Накануне запуска нового телеканала «Москва-24» его генеральный директор объяснил ЕГОРУ МОСТОВЩИКОВУ, кто и зачем будет этот канал смотреть
Имена:
Игорь Шестаков
© Предоставлено «Москва-24»
Игорь Шестаков
В 10 вечера 4 сентября под праздничные залпы салюта в честь Дня города с третьей кнопки пульта навсегда исчезнет канал «Столица». На его месте появится новый круглосуточный информационный канал «Москва-24», призванный постоянно держать москвичей в курсе всех происходящих в городе событий — новости, происшествия, пробки, катаклизмы, открытия, проблемы, мероприятия, вопросы заработка и досуга, афиша, власть и ее творческие планы. Накануне крупного перевоплощения «Столицы» ЕГОР МОСТОВЩИКОВ поговорил с Игорем Шестаковым, генеральным директором канала «Москва-24».
— Что такое «Москва-24»?
— Это городской канал. В городе до сих пор не было информационного городского канала, и мы его попытаемся сделать. Мы в этой сфере не первые — во многих зарубежных крупных городах есть свои городские каналы. Москву трудно назвать просто городом — это и столица, здесь и население 12 миллионов человек, огромная территория, информации здесь более чем достаточно. И эта конструкция достойна того, чтобы у нее был свой канал. Попробуем на этом поле поиграть.
— Для чего «Столице» потребовался ребрендинг?— Ровно по этой причине. Меня назначили генеральным директором, а я не очень понимал концепцию «Столицы», поэтому была предложена другая концепция. «Столица» была чем-то универсальным, с качествами, свойственными большим каналам с большими бюджетами, типа «Первого», «России» и НТВ. Поскольку у канала было значительно меньше денег, то складывалось слабое подобие каналов Большой Тройки. Такой путь был бесперспективным — делать еще один как бы федеральный канал и конкурировать с такими каналами несколько бессмысленно. А играть на поле, где никого нет, — совсем другое дело.
— А название менять почему пришлось?— Канал существовал не один год, у него была репутация. Не считаю правильным ругать тех, кто работал до тебя, поэтому я скажу так: чтобы сегодня изменить отношение к каналу «Столица», потребуется гораздо больше усилий, чем на создание нового канала. Мы поэтому пошли по легкому пути — на месте старого появится просто совершенно другой, ни в чем не похожий на «Столицу» и не имеющий никакой преемственности канал.
Читать текст полностью
— В своем небольшом интервью «Афише» вы говорили о том, что на телевидении о Москве не хватает локальности, ведь в Москве в некоторых районах даже погода разная. «Москва-24» будет давать такую локальность?
— Конечно, это будет канал с большой степенью локализации, которая по разным причинам недоступна федеральным каналам. Недоступна в силу того, что у них другие задачи и они ориентированы на всю страну, а жителям страны неинтересны события, имеющие четкую географическую привязку, потому что посетить места, о которых идет речь, они просто не в состоянии.
© Предоставлено «Москва-24»
Игорь Шестаков
— А как это будет выглядеть? Скажем, я живу в Южном Бутово — мне и людям из Алтуфьево будут показаны какие-то разные новости и у нас будет разная повестка дня?
— В такую степень локализации мы, конечно, углубляться не станем, но у нас будет ежедневная шестиминутная программа «10 округов», где мы по очереди будем рассказывать о каждом округе. У них и своя история есть, свои достопримечательности, своя экономика, производство, в них живет минимум миллион человек. Будем встречаться с префектами, спрашивать про их работу, инициативы, не всегда заметные. С периодичностью раз в три недели каждый округ будет представлен на канале. Это наибольший тип локализации, который мы можем себе позволить. Все остальное — это общая информация для жителей города. Мы сознательно ограничили свои интересы окружной дорогой — МКАД, но город сейчас будет расширяться, так что в какой-то момент наша работа увеличится в 2,4 раза. Территорий для работы будет больше гораздо.
— Какие еще программы будут выходить на канале?
— У нас немного смещен временной график новостных программ: вместо традиционных 00 минут каждые 30 минут будет выходить большая информационная программа «Мегаполис». Мы хотим этой программой поймать тех, кто уже посмотрел выпуски новостей федеральных каналов, ознакомился с глобальной ситуацией, а теперь может ознакомиться с городскими новостями.
