ПОЛИНА БЫХОВСКАЯ поговорила с теми, кто ведет прямые трансляции московских протестов
Пока традиционные СМИ анализируют и решают, с какой точки зрения воспринимать то, что происходит сегодня на улицах Москвы, трансляторы ведут прямой эфир с места событий. ПОЛИНА БЫХОВСКАЯ пообщалась с независимыми гражданскими журналистами.Роман Переверзев, канал на Ustream.tv: romanpomych
Мы сидим с Ромой у памятника Абаю Кунанбаеву (я брала интервью еще до разгона протестующих на Чистых прудах). Неожиданно к Роме подбегает девушка со словами: «А если зачать на майдане ребенка, он же обязательно вырастет революционером?!» «Отличная идея! — отвечает Рома. — Давно хотел снять порно на “ОккупайАбай”». Мне он объясняет, что больше всего просмотров собирают политические акции и секс — так почему бы не совместить?
Рома Помыч родом из Саратова: там он закончил три курса Академии госслужбы, а потом ушел «по убеждениям». Ему 24 года. Год отслужил в армии и, когда вернулся домой, стал политическим активистом: ходил на все митинги и писал об этом в блог. Первые трансляции Рома делал в Астрахани в апреле. Когда началась история с голодовкой Олега Шеина, Ксения Собчак повесила у себя в блоге объявление, что может помочь с билетами. Рома был в числе воспользовавшихся предложением. В Астрахани он подробно описывал происходящее — прямым текстом, а потом купил смартфон и стал транслировать видео.
После Астрахани Рома поехал в Цаговский лес, но там интернет не позволял вести видео-трансляции. «Было очень интересно, познакомился с зелеными, которые называли себя “Дети Нави”, как в фильме “Аватар”, — рассказывает Рома. — Необычно, что нашисты были за нас. По привычке хотел их потроллить, но одергивал себя».
Потом был Марш миллионов, после которого Ромины трансляции стали популярны: одновременно их смотрели 5-6 тысяч человек. Всего канал romanpomych посмотрели 190 тысяч человек. «На марше начал снимать еще у рамок, чтобы зрители видели, сколько собралось людей. А когда подошли к мосту, интернет полетел. Странно, что связь работала, а мобильного интернета не было», — рассказывает Рома.
Он говорит, что с детства хотел быть журналистом. Где только ни работал — и только теперь нашел себя. «Захар Май сказал, что я работаю профессионально. А у меня никакого журналистского образования!» — удивляется Рома. Работа транслятора ему интересна, потому что он «может быть в центре событий и при этом свободен». Трансляторы, по его словам, это не СМИ, а скорее прослойка между обществом и СМИ.
Пока протест идет, Рома работает — иногда выходит и по 20 часов в день. «Когда есть время, еду к брату, он в Москве живет: подзарядить аккумуляторы и себя заодно, а потом снова в бой. Правда, из 4 часов, которые есть на сон, я часа два еще сижу читаю твиттер», — говорит Рома. Он рассказывает, как 8 мая после 18 часов почти непрерывной трансляции он уже сел в машину, чтобы поехать домой. «И вдруг приехал ОМОН, начал всех крутить, я взял камеру, побежал и сразу забыл всю усталость».
За все время митингов Рому ни разу не забрали в ОВД. Он считает это заслугой Константина Рыкова. Рассказывает, как встретил его с Сергеем Минаевым в кафе. «Пришел их потроллить, а получилась продуктивная беседа. В жизни они приятнее, чем в интернете. Прихожу вечером домой, открываю твиттер и вижу, что Рыков на меня подписался. Сегодня он пишет “переходи на темную сторону”. Но я гражданский журналист, за свободу слова, отказался. А потом спросил, не его ли это заслуга, что меня не винтят. Тот только улыбнулся», — рассказывает Рома.
