OPENSPACE.RU выбирает самое интересное из программы 24_DOC с 21 по 27 мая
«Амина» (Amina, Йемен, 2006), понедельник, 21 мая, 23:00, повтор — воскресенье, 27 мая, 18:00
О судьбе Амины Аль-Тухайф, выданной замуж в 11 лет, а в 14 угодившей в тюрьму по обвинению в убийстве мужа, вы узнаете из фильма. То, что осталось за кадром, не менее драматично. Автор, Хадиджа Аль-Салами — первая йеменская женщина-режиссер — живет и работает во Франции.
О своей соотечественнице Амине она узнала из газет и сразу же решила делать фильм — то ли потому, что эта история напомнила ей собственную (ее отдали замуж в том же возрасте), то ли потому, что для Йемена она вполне типична. Съемки в тюрьме генпрокурор официально запретил — но Хадидже с согласия (видимо, небескорыстного) тюремного начальства удавалось в течение нескольких дней проникать в камеру к Амине и снимать ее исповедь. Было очевидно, что она невиновна, но ситуация безнадежна: все судебные инстанции утвердили смертный приговор, юристы от дела отмахивались, в глазах местного общества она была трижды преступницей — убила мужа, пыталась бежать из тюрьмы и забеременела от одного из охранников. Казнь отложили только до тех пор, пока рожденному в заключении ребенку Амины не исполнится 2 года. Пользуясь своим положением национальной знаменитости, Хадиджа Аль-Салами встретилась с президентом Йемена Салехом, рассказала ему о своей героине и добилась замены смертного приговора на пожизненное заключение. Но не успокоилась на этом — во время визита в Йемен членов французского кабинета упросила их снова поговорить с президентом об Амине. А выход фильма в 2006-м заставил говорить об Амине правозащитные организации всей Европы. В итоге президент лично заплатил за Амину «цену крови» (компенсацию родным мужа), и после 10 лет тюрьмы она вышла на свободу.
«Обвинить судью» (Convict the Judge, Испания, 2011), вторник, 22 мая, 23:00, повтор — суббота, 26 мая, 13:00 и воскресенье, 27 мая, 20:00
Испанский судья Бальтасар Гарсон прославился во время процесса над Аугусто Пиночетом, когда добивался его экстрадиции из Великобритании в конце 90-х. После он нередко участвовал в громких делах против террористов, коррупционеров, мафиози и драгдилеров. Теперь ему самому предстоит суд — Гарсона обвиняют в превышении служебных полномочий, игнорировании испанских законов об амнистии, нарушении прав адвокатов и даже подкупе.
Читать текст полностьюФильм недели — «Автостоянка» (The Parking Lot Movie, США, 2010), среда, 23 мая, 22:00, повтор — суббота, 26 мая, 11:00 и 20:00 и воскресенье, 27 мая, 12:00
Автостоянка в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, ее посетители и обитатели. Перед нами не физиологический очерк, не рассказ о чем-то типичном, как можно предположить из названия. Кино о людях нестандартных, эксцентричных, штучных. Что-то, видимо, то ли в самом тамошнем воздухе, то ли в сочетании его с бензином и машинным маслом делает из работников этой конкретной автостоянки поэтов, художников и философов — избранных, счастливцев если и не праздных, то знающих толк в прекрасном. По крайней мере, эти люди понимают, что настоящая жизнь — совсем не то, что приезжает к ним заправляться и улетает, сверкая лаковыми крыльями «хаммеров» (сами-то они предпочитают скейтборды и велосипеды). Фильм снимался три года — надо полагать, не меньше половины этого времени у режиссера ушло на то, чтобы приручить и разговорить героев.
«Обыкновенный антифашизм» (Россия, 2004), четверг, 24 мая, 18:00, повтор — суббота, 26 мая, 12:00 и воскресенье, 27 мая, 23:00
С момента выхода этой передачи Андрея Лошака многое изменилось. Для большинства зрителей это было чуть ли не первым знакомством с радикальными молодежными движениями, бурно расцветающими в России в разгар эпохи стабильности. Тогда неоязычники, наци, антифа, ред-скины или молодые коммунисты могли казаться маргиналами — сейчас о них знают все. Радикализм стал чуть ли не мейнстримом, национальная тема поднялась из подполья к самым высоким трибунам. Не исключено, что охотники привлечь под свои знамена этих коротко стриженных молодых людей, всегда готовых к прямому действию, скоро будут вынуждены становиться под их знамена сами.
Андрей Лошак о фильме «Обыкновенный антифашизм»
«Токио: интернет-приют» (Tokyo Freeters, Франция, 2010), пятница, 25 мая, 22:00, повтор — воскресенье, 27 мая, 14:00
Каждый день им приходится выбирать, что себе сегодня позволить — еду или сигареты, кофе или колу. Они неделями не переодеваются, принимают душ на вокзале и ночуют в интернет-кафе. Временный приют, временные заработки, жизнь без соцпакета и страховки. Фритеры — так в Японии называют молодых людей, которые живут иначе, чем поколение их родителей: не работают на крупные корпорации, не имеют постоянного контракта и внятных карьерных перспектив — даже имея приличный диплом. Для Японии это ново и непривычно, фритеры пока только учатся не стыдиться своего образа жизни, объединяться и отстаивать свои права. Это в Японии, как и у нас, еще тоже не очень принято.