У нас будет очень много прямых включений. Федеральные каналы вынуждены вести орбитальную систему вещания, когда из-за большого количества часовых поясов приходится, по сути, делать несколько каналов, чтобы они разумно ложились на ту или иную часть населения — чтобы утро было утром, а вечер — вечером. Когда в Москве показывают вечерние передачи, на Дальнем Востоке утро. И то, что удобно смотреть вечером в Москве, не покажешь одновременно на Востоке, где сейчас утро и нужны другие программы. А у нас по-другому совсем — реальное утро, реальный день, реальный вечер, один — пока — часовой пояс.
Нас интересуют городские новости, работа администрации, о которой мы хотим рассказывать и с которой хотим говорить, потому что не всегда информация поступает в нужном виде — чаще в искаженном, так как нет нормального источника информации. Будем объяснять, что городские власти пытаются сделать, будем говорить про городскую экономику, ведь это город с четвертым бюджетом в мире. Также в Москве имеется богатейшая городская афиша. Ну и да, у нас есть интересные с графической точки зрения способы показать пробки в Москве.
— У вас правда будет новостной вертолет? Будете летать над городом и рассказывать о том, что в нем творится?
— Это напрямую связано со всевозможными разрешениями и с тем, что летать в городе нельзя, но надеемся, что у нас появится такое средство передвижения. Мы будем стараться этого добиться. Вообще же, если посмотреть на некоторые места Подмосковья, где проживают многие москвичи, для ряда состоятельных граждан добираться на работу на вертолетах стало вполне нормальным — так как в Москве летать нельзя, то они садятся на подлете к городу, а затем пересаживаются на машины и едут дальше.
— Возвращаясь к новостям и диалогу с властями. У нас тут стали массово шарашить плитку — канал «Москва-24» будет объяснять зрителям, зачем им нужна эта плитка, чем она хороша и почему нужно сейчас заниматься ею, а не чем-нибудь другим?
— В том-то и дело! Вы же знаете, что сразу же начались разговоры о том, что это дела жены Собянина, потом власти объяснили, кто в этом деле подрядчики, рассказали, сколько их (кажется, порядка шестнадцати), что это большое количество структур, что объемы работы колоссальные, а плитка с эстетической точки зрения и даже для здоровья предпочтительней асфальта. Правда, что с ней будет зимой, когда температура будет ниже нуля, никто не знает. Есть авральные ситуации, когда надо действовать быстро, не всегда соблюдая технологию, так что остаются претензии. Поэтому в случае такой истории нужно рассказать несколько вещей. Во-первых, объяснить, зачем ее кладут, как ее будут класть. Во-вторых, где ее будут класть. А в-третьих, искать тех, кто ее плохо кладет. Собственно, городские власти занимаются тем же самым, но когда с самого начала никто ничего толком не объясняет, получается много вопросов. Одна из наших задач — говорить с властью, узнавать, что они хотят делать, смотреть, что в результате получается.
— А Собянин в этом разговоре как будет принимать участие? У него будет своя программа?
— Для нас это была бы честь, если бы мэр города общался с нами регулярно. Здесь должно получиться примерно то же самое, что с федеральными каналами — первые лица государства регулярно там появляются, дают информацию из первых рук, поднимают рейтинги. Так что да, сделать программу с мэром было б отлично.
— В том же интервью вы говорили о том, что канал должен стать чем-то вроде «инструкции по применению» города, но не объяснили, что это значит.
— В городе очень много приезжих, и основная их цель — заработать деньги и их потратить. Как заработать и как потратить, мы и будем рассказывать. Поэтому мы говорим, что наш канал — для пользователей.
— Мне просто при словах «Москва» и «инструкция по применению» приходит в голову программа ТНТ с таким названием, где бегали веселые девицы в чепчиках и рассказывали, где правильно покупать табуретки, и номера «Большого города» с атласом Москвы, разделенным на кусочки — про каждый кусочек есть история, полезные советы и адреса. Ваша инструкция будет похожа на это?
— «Инструкция по применению» — удачное название, но мы будем более информационными, более прямоэфирными и более новостными. То были авторские, журналистские передачи, а мы хотим отображать то, что происходит в действительности, а не придумано журналистским коллективом.
— Хорошо. Но отсюда вопрос: если происходит новая Манежка, где в это время будет «Москва-24»?