Тысячи людей смотрят трансляции: кто-то работает и не может ходить на митинги, многие живут в других городах. Отдача выражается не только в количестве просмотров. На Яндекс.Кошелек с 8 марта перевели больше 8 тысяч рублей. Кроме того, дают в руки незнакомые люди на улице: «Приходится преодолевать стеснительность, деньги действительно очень нужны», — говорит Рома. Аккумуляторы, модемы Yotа, ноутбуки и прочую технику он закупал за свой счет. Обычно во время трансляции он подсоединяет смартфон к ноутбуку. Смартфон — системы Android: iPhone «запалили нашисты». Если на митинге видят человека с iPhone, его принимают за нашиста, то есть априори за чужого, убежден Рома.
Кирилл Михайлов, reggamortis1
После того как Мосгорсуд оставил под стражей Pussy Riot, часть протестующих во главе с 23-летним Кириллом Михайловым переехала с Чистых прудов к зданию суда на Богородский вал, 8. Их лагерь можно заметить не сразу, там всего шесть человек. У Кирилла температура, он лежит в спальнике, закрытый куском полиэтилена. Идет дождь.
«Акция на Абае защищает 31-ю статью Конституции, а мы — 19-ю, “все равны перед судом”, — объясняет Кирилл причину того, что он не с основной массой протеста на Чистых. — Сейчас послать человека в суд все равно что на три буквы. Не нравится суд — иди в суд. Сегодня посадили Pussy Riot, завтра посадят тебя».
Кирилл рассказал, что накануне дважды приходили омоновцы, сочувственно спрашивали, правда ли активисты думают чего-то этим сидением добиться. Бессрочная акция протеста — это то, что нужно, считает он. Главная его цель — собрать минимум десять человек у суда. И тогда можно вернуться на Чистые пруды. Мысли оставить трансляцию у него нет. «Если бы у меня был еще один запасной аккумулятор и роутер Yota, я бы вел трансляции почти круглосуточно», — говорит он.
Кирилл приехал из Уфы, где он работал переводчиком с английского. С 5 декабря он стал активистом: клеил в подъездах листовки, помогал организовывать митинги, но вскоре понял, что «уфимская движуха бесперспективна», и уехал в Астрахань. Оказалось, что технически видеотрансляции делать несложно. Комплект стримера обошелся примерно в 14 тысяч рублей. «В Астрахани я таскал с собой ноут и заряжал от него телефон постоянно. Внешние аккумуляторы я беру на Савеле по 3500. Интернет — Yota в Москве. Приличный телефон стоит тысяч шесть, Samsung Galaxy, например», — объясняет Кирилл.
За несколько дней в Москве количество зрителей канала Reggamortis1 увеличилось в два раза. Во время митинга КПРФ 9 мая трансляцию одновременно смотрели 5 тысяч человек. Всего больше 400 тысяч просмотров. Деньги за трансляции он получает так же, как и Рома: в руки и на «Яндекс.Кошелек». Всего с апреля ему пришло около 25 тысяч рублей.
Кирилл говорит, что он не журналист, а активист с камерой. «Журналист должен быть объективен. А я не могу быть объективен. Я принимаю участие в дискуссиях, высказываю свое мнение. Хотя одностороннее освещение — это же одно из направлений журналистики», — говорит Кирилл и называет издания, которые, как он считает, тоже дают односторонний взгляд на события: «Новая газета», телеканал «Дождь».
Кирилл так описывает свой стиль подачи материала: «Сначала я делаю общий план происходящего, потом снимаю детали. Есть интервью с участниками, пресс-конференции с ВИПами, комментарии. И для иностранцев я делаю короткие комментарии на английском, хотя это многих раздражает». В идеале он хочет вести трансляцию 24 часа в сутки, силами нескольких стримеров. Это актуально, учитывая размеры России: Кирилл говорит, что зрители с Дальнего Востока жалуются, что не видят, что у нас в Москве происходит.
Читать!
{-page-}
Вова Москва, Vova_Moskva
Первый эфир Вовы был 10 декабря. Тогда он набрал 70 человек и расстроился: «Думал, наберу хотя бы двести». А уже 5 марта его трансляции смотрели 75 тысяч человек.
Читать!
