Засыпая, вы понимаете, что над смыслом категорического императива философа Дугина «Россия будет великой, либо ее не будет вообще!» можно размышлять еще очень долго.

Оцените материал

Просмотров: 13295

Может, вы что-то упустили? 4 февраля на ТВ

Анна Голубева · 06/02/2012
Следя весь день за репортажами с митингов, вы перестаете различать, где какой телеканал, но сразу определяете по картинке, где какой митинг

©  Евгениий Гурко / OpenSpace.ru

Митинг на Болотной площади

Митинг на Болотной площади

 

Представьте, что в первые февральские выходные вы далеко от Москвы и у вас нет ни интернета, ни радио «Коммерсантъ» и «Эхо Москвы», ни «Новой газеты» и канала «Дождь». В вашем распоряжении только общедоступное федеральное телевидение, и понять, что за движуха происходит в столице, вы можете, только глядя в его экран — как, собственно, большинство жителей страны.


Утренний туман

Выпуски новостей, которые попадаются вам за поздним субботним завтраком у телевизора, сообщают, что это день, во-первых, официального старта предвыборной агитации за кандидатов в президенты, а во-вторых, большой уличной активности. В Москве, несмотря на мороз, намечается сразу четыре митинга — на Пушкинской, на Болотной, еще какой-то на проспекте Сахарова и на Поклонной горе. Последний митинг заранее поддерживает премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин, он еще накануне заявил об этом «Интерфаксу».

Из дневных федеральных теленовостей выясняется, что на Пушкинской собрались сторонники ЛДПР числом около тысячи, которым их лидер Владимир Жириновский с трибуны сказал, что выступать на Болотной им не дадут, на Поклонной тоже не дадут, но они показывают третий путь. Что за путь, остается неясным, ибо на этом выступление Жириновского обычно обрывается. Пустили ли выступать на Пушкинской кого-нибудь, кроме него, тоже неясно. Про митинг на Сахарова сообщают, что пришло всего 150 человек, показывают спины и российские флаги у сцены, а лицом — только организаторов Константина Борового и Валерию Новодворскую, но непонятно, она там при этом присутствует или только передает видеообращение.

Но это и не важно, дает вам понять телевидение, сосредоточивая внимание на двух самых массовых митингах — на Болотной и на Поклонной. Репортажи о них на всех каналах идут один за другим, ведущие постоянно сравнивают растущие с каждым выпуском цифры — количество участников. Днем говорят о заочном диалоге Поклонной с Болотной, а вечером НТВ начинает сюжет о митингах с полиэкрана, где сопоставлены виды митингующих площадей с высоты.

Но сперва вы все равно долго не можете понять, где за что митингуют. На Поклонной рядовые участники говорят, что не хотят потрясений и что наша многострадальная страна заслуживает мира, а выступающие с трибуны ораторы Сергей Кургинян, Максим Шевченко, Александр Проханов, Михаил Леонтьев так грозно негодуют, так яростно грозят дать отпор, сплотить ряды и вообще больше не уходить с улиц, что голубями мира точно не выглядят. Ваше недоумение усугубляют разные люди с Поклонной, которые, отвечая разным каналам (НТВ в 16:00 или ТВЦ в 17:30) на вопрос о том, что означает этот лозунг, «Нам есть что терять», говорят почему-то почти одно и то же: их сейчас все устраивает, у них есть работа, им платят зарплату, их дети учатся в школе. Видимо, вы что-то упустили, и учеба в школе стала особой, нуждающейся в защите привилегией.

Как будто становится ясно, что на Поклонной митинг — против оранжевой чумы, то есть против Болотной. И политолог Кургинян, и писатель Проханов, и телеведущий Леонтьев все время ее вспоминают; говорят, что не боятся, что их больше, и ругают тех, кто туда ходит. На Болотной же о Поклонной никто не поминает, хотя, за что там митингуют, тоже не вдруг поймешь. Федеральные телеканалы сообщают, что митинг там общегражданский, перед ним еще шествие четырьмя колоннами от Якиманки. Состав и очередность колонн все тоже охотно разъясняют, но если вы не москвич, то понять, далеко ли, например, им шествовать, не сможете: ни схем, ни длины маршрута телевидение не дает. Требований митингующих, кроме «За честные выборы!», оно тоже не излагает, а их плакатов и транспарантов отчего-то не замечает.

