OPENSPACE.RU выбирает самое интересное из программы 24_DOC с 5 по 11 марта
Спецпроект недели — «Женский род»
«Феминистки Ирана» (Lion Women, Норвегия, 2009), понедельник, 5 марта, 22:00; повтор — суббота, 10 марта, 16:00
Итоги президентских выборов оппозиция признавать отказывается. После их официального оглашения люди тысячами выходят на улицы. Власти запрещают проведение протестного митинга, отключают Facebook, YouTube и сотовую связь. Но это только добавляет масла в огонь — на следующий день число протестующих возрастает до 100 тысяч, и начинаются столкновения с полицией. Так было в Тегеране в июне 2009-го. Около 40% тех, кто вышел тогда протестовать, составили женщины. Для Ирана, чьи законы не поощряют женскую общественную активность, это очень много. Иранское женское правозащитное движение в сравнении с европейским молодо, но стойкость и мужество его участниц (а мы можем себе представить, как с ними обходятся местные власти) поражают. В Иране их уважительно называют «львицами» — оригинальное название фильма.
Читать текст полностьюФильм недели — «Амина» (Amina, Йемен, 2006),среда, 7 марта, 22:00; повтор — пятница, 9 марта, 22:00 и суббота, 10 марта, 14:00
О судьбе Амины аль-Тухайф, выданной замуж в 11 лет, а в 14 угодившей в тюрьму по обвинению в убийстве мужа, вы узнаете из фильма. То, что осталось за кадром, не менее драматично. Автор, Хадиджа аль-Салами, — первая йеменская женщина-режиссер — живет и работает во Франции. О своей соотечественнице Амине она узнала из газет и сразу же решила делать фильм — то ли потому, что эта история напомнила ей собственную (ее отдали замуж в том же возрасте), то ли потому, что для Йемена она вполне типична. Съемки в тюрьме генпрокурор официально запретил, но Хадидже — с согласия (видимо, небескорыстного) тюремного начальства — удавалось в течение нескольких дней проникать в камеру к Амине и снимать ее исповедь. Было очевидно, что она невиновна, но ситуация безнадежна: все судебные инстанции утвердили смертный приговор, юристы от дела отмахивались, в глазах местного общества она была трижды преступницей — убила мужа, пыталась бежать из тюрьмы и забеременела от одного из охранников. Казнь отложили только до тех пор, пока рожденному в заключении ребенку Амины не исполнится 2 года. Пользуясь своим положением национальной знаменитости, Хадиджа аль-Салами встретилась с президентом Йемена Салехом, рассказала ему о своей героине и добилась замены смертного приговора на пожизненное заключение. Но не успокоилась на этом — во время визита в Йемен членов французского кабинета упросила их снова поговорить с президентом об Амине. А выход фильма в 2006-м заставил говорить об Амине правозащитные организации всей Европы. В итоге президент лично заплатил за Амину «цену крови» (компенсацию родным мужа), и после 10 лет тюрьмы она вышла на свободу.
Ирина Ясина о фильме «Амина»
«Другой Челси. История из Донецка» (The Other Chelsea. A Story from Donetsk, Германия—Украина, 2010), понедельник и вторник, 5—6 марта, 21:00; повтор — суббота, 10 марта, 22:00
С одной стороны — шахтеры, которые рискуют как минимум здоровьем, спускаясь каждый день в забой, и получают мизерные зарплаты. С другой — олигархи, которые зарабатывают на угле миллионы и вкладывают их не в реконструкцию шахт, а в футбол. Что у них общего — кроме любви к команде «Шахтер» и нелюбви к оранжевой революции? Сегодняшний Донецк глазами германских кинематографистов.
«Календарь Пирелли» (Pirelli Calendar, Норвегия, 2007), четверг, 8 марта, 19:00; повтор — суббота, 10 марта, 19:00
Каким образом обычный настенный календарь с девушками превратился в предмет культа? Секреты одного из самых успешных проектов в истории мирового издательского дела.
«Снова влюблен» (Falling in Love... Again, Великобритания, 2000), воскресенье, 11 марта, 22:00
В 67 жизнь только начинается — теперь-то Ольга это точно знает. Встретив на курорте 66-летнего Рэймонда, она готова бросить все и отправиться за ним в другой город. Сюжеты из серии «любви все возрасты покорны» (в фильме их несколько) омрачает растерянность, которую испытывают дети влюбленных пенсионеров, — в самом деле, непонятно, как держаться с почтенными родителями, ведущими себя как тинейджеры.