Просмотров: 23801
Олег Нестеров: «Нет общества, где есть капиталисты и пролетариат. Сейчас работают совсем другие законы»
Творческий директор BBDO Moscow ИГОРЬ ЛУТЦ обсудил с музыкантом и продюсером, кто и как сегодня задает тренды в обществе
Беседа с ОЛЕГОМ НЕСТЕРОВЫМ продолжает цикл разговоров ИГОРЯ ЛУТЦА с известными продюсерами, психологами, режиссерами, музыкантами,Читать!
Игорь Лутц: Я слышал про твой интерес к теме нетократии — теории шведского композитора и продюсера Александра Барда о новом господствующем классе нашего времени. Ты действительно так серьезно относишься к идее о том, что в мире появились новые философские категории, которые пришли на смену концепции противостояния буржуазии и пролетариата?
Олег Нестеров: В 2004 году я попал на семинар Барда, когда он презентовал книжку «Нетократия» в Москве. И у меня случился переворот в сознании. Стало понятно, почему что-то не получается. Я-то думал, что я здесь, а на самом деле был совсем в другом месте. Где действуют абсолютно другие законы. И не иметь их в виду, занимаясь музыкальными проектами, — глупость.
Лутц: А каким образом связана теория новых классов и смены парадигмы с музыкальным продюсированием?
Нестеров: Первое, что нужно понимать при разработке и продвижении музыкального проекта, — на кого он рассчитан. Согласно Барду, сегодня есть два класса: консьюмериат и нетократы. В первом случае это односторонние каналы и медиа, а также величайший праздник диснейлизации культуры и отдыха. Во втором — это формирование своего жизненного пространства и мироощущения. А также, конечно же, умение ориентироваться в потоках информации, которые неожиданно свалились нам на головы, и отделять правильную информацию от ненужной. Собственно, это главный козырь нетократов и есть. Как продюсер и музыкант, я занимаюсь и теми и другими — и консьюмериатом, и нетократами. Конечно, больше моих проектов рассчитано на нетократическую аудиторию. Я думаю, что в рекламе это тоже все живет и существует.
Лутц: Конечно, ведь внимание — это основной ресурс, за который мы боремся. Есть классическая фраза Билла Бернбаха: «Если твою рекламу не заметили, то все остальное — академические рассуждения».
Нестеров: Бард нарисовал очень простой график, который у меня почти каждый день в голове. Ось Х у него — это ось доверия и качества. А ось Y — это ось узнавания. И он прокомментировал это так: «Представьте себе монгольского гитариста, который играет на двухструнном инструменте. И он лучший в мире по шкале “Качество и доверие”. Но поскольку его никто не знает, то по шкале Y у него ноль, а ноль, умноженный на сто, дает ноль. Или пилоты “боингов”, которые врезались 11 сентября в башни. Весь мир вздрогнул, и по шкале узнавания сто, а по шкале качества и доверия — ноль». Это к вопросу внимания.
Лутц: Вернемся к нетократам и консьюмериату — как происходит взаимодействие между ними? Кто на кого влияет?
Нестеров: То, что сегодня является уделом нетократов, через какое-то время неизбежно тиражируется и подхватывается консьюмериатом. В музыке это тоже достаточно ярко подтверждается. Нетократические звезды, такие как Лили Аллен, рано или поздно становятся достоянием поп-культуры. Да и наши тоже не отстают. Например, Петр Налич, самый первый и состоявшийся отечественный флагман нетократической аудитории, тоже поучаствовал в шабаше консьюмериата.
Лутц: Похожая история происходит с нишевыми брендами. Возьмем Quick Silver, который формировался как бренд для серфингистов, и только маленькое сообщество понимало, что это круто. Он потихоньку разросся и стал мейнстрим-брендом. А пацаны, которые действительно катаются, теперь выбирают новые бренды… Ну а есть ли какой-то рецепт, чтобы сохранить баланс? Ты же не стал поп-культурой.
Нестеров: Нет, не стал. Но это вопрос мироощущения. Я очень быстро понял, что хиты писать я могу, но станет ли от этого моя жизнь счастливой? Не факт. Скорее всего, нет. Потому что я вижу, как звезды эксплуатируют свой талант и становятся заложниками собственной популярности. У меня судьба смешная и трагическая одновременно. Потому что я как девушка-динамо — очень много обещал своей аудитории, но до конца не давал. И от народной любви, по большому счету, всегда убегал. До конца идти было скучно.