После сюжетов о Москве все каналы дают краткий обзор разных уличных акций в других городах. За кадром скороговоркой произносят их названия и количество пришедших; в кадре мелькают одинаково заснеженные площади, тепло одетые граждане и разноцветные флаги — уже на пятом городе вы перестаете понимать, кто, где, за что и в каком составе выступает.

Только в 17:30 канал ТВЦ в передаче «События» перечисляет почти всех ораторов на Болотной, дает новые куски выступлений с Болотной — кроме Григория Явлинского и Леонида Парфенова, которых днем цитировало НТВ, является и Сергей Удальцов. А Владимиру Рыжкову дают озвучить в микрофон канала требования митинга — потом корреспондент Марина Туманова сообщает, что митинг принял резолюцию из семи пунктов, которые почти не отличаются от декабрьских.


Кандидатский минимум

С середины дня становится заметно, как дружно новости «Первого канала», «России-1», НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ показывают пришедшего на Болотную кандидата в президенты Михаила Прохорова; корреспонденты всех этих каналов в один голос отмечают, что его нетрудно заметить в толпе. Не похоже, чтобы к нему при этом было легко подойти — кандидат Прохоров и сам с некоторым трудом движется в плотном кольце людей, окруживших его — так обычно окружают не сторонники, а секьюрити, и не кандидата, а уже действующего президента. Но, несмотря на то что так неудобно тянуться к нему с микрофоном, все каналы задают кандидату Прохорову вопросы, и он охотно отвечает, почему не пришли другие кандидаты и почему он не выступает на митинге. Ну и, собственно, выступает: его слова «Я сделаю так, чтобы…» с дальнейшим изложением пунктов предвыборной программы звучат практически в каждом новостном сюжете о Болотной.

Но вы-то не дурак, вы уже знаете из сегодняшних новостей НТВ, что бесплатный эфир и прессу для агитации за себя кандидатам дают по будням, а на выходных это бывает только на коммерческой основе. Значит, смекаете вы, Прохоров и Жириновский проплатили этот уикенд, а Зюганов с Мироновым, видать, нет.

Кандидат Путин также является в каждом выпуске новостей — днем на фото с цитатой из вчерашнего интервью «Интерфаксу», где заранее, еще накануне, одобряет митинг на Поклонной. Вечером — в свежем интервью телевидению, где одобряет тот же митинг уже постфактум. Вряд ли вам стоит сомневаться, что и этот кандидат субботний эфир оплатил.


Вечерний звон

Вечерние информационные передачи извещают: по данным ГУВД Москвы, на Болотной было 34—36 тысяч митингующих, а на Поклонной — 138 тысяч. Словно захмелев от таких больших чисел, каналы на ваших глазах смелеют. На «Первом» в 18:00 в репортаже о Болотной показывают кусок выступления Ирины Ясиной, Юрия Шевчука, Явлинского и Удальцова. Корреспондент Алексей Петров озвучивает основные требования митинга, к которым через запятую присовокупляет, что митингующие хотят еще и «ухода Владимира Путина». Вслед за «Первым» об антипутинских настроениях Болотной упоминают НТВ и «Россия-1». НТВ еще покажет сюжет Егора Колыванова, где Рыжков призывает не дать Путину ни единого голоса. А государственные новости на «России-1», дав цитаты из выступлений Парфенова, Явлинского, Людмилы Улицкой и Евгении Чириковой, дадут вам послушать скандирование площади «Россия без Путина!». И все это увенчают слова президентского уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, гордого тем, сколько приличных людей здесь сегодня собралось.

Это еще что. В кадрах вечернего репортажа с Поклонной на «Первом канале» (автор сюжета Максим Киселев) появляются имперские флаги — неужто и там националисты, ахаете вы. А среди выступающих обнаруживается Александр Дугин, умеющий, оказывается, кричать не хуже, чем политолог Кургинян. Эхо звонкого рыка философа Дугина у вас в ушах погасит только голос кандидата Путина, который сообщит в интервью телеканалам, что, по словам позвонившего ему мэра Москвы Собянина, на Поклонной было даже не 138, а 190 тысяч.