24-летнего Вову задерживали три раза, и каждый раз он снимал все от начала до конца. «Скандалы интересны мне и зрителям, — говорит Вова, — сейчас пока спокойно». Мы сидим на траве на Чистых прудах. В десяти метрах от нас парень в шутку пытается поднять девушку, а она случайно попадает подруге ногой в живот. Вова продолжает: «Когда нет жестких вещей, это не работа, можно расслабиться, погулять по городу».
Кроме митингов он думает поснимать летом пожары в Подмосковье. До этого снимал митинг в Лужниках 23 февраля — тот самый, на котором выступал Путин. Вова вспоминает, что когда митингующие подошли к Лужникам, на скамейках стадиона их уже ждали пакеты с подарками — водкой и колбасой.
Вообще он не против снимать и пропутинские митинги — но зачем, ведь про них и так расскажут все телеканалы, а объективной информации про оппозиционные акции в официальных СМИ практически нет. «Если не говорить правду, то зачем вообще этим заниматься», — удивляется Вова.
Телеканал «Дождь» и портал гражданской журналистики «Ридус» ставили трансляции Вовы, когда у них были проблемы со связью. «Ридус» предлагал работать под логотипом редакции в обмен на оборудование и пресс-карту, но Вова отказался, говорит, что не хочет терять независимость.
Чтобы не попадать в ОВД, Вова получил пресс-карту: связался через знакомых с главным редактором газеты «Мой район», показал ему трансляции с задержаний и предложил свою помощь. Редакция сделала Вове пресс-карту взамен на информацию и фотографии. «Шестого и седьмого мая мне звонили журналисты газеты, расспрашивали, что да как», — говорит Вова. А один раз главреду звонили из пресс-службы МВД, чтобы удостовериться, что он у них работает.
Трансляции, по его словам — это романтика. «Это и развлечение, и активизм, и работа. Я просто гуляю по городу, снимаю то, что нравится, и получаю за это деньги!» — говорит Вова.
В феврале впервые попросил оплатить Yota, и на счет кинули в несколько раз больше, чем требовалось. Затраты на оборудование (около 40 тысяч рублей) окупились после 18 марта, когда прошел митинг против НТВ. Кроме денег Вова часто получает письма с благодарностью — и иногда угрозы.
Тимур Какабадзе, kakabadze
В ночь с 5 на 6 декабря задержали Навального, к ОВД пришли люди его поддержать. Потом была Болотная площадь. Через 15 суток Навального выпустили. Все это можно было наблюдать в прямом эфире в трансляциях Тимура Какабадзе, которые собрали в те дни около 11 тысяч просмотров. Тогда его прямыми включениями вдохновились другие стримеры и стали делать свои трансляции.
Тимур говорит, что трансляции — это бессодержательный сюжет с громким инфоповодом. «У меня была техническая возможность, интерес и желание передать картинку в прямом эфире. Странно, что в России никто раньше так не делал», — говорит Тимур. Вскоре он понял, что это уникальное предложение, на которое есть огромный спрос. «Когда в первые же минуты количество просмотров стало переваливать за 500, я был в шоке: канал смотрела вся Россия, Европа и Америка», — говорит Тимур.
В свои трансляции он старается не добавлять эмоции. По его словам, нынешним СМИ не хватает объективности, простой передачи информации в режиме реального времени, без искажения. Из-за того, что традиционные СМИ почти не делают прямых включений, они теряют аудиторию. Тимур считает, что им неплохо бы составить базу трансляторов и обращаться к их услугам время от времени. Стримерам сотрудничество с прессой тоже бы пригодилось: кроме пресс-карт редакции могли бы помочь им с оборудованием, которое позволяло бы делать трансляции в лучшем качестве. «Лично мне было бы интересно поработать с телеканалом “Дождь”, у них достаточно свободы в выражении мыслей», — говорит Тимур.
