотрудник иннограда. Задачи свои Коробков описывает так же обтекаемо: консультирование, помощь, аналитика. Он, например, работает с командой, которая создает своеобразную социальную сеть для настоящих и потенциальных резидентов «Сколково» и с разработчиками нового сайта для фонда (должен быть запущен в этом году).

«“Легенда” не имеет к пиару “Сколково” никакого отношения», — уверяет Коробков, но это некоторое лукавство. Именно агентство, по нашим сведениям, проводит мониторинг упоминаемости иннограда в прессе и блогах. К тому же специально под проект «Сколково» Коробков нанимал несколько человек в начале осени. Собирались, по слухам, делать чуть ли не молодежное движение интеллектуалов в противовес движению «Наши» и исподтишка продвигать идеи президента Медведева (тогда модной была теория «раскола тандема», и многие верили в то, что Медведев пойдет на второй срок). Слухи слухами, но каким-то образом продвигать «Сколково» собирались, обсуждалось несколько идей, в том числе создание юмористического сайта, разработка компьютерной игры, но к концу октября все заглохло, а люди уволились.

Чем занято агентство, Коробков не рассказывает, но есть правило: хочешь узнать, кого раскручивает SMM-менеджер, загляни в его социальные сети. Последние месяцы Коробков крайне активно ретвитит твиттер газеты «Известия»; он оставил без комментариев вопрос, ведут ли этот аккаунт его люди.

Приглашение в Общественную палату Антон получил и сразу принял в конце сентября. Он вошел в привилегированную «президентскую» треть и собирается заниматься всем, что связано с наукой, образованием и интернетом. От других проблем, впрочем, тоже обещает не отмахиваться и говорит, что уже занят решением одного вопроса: пытается помочь студенту МАИ убедить военкомат в том, что в его вузе учатся пять с половиной лет, поэтому положенной по закону отсрочки в пять лет ему не хватит для окончания института.

В новом составе ОП, утвержденном указом президента, мало ровесников Коробкова. Точнее, их пятеро: театральный режиссер Василий Бархатов, давно знакомый бомонду в том числе и как завсегдатай разных политических мероприятий, но оперы в Мариинке он действительно ставил; депутат Госдумы и лидер «Румола» Максим Мищенко, тоже не нуждающийся в представлении; Анна Бухало — лауреат «Зворыкинского проекта» и молодой ученый, с которой тоже все более-менее ясно. Но как в палату попал Коробков — загадка.

«Я, честно говоря, не знаю, как принималось решение о моем членстве в ОП. Позвал меня президент лично заказным письмом с собственной подписью. Мне было очень приятно», — объясняет Коробков. На вопрос, дружит ли он с кем-то из АП, пожимает плечами: что значит дружить? «Вот меня, например, Яна Рудковская пригласила на концерт Димы Билана в честь его тридцатилетия. Я не сказал бы, что мы очень близкие друзья, но она все-таки меня позвала. Я не знаю почему».

Коллеги Коробкова рассказывают, что начальник любит иногда козырнуть фразой: «Звонили из АП», — но на самом деле ему звонят или он только так рисуется, они не знают. Говорят, что Аркадий Дворкович благосклонно относится к «Легенде» и ее руководителю и мог порекомендовать его как толкового интернет-деятеля, но это тоже доподлинно неизвестно.

Есть мнение, что именно Коробков организовывал все три встречи президента с молодежью, по крайней мере советовал, кого пригласить. В пользу этой версии говорит то, что с президентом виделся и Евгений Козлов, но Антон это опровергает: «Всеми подобными мероприятиями занимается АП, там достаточно много людей. Я же молодежь, я сотрудник фонда “Сколково”, значит, инноватор ну и, конечно, я блогер. Поэтому то, что я на всех трех встречах оказался, так просто случайно совпало».

Про политику Коробков старается вообще не говорить и утверждает, что он «больше про бизнес». Но не отрицает, конечно, что лояльность к системе ему изрядно помогла. Пример Коробкова, в свою очередь, наверняка помогает системе, чтобы создать иллюзию работающих социальных лифтов.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Ilya Azar· 2011-11-18 04:34:57
    все хорошо, но так как личности или какого-то неожиданного поворота или компромата в статье нет, то больше всего это похоже на часть продвижения Антона Коробкова в интернете)
  • Sergey Lopatin· 2011-11-18 10:18:35
    сказочка про очередного паразита-сосуна :)))))
    о чем рассказали то? о том как мальчик научился целовать нужные задницы в нужных местах?
    "мастер-класс по твиттеру" - вы вообще в своем уме?????? больше половины молодежи в стране не знает элементарных исторических фактов о государстве в котором живут, зато твиттер необходимо освоить.....
    страна непуганых идиотов.........
  • Farida Rustamova· 2011-11-18 20:57:12
    просто из вредности, для большей концентрированности хочется добавить, что у него нет высшего образования.
Читать все комментарии ›
Все новости ›