Если говорить о балансе — как выйти из ниши, но не уйти в совсем уж мейнстрим, то тут ситуация простая. Как с брендами, так и с артистами, важно подтвердиться на новой территории по шкале «качество и доверие», чтобы тебя полюбили и массы тоже. Потому что у тех немножко другой взгляд. Немножко другие требования, система координат. Пароль «свой-чужой» немножко другой… Опасность в том, что можно отсюда уйти, а туда не прийти, и поэтому многие люди интуитивно туда и не хотят идти. Они просто знают, что там они никогда не будут нужны. Поэтому идут и открывают новые территории согласно закону: гений может сделать штуку, которая будет принята пятьюдесятью последователями, каждый из которых продаст миллион таких штук. Это как с The Velvet Underground.
Лутц: Наша индустрия работает с массами. Если мы будем абсолютно эквивалентны, то не будем интересны. Но в то же время, чтобы быть им интересными, мы должны быть на шаг впереди аудитории. Не на два, а именно на шаг. Наша задача — подойти близко-близко к краю, это должна быть почти народная песня. Но в то же время нужна такая отстраненность, которая цепляет, вызывает интерес, притягивает. Ты же стоял на этой грани всенародной любви. Как тебе удалось не свалиться в пошлость?
Нестеров: Мне кажется, как ни смешно это прозвучит, главный критерий, эта граница, все равно называется словом «правда». Кстати, в поп-музыке правда, может быть, нужна даже больше, чем в классической музыке, в джазе или в роке. В классике можно скрыться за тем, что это респектабельно, джаз — это интеллект, рок-музыка — мода. Но поп-музыка, если она не честная и не доходит до сердца (пусть стихи глупые), долго не продержится. Хорошая поп-музыка очень долго живет. Раньше музыка была честнее, чем сейчас. До возникновения музыкального видео, когда была просто песня и она сражалась на мечах как таковая, поп-музыка была совершенно другая. Те песни будут дольше жить, нежели сегодняшние хиты. Поэтому правда даже в массовой культуре очень важна.
Лутц: А откуда эта правда берется?
Нестеров: Из любви.
Лутц: Многие рекламщики, не любя людей, хотят любви всенародной. Недаром же у нас сейчас такая волна — многие рекламисты мечтают быть режиссерами. Для меня это комплекс недолюбленности: вроде ты что-то делаешь, а никто не говорит про твои ролики ничего такого особого. Вот и возникает иллюзия, что сейчас ты пойдешь снимешь кино — и все вдруг увидят, какой ты замечательный и талантливый человек. Но чуда, как правило, не происходит, потому что надо дико любить людей и быть готовым отдать им себя. Только тогда есть шанс.
Нестеров: А может ли любовь к своей аудитории стать нормой для корпоративной культуры — вот прямо как зубы почистить?
Лутц: Я думаю, сегодня пока не может, потому что, если честно, наша индустрия пока молодая и инфантильная. Много случайных людей, которые пришли за самовыражением. Ничего плохого в этих амбициях нет, но просто надо понимать, что мы занимаемся коммерческим творчеством и надо находить баланс между бизнесом и искусством. К сожалению, многие мои соратники по цеху часто делают рекламу для себя, для своих друзей, чтобы показать друг другу, какие они замечательные, какие умные книги они читают, какие интересные фильмы смотрят и какую классную музыку они слушают. При этом о тех людях, для которых эта реклама создается, мало кто вспоминает.
Нестеров: Но на самом деле нужно любить свою аудиторию. В поп-среде не везде, но часто встречаешь расхожую фразу «пипл схавает». Это как в столовке ЗИЛа в 70-е годы повара готовили себе биточки на сливочном масле, а рабочему классу — на комбижире.
Читать!
Увы, сейчас это не так. Радикальный пример — возьмем рекламу в метрополитене. Когда усталый человек идет, он попадает в ад — гулким эхом на разные лады что-то играет, что-то говорит… Человек просто сходит с ума. Как он будет относиться к такой рекламе?
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452217
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270021
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784769
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761786
- 8. Коблы и малолетки 742007
- 9. Затворник. Но пятипалый 473383
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404523
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371656
Он именно тонко чувствует - где подать вперед, а где остановиться. Он именно и говорит о тонком чувстве вкуса - и что массмедиа-индустрия не должна быть лишена последнего.
Побольше бы таких продюсеров!)))
Удачи всем творческим людям