Сейчас, по его словам, зрители из регионов могут составить представление о том, что происходит в Москве, из репортажей «Первого канала» и по независимым трансляциям в интернете. «Первый канал» вряд ли заинтересуется лекциями, которые проходят на «ОккупайАбай», для него это недостаточный инфоповод. Эту нишу занимают трансляторы, которые очень мобильны и могут оказаться где угодно. Каждый из них сам себе СМИ. Если стримеры объединятся, это будет то самое Общественное телевидение — в этом Тимур согласен с Кириллом-Reggaemortis.
В отличие от своих коллег 28-летний Тимур не зарабатывает трансляциями. Несколько раз собирал небольшие суммы то на интернет, то на оборудование, но потом удалил адрес кошелька из профиля: говорит, что нет необходимости. Однако его удивляет, насколько быстро незнакомые люди откликнулись, когда ему нужен был аккумулятор или ноутбук.
Тимур работает в сфере рекламы и коммуникации. На площади появляется к вечеру и чаще теперь пишет в твиттер и публикует картинки, чем ведет видеотрансляции. «Если бы я был единственным человеком, имеющим возможность стримить, я бы тут ночевал всю неделю. Сейчас достаточно людей этим занимаются, — говорит он, — а мне интересны и другие вещи».
Александр Наумочкин, Uncensored Russia
Год назад Александр зарегистрировал в Ustream канал под названием Russia today и провел первую пробную трансляцию. Вернулся к этому он только в мае. «Шестого мая фотографирующих было слишком много. Фотография, какого бы высочайшего уровня ни была, статична и в таких динамичных ситуациях чего-то не договаривает», — говорит Александр и как бы между делом оговаривается, что больше 30 лет занимается фотографией.
Трансляцию в те дни делал только Вова Москва, его периодически забирали в ОВД. «Зрители лишались картинки, — рассказывает Александр. — Чем нас больше, тем лучше. Я обнаружил, что у меня есть достаточный комплект оборудования, и включил трансляцию». Восьмого мая с подачи журналистки «Дождя» Тони Самсоновой зрители стали задавать вопросы, действительно ли это журналист телеканала Russia today. Александр, ответил, что нет, а Тоня в ответ пошутила: «47-летний журналист Russia today со Стокгольмским синдромом». В тот же день на площади «самозванца» выловили журналисты телеканала Russia Today и начали расспрашивать, почему он выступает по этим именем. После этого он открыл другой канал на Ustream и перевел всю активность туда.
В ночь с 6 на 7 мая у Uncensored Russia было около 2 тысяч зрителей. Александр говорит, что чем больше митингующих разгоняют — тем больше смотрят трансляции. За день до разгона лагеря на Чистых прудах у Uncensored Russia было около 4 тысяч зрителей. Всего его канал посмотрело больше 150 тысяч человек.
Александр рассказывает о себе неохотно. Говорит, что работает в области IT, безопасности сложных информационных систем, консультирует провайдеров. Своим учителем называет Владимира Шахиджаняна — накануне тот проводил на Чистых прудах небольшую лекцию. По одному из образований — психолог. Гражданская активность его началась в 1991 году: «В составе пятого отряда я стоял у Белого дома», — вспоминает он.
Кроме протестных акций Александр задумывается о съемке тревел-гайдов. «Пару дней назад поехал домой, и зрители попросили не выключать камеру. Большинство людей — из регионов, им интересно было посмотреть Москву. А так я много путешествую, и с местной сим-картой можно транслировать по всему миру».
Читать!
На трансляциях он не зарабатывает и номер кошелька не публикует. «В краудфандинге участвую как жертва, — шутит он. — Содействую Алексею Навальному и его фонду. Пока это не настолько меня финансово напрягает, чтобы брать деньги у других». Трансляции он делает в свободное от работы время. На вопрос «зачем?» отвечает «Кто-то же должен этим заниматься. Если не телевидение, то мы».
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451896
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343470
- 3. Норильск. Май 1268891
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897756
- 5. Закоротило 822243
- 6. Не может прожить без ирисок 782885
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759777
- 8. Коблы и малолетки 741175
- 9. Затворник. Но пятипалый 471955
- 10. ЖП и крепостное право 408007
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403433
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370752