Руководитель проекта «Большоеправительство.рф» рассказал ЕГОРУ МОСТОВЩИКОВУ о том, как правильно ставить задачи
Имена:
Дмитрий Медведев · Раф Шакиров
© Сергей Михеев / Коммерсантъ
Раф Шакиров
Раф Шакиров, бывший главный редактор «Коммерсанта», «Известий», «Газеты», журнала The New Times и интернет-издания Daily-online, возглавил проект «Большоеправительство.рф», созданный после того, как 15 октября президент Дмитрий Медведев выступил с инициативой создания «Большого правительства», в котором различные деятели могли бы выступать с предложениями и идеями, а некоторые так и вовсе получить в нем посты. OPENSPACE.RU решил уточнить у Шакирова, каковы цели и смысл возглавленного им проекта.
— Что это за история? Что такое «Большое правительство»?
— «Большоеправительство.рф» — это портал Общественного комитета, который существует в рамках движения «Большое правительство». Это не СМИ, а портал, на котором собираются инициативы граждан России. Мы собираем предложения, у нас здесь нет списочного состава, потому что, еще раз, «Большое правительство» — это движение. Чтобы было понятнее, такие структуры существуют в развитых странах, в Европе, в Штатах. В Штатах, кстати, существует сайт
Biggovernment.com, а у нас —
Bigovernment.ru. У них это называется «Открытое правительство», это устоявшаяся терминология, но не в ней суть. Суть в том, что все, что нам не нравится, все то, что нас раздражает, все то, что мы хотим изменить к лучшему, — обо всем этом мы предлагаем решения. Все устали от констатации факта, что все плохо, от того, что все говорят: сделайте уже что-нибудь. Мы предлагаем в этой математической формуле вместо «что-нибудь» ставить предложения: это, это и это. И это сработает. Потому что люди в России, как мы уже видим по первым дням работы портала, креативные, инициативные, у них масса интересных предложений и идей. Здесь участвует и экспертное сообщество — потому что, к сожалению, многие эксперты оказываются за бортом каких-то общественных и политических обсуждений. Но здесь есть площадка для экспертных обсуждений. Каждый, кто отправит предложения, станет частью «Большого правительства». Вот и все, это очень простая история.
Но разница заключается в том, что предложения можно делать не только у нас на сайте, но и в социальных сетях, где все это принято обсуждать. И в «Вконтакте», и в
Facebook, и в
Twitter у нас есть аккаунты. Его легко найти — маленький такой кружочек, как символ российских ВВС до революции. Предложения можно отправлять анонимно, не обязательно регистрироваться на сайте. Важно, что потом из этих предложений будут отбираться совместно с экспертами самые интересные, самые конструктивные, будет собираться технологическая программа решения проблем, а затем передаваться Медведеву. Это станет и повесткой дня будущего правительства, и способом разрешения проблемы.
— Раз это не средство массовой информации, то зачем ему главный редактор? Вы же главный редактор, верно?— Я руководитель проекта, но, к сожалению, здесь, как в кино, сложилось амплуа, ничего не сделаешь. И коллеги все пишут, что я стал главным редактором. Я всем объясняю, что это не так, но все равно.
Читать текст полностью
— Так было написано в твиттере «Большого правительства».
— На самом деле это не имеет значения. Я руководитель проекта, это не средство массовой информации. Называйте как угодно. Не важно.
— У вас тут на сайте огромная кнопка «Большое правительство — ВОЙТИ». Я ее нажимаю и отправляю предложения, правильно?
— Да, но не обязательно, повторяюсь, регистрироваться, главное — отправлять предложения. Мы хотим сконцентрировать дискуссии на конкретных темах, чтобы предложения шли не большим потоком, из которого трудно все вылавливать. У нас только что, например, было совещание по транспорту. Делайте предложения, пишите. У нас есть специалисты по авиаперевозкам, есть специалисты по логистике, есть даже высшие математики. В голландских университетах, например, высшим математикам дают решать задачи, как построить развязку так, чтобы она создавала меньше всего пробок. У нас есть такие центры, например, в РЖД, но проблемы РЖД — это проблемы РЖД, а проблемы системы транспорта — это целая история, ее комплексным решением никто не занимается. Например, РЖД надо строить дороги, а там, где их построить не получается, они начинают строить мосты, это тянет за собой другие проблемы. Так что одним из наших предложений будет создать логистический центр, который занимался бы обеспечением транспортного движения, который решал бы целый ряд проблем: градостроительных, социальных, железнодорожных; все рассчитывал — и чтобы все было с перспективой. А то сейчас каждый отвечает за свое ведомство и министерство: дорогу построили, а давайте больше строить дорог. Задачи неправильно ставятся. Вы уверены, что надо больше дорог строить? А почему надо строить огромный мост? Может быть, есть другие способы решать проблемы? Наша задача не только предлагать решения в заданном ключе, как их решают по учебнику, а, может быть, и задачу по-другому поставить. И эффект тогда синергетически другой будет, средств меньше понадобится, потому что некоторые проблемы можно решить если не бесплатно, то без серьезного вливания средств точно. Сейчас как делается: есть проблема, выделяйте средства, будем осваивать бюджет. Надо по-другому, и это может решать только правительство. А предлагать должно все общество.
— Вы ушли из «Финансовой газеты»?
— В «Финансовой газете» я уже не работаю, потому что не привык работать вполсилы. Почему-то все говорят, что я там был главным редактором, но, опять же, не был я там главным редактором.
— Возвращаясь к вашему круглому логотипу. Мне показалось, что он сильно похож на щит Капитана Америки.