А потом в новостях канала «Россия-1» вы вдруг слышите, как националистов с Болотной — с такими же флагами, что и на Поклонной, — называют неофашистами. Всего-то через два часа после явления Дугина на «Первом». Это курс уже изменился, соображаете вы, или в понимании нацвопроса крупнейшие федеральные каналы расходится? Чего тогда Парфенов говорит, что они все заодно?

Возвращаясь к телеинтервью кандидата Путина (уже третий раз за вечер), вы замечаете слова о том, что организаторы митинга на Поклонной не ожидали, что придет столько людей, даже сам кандидат Путин не ожидал. И тут же спотыкаетесь: вроде телеканал НТВ еще днем сообщил (устами репортера Алексея Кондулукова), что организаторы наверняка ожидали большого наплыва — иначе зачем бы они расставили на Поклонной плазменные экраны чуть ли не на стометровом расстоянии от сцены? (Тот же наблюдательный корреспондент еще заметил, что на Поклонную «многие приехали организованно целыми автобусами, причем за час до начала».)

Еще вы замечаете, что кандидат Путин прямо говорит, что митинг на Поклонной организован властью: «Конечно, когда что-то организуется властью, всегда говорят об административном ресурсе». И снова недоумеваете: почему тогда федеральное телевидение сообщало, что организатор митинга — движение Сергея Кургиняна «Суть времени»? Может, вы что-то упустили и это движение слилось с властью?

Это еще не все. После сюжетов о митингах «Россия-1» цитирует речь Патриарха всея Руси Кирилла за три дня до февральских митингов. В ней он, в частности, отмечает, что православные люди не умеют ходить на демонстрации, а громкий крик и самое пронзительное слово не всегда оказываются правильными. Получить однозначное мнение насчет митингов от лидера российских мусульман Талгата Таджуддина и раввина Адольфа Шаевича корреспонденту и ведущему «Вестей» Сергею Брилеву не удается (Шаевич даже высказывается в том смысле, что для иудея в митингах нет ничего страшного, если не в субботу), но вам все равно делается не по себе. Вы отгоняете от себя мысли о том, что все эти 138 или даже 190 тысяч пришедших на Поклонную площадь Москвы либо поголовно не православные, либо кто-то, значит, научил неумелых православных выходить на митинги. Выходит, громко кричавший там философ Дугин или говоривший пронзительные слова Максим Шевченко могли быть не правы. Но действующий премьер и кандидат Путин — он же одобряет митинг на Поклонной и благодарит вышедших на него граждан? А ведь вы сколько раз видели своими глазами, точнее, глазами федеральных каналов, как он молился в храме одесную Патриарха Кирилла? Как же это понимать?

Ответа не дает ни быстрая птица-тройка из заставки новостей госканала, ни даже обстоятельная итоговая передача «Неделя с Марианной Максимовской» на канале РЕН-ТВ.

{-page-}

 

©  Андрей Попов / РИА Новости

Митинг на Поклонной горе. Выступление Сергея Кургиняна

Митинг на Поклонной горе. Выступление Сергея Кургиняна

Маленькие детали

Про «сторонников режима» (так ведущая условно обозначила пришедших на Поклонную) в «Неделе» рассказывают не так и не то, что другие каналы. Вот нескончаемый поток уходящих с митинга на Поклонной уже через несколько минут после его начала. Вот токарь Валерий Трапезников сообщает, что не жалеет о своем эмоциональном выступлении в Екатеринбурге, а несинхронный дуэт братьев Нестеровых предъявляет автору сюжета Вадиму Кондакову наглядную агитацию за кандидата Путина ручной работы. Находится даже место и для учительницы Елены Артемьевой, дерзнувшей признаться, что работников школы обязали идти на Поклонную, и для ответственного за телефон доверия Общественной палаты Олега Волкова, подтвердившего, что звонков о подобных фактах было несколько десятков. Жалко, что все это скороговоркой, — остается чувство, что вы что-то упустили.