— Не дай бог, конечно, чтобы такие ситуации повторялись, но для нас канал состоится и будет таким, как надо, когда в кризисные дни, в экстренных ситуациях, катастрофах, катаклизмах мы будем первыми по освещению этих событий. Мы готовимся, готовим себя и наши ресурсы, чтобы стать первыми в таких событиях. Технологические наработки для этого уже есть. Как я уже говорил, большие каналы, которые базируются в этом городе, в силу своей незаинтересованности в локализации не налаживают, как налаживаем их мы, крепких отношений во дворах, ДЕЗах, метро, аэропортах, вокзалах. У больших каналов такой задачи не стоит, и когда происходят какие-то события в Москве, то их попытки отреагировать не всегда удачны. А у нас будет конструкция связи со стратегически важными объектами, в которой мы всегда знаем, кому позвонить, как достать людей, которые нам быстро прокомментируют, расскажут, что происходит. Кроме того, в Москве сейчас есть крайне устойчивая связь, в том числе мобильная, поэтому многие вещи надо просто передавать с помощью мобильного телефона, что в остальной России не всегда получается.
Московский информационный канал — это, по большому счету, ручная сборка. На федеральных каналах существуют международные агентства, российские агентства, видеообмены, региональные сюжеты. Можно сказать, что проще верстать выпуски, чем создавать московские городские программы, потому что у нас нет общего информационного агентства для города, у нас есть в каждом из крупных информационных агентств московское подразделение, то есть спрос на московские новости ввиду заказчика невелик. Нам придется в какой-то мере создавать свое информационное агентство, куда должна будет стекаться информация. Вроде бы находишься в этом городе, вроде бы у тебя все под рукой, но понять, откуда берется информация, как она стекает — все это нам придется делать заново, потому что в нужном объеме и с нашими запросами нужного единого источника не существует.
— А как проходила перестройка внутри структуры самой «Столицы»? У вас же получается, что был один канал, и в одно мгновение на той же частоте появится другой совсем канал — как это делалось в старой структуре?
— Это интересная, необычная история. Я занимался раньше на ВГТРК запуском новых каналов, и каждый новый канал делается с нуля, без предыстории. А существовал канал «Столица», на нем работали люди, он должен был выходить в эфир, поэтому параллельно с работой «Столицы» мы создавали другой канал. Это еще к тому, что мы не просто его создавали, но отстроили для него новый телецентр и переехали с «Останкино». У нас не было двух бюджетов, и надо понимать, что нельзя, работая со старым коллективом, старой версткой, старым устоем, старым отношением к информационной жизни, однажды проснуться и сделать другой канал. Так не бывает. Маховик должен закрутиться, должны появиться новые люди, новые технологии, новые идеи, новые причинно-следственные связи должны вырабатываться. Мы очень резко ужались по бюджету, перешли на большое количество повторов, на ограниченные закупки, старались на всем экономить, потому что бюджет принимался еще год назад, и никто дополнительных денег давать не собирался. Создавали вместе с этим модель нового канала, создавали новый телецентр. В работе нового канала будет принимать активное участие ВГТРК, так что они нам помогали с созданием новой студии и технологии. Без них мы, конечно, с такой конструкцией не справились бы.
Мы на 90 процентов обновили личный состав — не всем из старого коллектива новые задачи были по плечу, поэтому пришли новые люди. Мы не устраивали огульных увольнений, а предложили новую модель. и люди уже сами либо соглашались, либо не соглашались работать. Потому что предложенный график и требования к сотрудникам многим показались завышенными и сложными для существования. Работа на новостном канале — задача крайне утомительная для журналиста, потому что нет нормированного рабочего дня, очень высокая концентрация творческой энергии, потому что работа кипит здесь круглые сутки, нужно постоянно создавать много продуктов, а потому и люди другие понадобились.
По той же причине понадобился новый телецентр — те условия, в которых делалась «Столица», как минимум можно назвать несовременными. «Останкино» строилось к 50-летию Октябрьской революции, центру больше сорока лет, «Столица» арендовала там небольшие студии, и потому у них были небольшие возможности для развития. Мы нашли редкий для Москвы завод на «Белорусской», удобная постройка, отличные пролеты, высокие потолки. Создали, как мне кажется, уникальную для Москвы многоуровневую конструкцию, где работа ведущих и журналистов происходит на нескольких уровнях. Мы ее с помощью шестнадцати камер постараемся во всех ракурсов показать. Обычно как? Студия — это пол, на котором стоит декорация, свет, камеры на колесиках катаются. У нас же объединенное пространство, где люди на разных уровнях связаны и общаются, камеры перемещаются. Система координат не только X и Y, а еще и Z. Почти что 3D.