— Ой, да пожалуйста. В интернете на этот счет уже пошутили — рисунки я видел, картиночки. Это вопрос ассоциативный. Мы ориентировались на российский флаг, чтобы цвета, как круги, расходились, потому что это охватывает всех. Мне нравится. У меня, например, ассоциация с российскими ВВС, но это, возможно, потому, что я по образованию историк. У каждого свой культурный пласт. У молодого поколения, у которого историю преподают так себе, конечно, Капитан Америка. У кого-то другие ассоциации. Но дело не в этом — это удобно для навигации в Twitter и других местах. Пусть шутят, что тут говорить. Главное, чтобы была реакция. Хорошо, конечно, только шутить, но дело серьезное, поэтому очень хочется, чтобы мы как-то использовали этот ресурс. А то какая альтернатива? Опустить руки? Скажите, вам нравится все, что у нас происходит?
— Нет.
— Ну вот видите, а что сделать? Обыватели говорят: у-у, все решено, ничего не сделаешь. Но когда делаются предложения, предлагаются решения, создаются общественные мнения (а у нас огромный вал предложений), когда это публикуется, когда это решения, понятные многим, — то возникает давление, из-за которого даже самые заскорузлые чиновники вынуждены идти на какие-то изменения. А тут мы формируем повестку дня для будущего правительства, которое, я надеюсь, будет более мобильным, более открытым, открытым для общества.
— Вопросы, которые перечислены у вас на сайте, в общем, достаточно банальны, и государство обещает с ними разобраться не первый год.
— Опять же, правительство и государство обещают, но задача чиновников — всегда что-то обещать, это понятно. Вышел, пообещал, ушел, когда назначился, — это нормальная история. Но мы не назначены ни в какое правительство. Мы собираем мнения людей, мнения авторитетных людей, мнения экспертов, мы узнаем у людей их потребности, мы обещаем, что это будет правильно сформулировано и переделано. Мы не собираемся присваивать себе авторство решений — будем говорить: вот, у этого решения есть автор, вот перспективы. Может, кто-нибудь в связи с такими предложениями получит назначения. Мы весь этот блок предложений будем отдавать Дмитрию Анатольевичу, с этим уже можно будет работать.
— В интервью на «Дожде» речь шла о том, что эти предложения будут передаваться новому премьер-министру Медведеву...
— Я не могу так говорить, я не оракул. По крайней мере так сказали Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Да, действительно, это инициатива сторонников Медведева, но я считаю, что мы это делаем не для него, а для страны, для себя. Мне почему-то кажется, что, если правительство возглавит Медведев, у этих предложений гораздо больше шансов быть реализованными. Вот и все.
— Я не это имел в виду. Эти предложения уже сейчас будут подаваться Медведеву или после марта 2012 года?
— Уже сейчас. Но поймите, если мы просто будем большой трубой, в которую будет влетать вообще все… Можно быть почтовым ящиком — собрать все это, подписи собрать и отправить. Но это не рабочий инструмент. Вычленить эти предложения, из одного решения вытекает другое, составить программы, технологическую сторону прописать, средства достижения цели прописать. Описание того, как и какими инструментами это будет достигнуто, — это все будет передаваться. Не только по транспорту, по ипотеке, по целому ряду проблем, который постоянно будет расширяться. Тот список, который сейчас висит на сайте, не полный, там будут еще добавляться темы. Мы на каком-то этапе будем суммировать предложения, с помощью экспертов Общественного комитета и привлеченного экспертного сообщества будем изучать эти решения, делать предложения.
— Как вы в эту историю попали?
— Меня пригласили. И я согласился.
— А кто пригласил?
— Несколько человек.
— Но кто — вы не скажете?
— Ну, пригласили, я обдумал, согласился. Несколько человек. Это не суть важно.
— Перед вами какие задачи ставятся?
— Если даже маленькая толика тех предложений будет реализована, я буду считать свою задачу выполненной. Наивно, конечно, полагать, что сейчас все сразу же расцветет, но даже если это будет небольшая часть, то все равно будет не зря.
— У вас есть какие-то предложения на те темы, которые сейчас обсуждаются в «Большом правительстве»?
— Конечно. Очевидно, что дело комплексное, все это понимают, но если посмотреть на структуру правительства, то заметен диссонанс: у нас есть министерство транспорта, есть авиаперевозки, есть железные дороги, у всех есть свои логистические центры, но организацией движения в России как стратегической задачей никто не занимается. Имеющимися предложениями надо заниматься системно и регулярно. У меня есть мечта ограничить, например, функции ГИБДД. Что такое транспортная безопасность? Это безопасность водителей, пешеходов — всех участников движения. Но ГИБДД не занимается организацией движения, вот в чем дело. Этим должен заниматься центр. Я мониторю ситуацию, у меня есть камеры, к которым не имеет отношение ГИБДД, ее нельзя включить-выключить, когда охота. {-tsr-}Я все вижу, все наблюдаю, если возникла пробка, принимаю решение, которое снимает эту проблему; если пробки возникают как системное явление, то нужно предложить системное решение. К этому надо относиться как к логистической задаче. Если будет такой центр, то тогда, может быть, не понадобятся деньги на мосты, огромные развязки, не нужно будет бездумно расширять Ленинградку, а потом загонять в горловину путепровода. Вроде построили, вроде все за, ну а дальше-то что? Такая структура должна рассматривать перспективу развития региона, должна следить за дорогами, железными дорогами, авиатранспортом, связывать в единую систему: сел на самолет, прилетел, сел на электричку, приехал, пересел. Все это должно быть состыковано. Кто-то этим занимается? Нет. Не занимается.
90 процентов успеха решения проблем — правильно поставленная задача. Мы должны саккумулировать эти предложения, обработать их, продумать. Это большая работа. Удачи всем нам.
А вы-то откуда, ребята?!! Ну что за хренопень - опять марсиане прилетели 8}