О митинге на Болотной «Неделя» РЕН тоже говорит немного иначе, чем другие каналы. Туда, оказывается, пришли не только националисты и буддийские монахи с барабанами, но также клоун, австралийский турист, человек на ходулях и сторонники Сергея Мавроди с флагами «МММ» — один из держателей под некоторым нажимом со стороны корреспондента РЕН Романа Супера признает Мавроди политзаключенным. Кандидат Прохоров оказывается менее сговорчивым, уклончиво отвечая на смелый вопрос РЕН о подштанниках. Здесь дают слово Дмитрию Быкову, Юрию Сапрыкину и Ольге Романовой; показывают — правда, сумбурно и галопом — автомобильную акцию «Белое кольцо». И в общем, у вас возникает впечатление, что корреспондент Роман Супер полагается на коллег с других каналов, которые ведь расскажут, что и как там было на Болотной, а он может заняться деталями, украсить цукатами скучное блюдо дня.

Следя весь день за репортажами с митингов, вы перестаете различать, где какой телеканал, но сразу определяете по картинке, где какой митинг. Если много российских флагов и напечатанных типографским способом транспарантов с именем Путина — это Поклонная. Если никаких транспарантов с именем Путина нет, а есть белые шарики, зеленый крокодил и человек в костюме танка — это Болотная. В толпе на Поклонной операторскому глазу, видимо, поживиться нечем, зато здесь пир уха: ораторы здесь точно речистее «болотных» — чего стоит один только громовержец Кургинян. А писатель Проханов, с его поэтическим определением оранжевого — «цвет собачьей мочи на снегу» — и научно-фантастическим требованием, «чтобы наш русский звездолет летел к Марсу»! Засыпая, вы понимаете, что над смыслом категорического императива философа Дугина «Россия будет великой, либо ее не будет вообще!» можно размышлять еще очень долго.


Воскресенье, 5 февраля

Проведя у телевизора всю субботу, оставшийся выходной вы посвящаете другим делам и возвращаетесь к телеэкрану только после ужина. Итоговая передача канала «Россия-1» «Вести недели» в 20:00 сообщает, что в общей сложности на улицы России в субботу вышло митинговать около 230 тысяч человек. Далее вас накрывает ощущение дежавю: вот репортаж о митингах Андрея Медведева, за ним идет поучительный урок истории (как мирный Февраль 17-го обернулся кровавым Октябрем) вперемежку с поучительными цитатами из Александра Солженицына, затем — поучительные примеры того, к чему приводят современные уличные выступления в Египте. То же и чуть ли не в том же порядке вы уже видели и слышали в этой передаче в декабре — то ли после Болотной, то ли после Сахарова, то ли оба раза?

Есть, однако, и новое. Если прислушаться, почти все сентенции из Солженицына о Феврале 1917-го (сходство с ним нынешнего февраля подчеркивает в своем сюжете Андрей Кондрашов) упрекают тогдашнюю царскую власть за вялость, нежелание и неспособность себя защитить, бездействие, нерешительность; за то, что она, боясь кровопролития, не дала отпора вышедшим на улицы и не решилась применить против них силу. Все это прописывается на экране черным по красному и озвучивается дикторским голосом — этими пространными укорами в адрес нерешительной власти сюжет перемежают раза три, не боясь утомить зрителей. Смело, соображаете тут вы. Даже дерзко. Если авторы передачи госканала способны с помощью Солженицына преподавать такие внушительные уроки не только митингующим, но и власти — зря все говорят, что на государственном телевидении никто пикнуть не смеет.

«Воскресному Времени» на «Первом канале» тоже есть чем вас удивить. Ведущий Петр Толстой с ходу заявляет: «Гражданское общество вышло на улицы». Еще несколько недель назад здесь вроде намекали, что обычно на улицы выходят известно чьи наймиты и что уличные выходы кончаются известно чем (как, например, в арабских странах), а теперь вот как. Впрочем, все мы иногда бываем непоследовательны — сами же граждане, судя по репортажам с Поклонной, в субботу выходили туда с плакатами «Мы не арабы». Вдобавок выясняется, что митинг на Поклонной проходил под лозунгом «Не дадим развалить страну», хотя вчера поминался другой лозунг. Впрочем, замечание ведущего, что вчерашние митинги, по сути, «противостояние двух систем ценностей», сразу же многое вам объясняет.