— Что-то вроде «Дождя»?
— Даже выше.
— Кстати, насчет «Дождя». Генеральный директор этого канала, Наталья Синдеева, поделилась с The Village своими соображениями насчет того, какой должна быть «Москва-24». Одно из главных ее соображений заключается в том, что канал должен вести диалог с москвичами. Будет такое?
— Это, разумеется, одно из основных направлений для нашего канала. Активное вещание позволительно городским каналам, потому что у крупных каналов даже бывает так, что часть программ заявляется как прямой эфир, а на самом деле это не эфир, а дубль. В Москве же мы живем в одном измерении, все здесь и сейчас, поэтому все могут позвонить в студию, задать вопрос, указать на проблему, его выслушают. У нас есть проект «Народный контроль», когда люди обращаются к нам за помощью и мы оказываем ее по мере возможности. Например, позвонил человек и попросил разобраться со светофором на Таганской площади: зеленый свет гаснет слишком быстро, не успеваешь дорогу перейти. Наши журналисты выехали на место, замерили скорость переключения светофора с секундомером, сравнили с официальными скоростями переключения, выяснили, что сбита программа у регулировщика, обратились в центральную диспетчерскую города, которая управляет всеми светофорами, его перенастроили, и он теперь нормально работает. Мы покажем этот сюжет в скором времени после запуска. Такие выпуски будут сопровождаться комментариями и советами. А вопросов таких с коммунальным хозяйством, проживанием, юридическими неурядицами очень много. Мы будем не только просвещать, но решать такие проблемы.
— Что будет, если в эту программу позвонят жители Малого Козихинского переулка и скажут, что люди Никиты Михалкова строят у них во дворе гостиницу?
— Такие истории сами по себе нелегкие и неоднозначные. Мы не хотели бы быть политическим каналом, хотим быть информационным каналом, а это разные вещи. Многие небольшие каналы и радиостанции быстро наращивают свою популярность такой оппозицией, не всегда вникая в суть дела — выгодно показать раздор, на этом остановиться. История с Химкинским лесом неоднозначна; чтобы говорить про гостиницу, нужно почитать документы и понять, что там вообще происходит. Безусловно, такие случаи надо разбирать, но только если их можно осветить в телевизионном формате — как вы знаете, эти истории, при всей привлекательности яростного столкновения двух сторон, не всегда возможно адаптировать под телевидение. История эта может быть такой длинной, что мы растеряем всю аудиторию, пока ее расскажем. Ну, не стоит забывать, что наш канал финансируется из бюджета, поэтому с ходу нападать на что-то мы не можем: нам нужно прежде во всем внимательно разобраться, потому что ошибаться мы не можем. Ошибки ведут к потере индекса доверия, чего нам не хочется. Поэтому такие истории должны тщательно изучаться, а потом приспособляться под формат. Конечно, мы с ними будем сталкиваться. Это просто требует внимательного подхода.
— Теперь самый важный вопрос. Я не смотрю телевизор. Каждый раз, как я случайно что-то по нему вижу, мне становится страшно. Большая часть моих знакомых телевизор тоже не смотрит — тоже, наверное, боятся. Зачем нам, москвичам, надо смотреть «Москву-24»?
{-tsr-}— Знаете, весь мир, с точки зрения потребления информации, делится на ленивых и активных. Телевидение до сих пор выживает именно благодаря тому, что ленивых больше. Одно дело, когда человек сам будет искать и собирать информацию у себя на компьютере, другое — когда этим профессионально занимаемся мы, отбираем, ищем, сообщаем. Поскольку в определенные сегменты времени мы будем выдавать разные продукты, я думаю, где-то в течение месяца люди поймут, что и в какое время им нужно искать на нашем канале. Если вас интересуют городские новости, вы в 30 минут их смотрите, если вам интересно про ресторанную критику, то это одно время, безопасность — другое, афиша — третье. Это удобная навигация.