У «Центрального телевидения» на НТВ для этого другое название — митингующих они делят на «поклонных и непоклонных», а сюжет о двух больших столичных митингах в передаче разыгрывают как перекличку между репортером с Болотной и репортером с Поклонной. Это позволяет рисовать очень наглядные параллели. Вот люди на Болотной называют себя и говорят, зачем сюда вышли, — а вот люди на Поклонной отворачиваются от камер и закрывают лица. Но это вас как-то сразу и смущает. Особенно когда репортеры переходят с неизвестных на известные личности, сопоставляя готовящуюся выступить на Болотной симпатичную писательницу Улицкую и готовящегося выступить на Поклонной и, видимо, несимпатичного кому-то писателя Проханова. Совсем становится туго, когда на Поклонной доходит до выступления симпатичной Татьяны Тарасовой, прямо и откровенно поддерживающей Путина. То, что освещать Болотную НТВ отправило лирическую Екатерину Гордееву, а Поклонную — язвительного Алексея Кудашова, усиливает погрешность эксперимента. Оказывается, что на Болотной собрались если не сплошь умницы и пусики, то однозначно не овощи, там была «самая лучшая в жизни толпа» — по крайней мере в жизни писательницы Улицкой. А какая на Поклонной толпа собралась, трудно сказать — подбирать эпитеты для нее даже язвительный Кудашов не стал. Весьма вероятно, думаете вы, все было точно так, как задумал автор идеи, — но кабы он поменял репортеров местами, это было бы намного убедительнее.


Переход на личности

Переход на личности вас тем не менее радует — приятнее все-таки, когда диалог ведут не площади или системы ценностей, а живые люди вроде Ксении Собчак с Анатолием Вассерманом и Валерием Трапезниковым в той же «ЦТ» или они же в большой компании участников передачи «НТВшники». И не только потому, что митинги федеральное телевидение показывает уже месяца два, а их обсуждение — впервые. Просто даже на большом федеральном экране заметно, что у живых людей, пусть они и отстаивают разные ценности, иногда выходит друг друга расслышать.

Особенно это заметно вам в студии передачи «Первого канала» «Гражданин Гордон», где собрались обсудить прошедшие митинги Сергей Кургинян, Ольга Романова, Александр Архангельский, Эдуард Багиров, Александр Секацкий и Андрей Кончаловский. Вы согласны с ведущим Александром Гордоном, что вот получается же иногда говорить спокойно даже таким оппонентам на такие темы. Вы почти умиленно отмечаете, что и сам гражданин ведущий говорит сегодня не как психиатр с тяжелыми пациентами, а как снисходительный учитель с небезнадежными детьми, которым надо найти ответ на вопрос контрольной задачи. Он только один раз терпеливо напоминает, что речь идет о судьбах нашей с вами страны, призывая отыскивать в этой студии консенсус и предлагать план действий.

Разглядывая это негромкое собрание (даже Кургинян не выглядит тяжелым пациентом), вы гадаете: в Гордоне тут дело или в том, что все уже накричались на митингах?

Или вообще зря эти граждане неделями мучились, организуя митинги, и часами мерзли на морозе, раз о судьбах нашей с вами страны можно за час с небольшими рекламными паузами договориться прямо в студии федерального телеканала под присмотром внятного ведущего?

Одно мешает: все это время находящаяся в той же мирной мизансцене Ольга Романова отчего-то молчит, вообще никак не участвует в дискуссии и поисках плана действий. Может, вы чего-то упустили? Не исключено — особенно если у вас только федеральное телевидение и нет интернета.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Anton_Khitrov· 2012-02-07 18:14:40
    На Болотной тоже говорили о Поклонной - просто гонка вооружений какая-то
  • Alexandr Butskikh· 2012-02-07 20:59:52
    Не нравятся мне выступающие на Поклонной и на Болотной.
    Но идентифицироваться с людьми на Поклонной просто невозможно. Разве что стать каким-нибудь tridi.

  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›